Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2009 г. N Ф09-1030/09-С6
Дело N А50П-657/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Мындря Д.И., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 29.09.2008 по делу N А50П-657/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Администрация г. Кудымкара обратилась в Арбитражный суд Пермского края в г. Кудымкаре с иском к инспекции о признании недействительным договора о передаче в безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества от 11.12.2007.
Решением суда от 29.09.2008 (судья Четина Н.Д.) исковые требования удовлетворены, договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества от 11.12.2007 признан недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 (судьи Няшин В.А., Никольская Е.О., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция считает, что она была вправе безвозмездно пользоваться спорными помещениями на основании подп. 3 п. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) и ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По мнению заявителя, процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную начата; договорами, актом приема-передачи имущества, свидетельствами о праве собственности на землю, передачей имущества на баланс инспекции подтверждается наличие предложения органов местного самоуправления о передаче имущества.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией г. Кудымкара (ссудодатель) и инспекцией (ссудополучатель) заключен договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества от 11.12.2007, согласно условиям которого ссудодатель передает ссудополучателю в безвозмездное пользование двухэтажное нежилое здание, являющееся муниципальной собственностью, площадью 701 кв.м, расположенное по адресу: г. Кудымкар, ул. М.Горького, 7 для использования под офис.
Администрация г. Кудымкара, полагая, что названный договор является недействительной сделкой, поскольку противоречит ст. 167, 168, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1.2 Порядка передачи муниципального имущества "Городской округ - город Кудымкар" от 30.12.2007, утвержденного Решением Думы городского округа от 30.11.2007 N 136, принятого в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 215, 689, 690 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1.2 Порядка передачи муниципального имущества, пришли к выводу, что администрация г. Кудымкара не вправе была заключать договор от 11.12.2007, поскольку оснований для передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование инспекции не имелось.
Данные выводы судов являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
На основании ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок передачи муниципального имущества муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" утвержден Решением Думы городского округа от 30.11.2007 N 136.
В соответствии с п. 1.2 Порядка передачи муниципального имущества ссудополучателями могут выступать: муниципальные унитарные предприятия и учреждения, юридические и физические лица, предоставляющие услуги детского питания в муниципальных образовательных учреждениях, юридические и физические лица, выполняющие за свой счет отдельные функции муниципального образования по решению местных вопросов или реализующие городские целевые программы, иные организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что ответчик не относится к числу организаций, которые могут являться ссудополучателями муниципального имущества, а следовательно договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества от 11.12.2007 является недействительным.
При этом суды правомерно отклонили доводы инспекции о том, что спорное имущество может быть использовано безвозмездно в связи с тем, что оно подлежит передаче в федеральную собственность как необходимое для осуществления полномочий данного государственного органа.
На основании подп. 3 п. 8 ст. 85 Закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 названным Законом, другими федеральными законами, а в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.06 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органом местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Передача имущества связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Из содержания указанных выше правовых норм следует, что переходный период, в течение которого органы государственной власти имеют право на безвозмездное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается для случаев, когда начинается процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную в связи с разграничением полномочий соответствующих органов государственной власти.
Судами установлено, что предложения органа местного самоуправления о передаче спорного помещения в федеральную собственность уполномоченным исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, не направлялось.
Учитывая, что в рассматриваемом споре указанная процедура передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации не начиналась, суды пришли к правильному выводу о том, что у инспекции отсутствует право на безвозмездное пользование муниципальным имуществом, поскольку оснований для применения подп. 3 п. 8 ст. 85 Закона о местном самоуправлении, не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки сделанных судами выводов у суда кассационной инстанций в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 29.09.2008 по делу N А50П-657/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Передача имущества связана с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Из содержания указанных выше правовых норм следует, что переходный период, в течение которого органы государственной власти имеют право на безвозмездное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается для случаев, когда начинается процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную в связи с разграничением полномочий соответствующих органов государственной власти.
...
Учитывая, что в рассматриваемом споре указанная процедура передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации не начиналась, суды пришли к правильному выводу о том, что у инспекции отсутствует право на безвозмездное пользование муниципальным имуществом, поскольку оснований для применения подп. 3 п. 8 ст. 85 Закона о местном самоуправлении, не имеется.
...
решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 29.09.2008 по делу N А50П-657/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2009 г. N Ф09-1030/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника