Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 марта 2009 г. N Ф09-1026/08-С3
Дело N А50-14616/2008-А6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гавриленко О.Л., судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2008 по делу N А50-14616/2008-А6.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Плешаков В.В. (доверенность от 31.12.2008 N 121).
Обществом с ограниченной ответственностью "Металлтрейд" (далее - общество, налогоплательщик) заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителей.
Представители третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции об обязании исчислить и уплатить проценты в сумме 17486575 руб. 64 коп., начисленные в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, неправомерно доначисленных по решению налогового органа от 30.03.2007 N 35.
Решением суда от 19.11.2008 (судья Саксонова А.Н.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений, установленных ст. 46, 79 Кодекса. По мнению налогового органа, осуществление зачета не может быть квалифицировано в качестве меры принудительного взыскания, поэтому оспариваемые суммы не являются излишне взысканными, и, поскольку фактически возврат денежных средств по заявлению налогоплательщика произведен в установленный срок, оснований для начисления процентов не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считает его законным, обоснованным и вынесенным без нарушений норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято решение от 30.03.2007 N 35 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислены, в частности, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 47265159 руб. 47 коп., налог на прибыль - в сумме 49800250 руб., начислены пени в сумме 2706805 руб. 54 коп. и штрафы - в сумме 5646678 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 23498552 руб. 34 коп.
На основании данного решения налогоплательщику направлено требование N 241 по состоянию на 17.04.2007 об уплате доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов.
В отношении отказанной к возмещению суммы НДС налоговым органом 17.04.2007 в лицевом счете налогоплательщика произведено начисление указанной суммы налога к уплате и произведен зачет долга в счет ее погашения из имеющейся переплаты по НДС в сумме 53577572 руб. 63 коп.
Из имеющейся суммы переплаты по налогу на прибыль (федеральный бюджет) и НДС инспекцией 26.04.2007 произведены зачеты в счет уплаты налога на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 13267436 руб., пени - в сумме 37861 руб., штрафов - в сумме 168892 руб., а также в счет уплаты НДС на общую сумму 13771764 руб. 29 коп., доначисленных решением от 30.03.2007 N 35.
Из имеющейся переплаты по налогу на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации) инспекцией 26.04.2007 произведены зачеты в счет уплаты указанного налога в сумме 36239305 руб., пени - в сумме 132382 руб., штрафов - в сумме 558565 руб., доначисленных решением от 30.03.2007 N 35.
По налогу на прибыль, уплачиваемому в местный бюджет, налоговым органом 26.04.2007 произведен зачет на сумму 89817 руб. 88 коп.
Инспекцией 03.05.2007 произведен зачет по НДС на сумму 27874384 руб.
Общество также самостоятельно уплатило доначисленные при проверке суммы, в частности, платежными поручениями от 08.05.2007 N 136, 157, 158, 242, 243, 244.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением инспекции, обжаловал его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.06.2007 по делу N А50-5161/2007-А3 решение инспекции от 30.03.2007 N 35 признано недействительным, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2007 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 по делу N Ф09-10583/2007-С2 указанные судебные акты оставлены без изменения.
Налогоплательщик в письме от 19.08.2007 N МТ-216 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных налогов, пеней и штрафов с начисленными на них суммами процентов.
В ответ на данное обращение налоговый орган известил общество о произведенном возврате сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса, указанные суммы возвращены ему платежными поручениями от 28.08.2007.
В части процентов обращение оставлено инспекцией без исполнения, проценты за суммы излишне взысканных налогов и штрафов не начислены и не выплачены налогоплательщику, что послужило основанием для обращения общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявленные требования, придя к выводам о наличии оснований для начисления процентов на суммы, излишне взысканные, в результате незаконных действий инспекции и о наличии у общества права на получение указанных процентов.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Согласно ст. 21, 79 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.
На основании ст. 69, 70, 101 Кодекса и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.12.2005 N 503-О разъяснил, что если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно п. 4 ст. 69 Кодекса указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (то есть ст. 78 Кодекса не применяется).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела взыскание в форме зачета осуществлено налоговым органом на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 30.03.2007 N 35 и выставленного в соответствии с ним требования от 17.04.2007 N 241.
Поскольку осуществление зачета при установленных обстоятельствах является принудительным взысканием спорной суммы, суд первой инстанции обоснованно указал, что порядок ее возврата регулируется ст. 79 Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе, злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса, предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Судом установлено, что решение инспекции, согласно которому налогоплательщику доначислены суммы налогов, пеней и штрафов, признано недействительным вступившими в законную силу судебными актами; факт излишнего взыскания спорных сумм документально подтвержден; суммы излишне взысканных налогов возвращены обществу без начисления на них процентов.
Расчет суммы процентов, представленный налогоплательщиком, составленный им с учетом данных лицевых счетов, проверен судом. Размер заявленных процентов инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у общества права на взыскание с инспекции процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней.
Оснований для переоценки вывода, сделанного судом, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется. Нормы материального права применены судом правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2008 по делу N А50-14616/2008-А6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе, злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса, предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2009 г. N Ф09-1026/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника