Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 марта 2009 г. N Ф09-1382/09-С5
Дело N А71-7698/2008-Г14
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Васильченко Н.С., судей Митиной М.Г., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Республиканского открытого акционерного общества "Удмуртгаз" (далее - общество "Удмуртгаз") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А71-7698/2008-Г14 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская контора "Кольчуга" (далее - общество "Кольчуга") - Воробьева И.В. (доверенность от 06.10.2008 N 11);
общества "Удмуртгаз" - Наговицына Ж.В. (доверенность от 24.12.2008 N 12-09/255.
Общество "Кольчуга" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Удмуртгаз" о понуждении к заключению договора на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2008 год общества "Удмуртгаз" на условиях, указанных в заявке истца как победителя конкурса и в проекте договора от 26.06.2008 N И-24/А, предложенного в конкурсной документации.
Решением суда от 21.10.2008 (судья Вараксина Л.Е.) в удовлетворении иска оказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 (судьи Жукова Т.М., Карпова Т.Е., Усцов Л.А.) решение суда отменено, иск удовлетворен. Общество "Удмуртгаз" обязано заключить с обществом "Кольчуга" договор на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2008 год на условиях представленного истцом проекта договора от 26.06.2008 N И-24/А.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Удмуртгаз" просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на то, что победитель открытого конкурса по отбору аудиторской организации утверждается общим собранием общества в соответствии с п. 2 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"). По результатам голосования общество "Кольчуга" не утверждено аудитором общества "Удмуртгаз" на текущий год, в связи с чем заявитель полагает, что договор на оказание услуг по осуществлению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности общества "Удмуртгаз" за 2008 год с обществом "Кольчуга" не заключен. Кроме того, ссылаясь на п. 2 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), заявитель считает, что истец не обладает правом на обращение в суд с требованием об обязании ответчика заключить договор на оказание услуг на условиях представленного им проекта договора.
Как установлено судом, 11.07.2008 в газете "Удмуртская правда" было размещено извещение о проведении обществом "Удмуртгаз" открытого конкурса по отбору аудиторской организации для оказания услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита в целях заключения с ней договора на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита общества "Удмуртгаз".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе от 12.05.2008 победителем конкурса признана аудиторская организация, которая предложила лучшие условия осуществления аудита, заявке на участие в конкурсе которой присвоен первый номер - общество "Кольчуга", набравшее 11,33 балла.
Согласно п. 8. 1. 1 конкурсной документации, утвержденной приказом общества от 02.04.2008 N 111, заказ признается размещенным со дня заключения контракта. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" победитель конкурса либо участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер (п. 8.1.4), либо с участником размещения заказа, подавшему единственную заявку (п. 8.1.5.), либо с единственным участником размещения заказа, допущенному к участию в конкурсе (п. 8.1.6.), подлежит утверждению общим собранием акционеров общества "Удмуртгаз" в качестве аудитора заказчика на очередной год. Контракт между заказчиком и соответствующим участником размещения заказа заключается в течение 20 дней после утверждения последнего общим собранием акционеров заказчика в качестве аудитора заказчика на очередной год и определения советом директоров заказчика размера оплаты услуг аудитора, утвержденного общим собранием акционеров заказчика. Контракт с победителем конкурса может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Обществом "Удмуртгаз" в адрес истца был направлен проект договора, который был подписан истцом.
Согласно протоколу годового общего собрания акционеров общества "Уд-муртгаз" N 16 от 30.06.2008 общество "Кольчуга" - победитель конкурса от 12.05.2008 не утверждено в качестве аудиторской организации по осуществлению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности общества "Удмуртгаз" на 2008 год, в связи с чем договор на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита общества "Удмуртгаз" с истцом заключен не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Кольчуга" в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 86 Федерального закона "Об акционерных обществах", пришел к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению с истцом договора на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита общества "Удмуртгаз", так как общество "Кольчуга" не утверждено в качестве аудиторской организации общим собранием акционеров общества "Удмуртгаз".
При этом, исходя из п. 2 ст. 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд указал, что обязанной стороной по заключению государственного или муниципального контракта является не заказчик, а победитель конкурса либо участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. В силу ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца отсутствует право на обращение в суд с требованием об обязании ответчика заключить с ним договор на оказание услуг на условиях представленного проекта договора как с победителем конкурса, проведенного ответчиком 12.05.2008.
Кроме того, судом сделан вывод о том, что проведенный ответчиком 12.05.2008 конкурс следует признать несостоявшимся в силу п. 2 ст. 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку ответчик (заказчик) отказался от заключения контракта с истцом как с победителем конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа общества "Удмуртгаз" от заключения договора с истцом в связи с неутверждением его общим собранием акционеров по результатам конкурса.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в спорном правоотношении договор должен был быть заключен в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с победителем конкурса не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 2 ст. 86 Федерального закона "Об акционерных обществах" аудитора общества утверждает общее собрание акционеров.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Системное толкование вышеназванных норм закона позволило суду апелляционной инстанции прийти к заключению, что к проведению обязательного аудита в акционерном обществе, в уставном капитале которого доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов должны применяться специальные правила, содержащиеся в п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и в Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при этом в рамках данного специального регулирования дополнительного утверждения аудитора общества общим собранием акционеров не требуется. Применительно к проведению аудита в иных акционерных обществах аудитор общества утверждается общим собранием акционеров.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о ничтожности п. 8.1.1 конкурсной документации в части закрепления условия об утверждении победителя конкурса общим собранием акционеров как противоречащего действующему законодательству является правильным.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
С учетом того, что для ответчика заключение договора на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита общества "Удмуртгаз" с истцом обязательно, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требование истца о понуждении к заключению договора на условиях, указанных в проекте договора от 26.06.2008 N И-24/А (в заявке на участие в конкурсе).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда законно и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 по делу N А71-7698/2008-Г14 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканского открытого акционерного общества "Удмуртгаз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 2 п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2009 г. N Ф09-1382/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника