Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 марта 2009 г. N Ф09-1453/09-С6
Дело N А71-9632/2008-А17
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 2009 г. N ВАС-5940/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кузнецова А.Г., судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство имущественных отношений), Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - учреждение "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики"), общества с ограниченной ответственностью "АРТ-ТЕК Иммобильяре" (далее - общество "АРТ-ТЕК Иммобильяре") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2008 по делу N А71-9632/2008-А17 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры - Рачева А.М., прокурор отдела прокуратуры Свердловской области (удостоверение N 137177);
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - Министерство здравоохранения) - Зайнуллин Р.Ш. (доверенность от 20.02.2009);
Министерства имущественных отношений - Зайнуллин Р.Ш. (доверенность от 30.12.2008 N 23);
Правительства Удмуртской Республики - Зайнуллин Р.Ш. (доверенность от 04.05.2008 N 7-146/5);
учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики") - Жещук С.Ю. (доверенность от 12.11.2008 N 01-18/203);
Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Министерство строительства) - Жещук С.Ю. (доверенность от 10.11.2008 N 01-02/3831);
общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре" - Жещук С.Ю. (доверенность от 28.10.2008 N 030).
Прокурор Удмуртской Республики обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 31.05.2007 N 485-р "О строительстве недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Свободы, 187", распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 24.03.2008 N 366-р "О передаче объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Свободы, 187", инвестиционного договора от 26.02.2008 N 01/П и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2008 (судья Смаева С.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 (судьи Осипова С.П., Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство имущественных отношений просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 6, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 235, 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 7, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, бюджетное учреждение совместно с собственником вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления. Заявитель считает, что доказательств нарушения оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов неопределенного круга лиц в материалы дела не представлено.
Правительство Удмуртской Республики в кассационной жалобе просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 235, 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики" просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение положений ст. 120, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, отсутствие у него государственной регистрации права оперативного управления на спорные объекты недвижимости на момент принятия оспариваемых распоряжений и заключение инвестиционного договора не может являться основанием для признания их недействительными. Заявитель считает, что у судов не было оснований полагать, что в результате принятия оспариваемых распоряжений и заключения инвестиционного договора причинен значительный ущерб бюджету Удмуртской Республики и нарушены публичные интересы.
Общество "АРТ-ТЕК Иммобильяре" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное толкование судами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению заявителя, Прокурором Удмуртской Республики избран ненадлежащий способ защиты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Правительством Удмуртской Республики издано распоряжение от 31.05.2007 N 485-р "О строительстве объектов недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Свободы, 187", согласно которому принято предложение общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре" о строительстве комплекса жилых домов и объектов социального назначения по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Свободы, 187 со сносом существующих строений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики" при условии безвозмездной передачи в собственность Удмуртской Республики после завершения строительства согласно договору об инвестировании и строительстве объектов недвижимости, указанному в п. 2 настоящего распоряжения, помещений общей площадью не менее 1200 кв.м, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Свободы, 187, и здания спортивного комплекса в центральной части г. Ижевска с характеристиками, согласованными с учреждением и Министерством имущественных отношений, общей стоимостью не ниже рыночной стоимости объектов недвижимости и земельного участка, передаваемых в собственность общества.
Пунктом 2 указанного распоряжения учреждению "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики" предписано заключить с обществом "АРТ-ТЕК Иммобильяре" договор об инвестировании и строительстве объектов недвижимости, предусмотрев в нем условия о передаче в собственность обществу "АРТ-ТЕК Иммобильяре" существующих строений и земельного участка, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Свободы, 187, о строительстве и безвозмездной передаче в собственность Удмуртской Республики объектов недвижимости, указанных в п. 1 данного распоряжения.
Министерством имущественных отношений (инвестор) при участии учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики", Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и обществом "АРТ-ТЕК Иммобильяре (заказчик) заключен инвестиционный договор от 26.02.2008 N 1/П, в соответствии с условиями которого инвестор обязался внести в качестве инвестиционного взноса в собственность заказчика, являющиеся собственностью Удмуртской Республики земельный участок по адресу: г. Ижевск, ул. Свободы, 87 (кадастровый номер 18:26:010634:0001, площадью 20694 кв.м) и расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за учреждением "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики": АБК (литера Е) общей площадью 252,1 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-239, бытовое (литера Б) общей площадью 81,9 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-236; ворота (литера III) общей площадью 7,8 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-594; ворота (литера IV) общей площадью 11,9 кв.м, условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-595; гараж (литера Л) общей площадью 91,2 кв.м, условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-244; душевые летние (литера С1) общей площадью 41,6 кв.м, условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-317, забор (литер I), условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-317; забор (литер II), условный номер объекта 18-18-01/068/2007-318; здание охраны (литера М) общей площадью 5,8 кв.м, условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-245; здание поликлиники (литера Д) общей площадью 490,9 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-238; кладовая (литера С), условный номер объекта 18-18-01/068/2007-246; кладовая (литера У) общей площадью 6,1 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-315; корпус восстановительного лечения (литера Г) общей площадью 281,7 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-237; навес (литера Н) общей площадью 21,6 кв.м, условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-316; отделение ЗОЖ (литер А) общей площадью 267 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-235; прачечная (литера Р), общей площадью 234,5 кв.; условный номер объекта: 18-18-01/068/2007-242; пристрой (литера 3) общей площадью 19,3 кв.м, условный номер объекта 18-18-01/068/2007-241, теплица (литера К) общей площадью 103,8 кв.м. условный номер объекта 18-18-01/068/2007-243 (п. 1.1 данного договора).
Согласно п. 1.2 договора от 26.02.2008 N 1/П инвестор обязался за свой счет осуществить снос объектов недвижимости, указанных в п. 1.1 договора; осуществить проектирование и строительство объектов недвижимости на земельном участке с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Свободы, 187, в том числе, помещений общей площадью не менее 1200 кв.м; здания спортивного комплекса общей площадью не менее 1000 кв.м.
По окончании строительства заказчик обязался безвозмездно передать в собственность Удмуртской Республики указанные объекты по актам приема-передачи с приложением необходимой технической документации.
В соответствии с п. 3.2.1 названного договора инвестор обязуется в счет инвестирования строительства объектов передать по акту приема-передачи в собственность заказчика указанные в п. 1.1 договора объекты недвижимости и земельный участок (правоустанавливающие документы, кадастровые планы).
В п. 2.1 договора предусмотрено, что сумма инвестиций инвестора составляет 69170000 руб. 00 коп., включая налог на добавленную стоимость (п. 2.1 договора от 26.02.2008 N 1/П).
Министерством имущественных отношений во исполнение распоряжения от 31.05.2007 N 485-р и инвестиционного договора от 26.02.2008 N 01/П издано распоряжение от 24.03.2008 N 366-р "О передаче объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Свободы, 187".
Согласно п. 1 распоряжения от 24.03.2008 N 366-р в качестве вклада по договору в собственность общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре" переданы являющиеся собственностью Удмуртской Республики и учитываемые на балансе учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики" земельный участок площадью 20694 кв.м с кадастровым номером 18:26:010634:0001 и расположенные на нем поименованные выше объекты недвижимости.
По акту приема-передачи объектов недвижимости от 24.03.2008, подписанному Министерством имущественных отношений, учреждением "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики" и обществом "АРТ-ТЕК Иммобильяре", земельный участок площадью 20694 кв.м с кадастровым номером 18:26:010634:0001 и расположенные на нем объекты недвижимости переданы в собственность общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре".
Прокурор Удмуртской Республики, полагая, что оспариваемые ненормативные акты и договор не соответствуют действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 31.05.2007 N 485-р, распоряжение Министерства имущественных отношений от 24.03.2008 N 366-р приняты с нарушением Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также нарушают права и интересы Удмуртской Республики как собственника в сфере предпринимательской деятельности. При этом заключенный на их основании инвестиционный договор является недействительным с момента его заключения.
Согласно ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Спорное имущество передано в оперативное управление учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава Удмуртской Республики", которое осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им, поэтому собственник имущества не может произвольно распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Суды, учитывая, что из оперативного управления учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" собственником не изымалось, сделали правильный вывод о том, что передача собственником такого имущества в качестве инвестиционного взноса в собственность общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре" не соответствует требованиям ст. 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку инвестиционный договор от 26.02.2008 N 01/П заключен на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 31.05.2007 N 485-р "О строительстве недвижимости по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Свободы, 187" и распоряжения Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 24.03.2008 N 366-р "О передаче объектов недвижимости расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Свободы, 187", не соответствующих требованиям закона, суды обоснованно признали его недействительной (ничтожной) сделкой и правомерно применили последствия недействительности в виде возврата Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики всего полученного по инвестиционному договору от 26.02.2008 г. N 01/П имущества по перечню, согласно акту приема-передачи объектов недвижимости по состоянию на 24.03.2008.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, отклоняются, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела судами исследованы всесторонне и полно, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2008 по делу N А71-9632/2008-А17 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", общества с ограниченной ответственностью "АРТ-ТЕК Иммобильяре" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Суды, учитывая, что из оперативного управления учреждения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" собственником не изымалось, сделали правильный вывод о том, что передача собственником такого имущества в качестве инвестиционного взноса в собственность общества "АРТ-ТЕК Иммобильяре" не соответствует требованиям ст. 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2009 г. N Ф09-1453/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника