Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2010 г. N Ф09-2977/10-С2 по делу N А76-18278/2009-58-252/57-947
Дело N А76-18278/2009-58-252/57-947
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоуст (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2009 по делу N А76-18278/2009-58-252/57-947 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Калининой Натальи Владимировны (далее - предприниматель) финансовых санкций в сумме 269 руб., начисленных в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон), за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда.
Основанием для обращения послужило неисполнение предпринимателем в добровольном порядке решения фонда от 13.04.2009 N 18, принятого по итогам камеральной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 г.
Решением суда от 12.11.2009 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для взыскания с предпринимателя указанной суммы штрафа.
В кассационной жалобе фонд просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Учреждение полагает, что судами необоснованно не принято во внимание заявление о регистрации предпринимателя в качестве страхователя от 03.09.2003, из которого следует, что ответчик зарегистрирован в Пенсионном Фонде Российской Федерации в качестве страхователя - индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников. Фонд настаивает на правомерности начисления предпринимателю суммы штрафа.
Статьей 1 Закона определено, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому ст. 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство (подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 Закона).
Пунктом 1 ст. 10 Закона предусмотрено, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подп. 2 - 5 п. 2 ст. 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 ст. 10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона обязанность ежегодно не позднее 1 марта представлять сведения о застрахованных лицах возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании имеющихся в материалах дела доказательствах, исследованных в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами обеих инстанций установлено, что названные обстоятельства фондом не доказаны, вследствие чего предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом, не относится, а у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, суды верно указали на то, что в решении фонда не содержится данных об обстоятельствах совершения правонарушения, вменяемого предпринимателю, а также не представлены доказательства совершения предпринимателем правонарушения и его вины, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для взыскания суммы штрафа.
Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалах дела не имеется и учреждением в порядке ст. 65, ч. 4 и 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Оснований для переоценки доказательств и установления новых обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.11.2009 по делу N А76-18278/2009-58-252/57-947 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоуст - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании имеющихся в материалах дела доказательствах, исследованных в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами обеих инстанций установлено, что названные обстоятельства фондом не доказаны, вследствие чего предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом, не относится, а у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, суды верно указали на то, что в решении фонда не содержится данных об обстоятельствах совершения правонарушения, вменяемого предпринимателю, а также не представлены доказательства совершения предпринимателем правонарушения и его вины, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для взыскания суммы штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2010 г. N Ф09-2977/10-С2 по делу N А76-18278/2009-58-252/57-947
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника