Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2010 г. N Ф09-3396/10-С2 по делу N А07-27525/2009
Дело N А07-27525/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Меньшиковой Н.Л., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2010 по делу N А07-27525/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие "Медтехника" (далее -предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения фонда от 17.11.2009 N 70 в части отказа в принятии к зачету расходов, произведенных на оплату путевок на оздоровление детей в сумме 3423 руб.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной проверки страхователя за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 на основании выводов фонда о необоснованном заявлении к зачету расходов, произведенных предприятием на оплату путевки ребенку, родители которого не являются его работниками.
Решением суда от 05.02.2010 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования удовлетворены.
Признавая решение страховщика недействительным, суд указал на то, что оплата путевки произведена страхователем для ребенка, являющегося членом семьи застрахованного лица.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предприятия. Страховщик считает, что судом неверно применены нормы материального права, а его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, применение судом в рамках рассматриваемых правоотношений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 году" неправомерно, поскольку данное постановление регулирует обеспечение оздоровления и отдыха детей только в 2009 г. и не распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, а приобретение путевки имело место в июне 2007 г. Кроме того, документов, подтверждающих факт усыновления работником страхователя ребенка для которого приобреталась путевка, а также доказательств, свидетельствующих о наличии личных имущественных и неимущественных отношений, основанных на родстве указанных лиц, при проведении проверки фонду не представлено. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, страховщик не вправе оплачивать за счет средств обязательного социального страхования путевки на санаторно-курортное лечение детей, чьи родители не являются работниками страхователя.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Подпунктом 14 ст. 8 Закона N 165-ФЗ определено, что к страховым выплатам, в частности, отнесена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 14 пункта 2 статьи 8 названного Закона
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" (далее - Положение) установлены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет обязательного социального страхования путевок, в том числе и на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.
Пунктом 3 данного Положения установлено, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.
Согласно п. 4 Положения страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением фонда страхователю ассигнований на эти цели. При этом средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением настоящего Положения, региональными отделениями фонда к зачету не принимаются.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год", устанавливалось, что в 2005 г. средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных лиц.
Подпунктом "а" п. 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 335-р, Фонду социального страхования Российской Федерации предписывалось осуществить для детей застрахованных граждан полную или частичную оплату стоимости путевок, в определенные расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации.
Нормы аналогичного характера в последующем содержались в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", в подп. "а" п. 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 215-р, в п. 1 ст. 10 -Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", в подп. "а" п. 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 144-р.
При этом указанные выше нормативные правовые акты не раскрывали понятия "дети застрахованных лиц". Понятия "пасынок", "падчерица", "отчим" и "мачеха" действующим законодательством также не определены. В то же время Семейный кодекс Российской Федерации расширительно толкует понятие "члены семьи" (ст. 2 и 5 Семейного кодекса Российской Федерации), включая в него лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления и иных имущественных и личных неимущественных отношений.
В силу ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, семейным и гражданским законодательством не предусмотрено ограничений, не позволяющих отнести к членам семьи пасынка, падчерицу, отчима, мачеху. Соответственно понятие "дети застрахованных лиц", применяемое в законодательстве о социальном страховании в Российской Федерации в равной степени относится как к родным детям застрахованных лиц, так и к усыновленным, и находящимся под опекой или попечительством, и к пасынкам (падчерицам).
Вместе с тем, подп. "а" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 году", Фонду социального страхования Российской Федерации предписано осуществить для детей застрахованных лиц (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в неполных семьях, а также пасынков и падчериц), полную или частичную оплату стоимости путевок в определенные расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке.
Таким образом, суд верно указал на то, что названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 устранены сомнения в том, что, пасынки и падчерицы (а также дети, находящиеся под опекой и попечительством), наряду с родными и усыновленными детьми застрахованных лиц, имеют равные права на получение страхового обеспечения в виде оплаты путевок в оздоровительные учреждения.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что фондом необоснованно отказано в принятии к зачету расходов, произведенных "страхователем на оплату путевки в оздоровительное учреждение для ребенка, проживающего в семье застрахованного лиц, который по отношению к застрахованному лицу является пасынком.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании фондом норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2010 по делу N А07-27525/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, семейным и гражданским законодательством не предусмотрено ограничений, не позволяющих отнести к членам семьи пасынка, падчерицу, отчима, мачеху. Соответственно понятие "дети застрахованных лиц", применяемое в законодательстве о социальном страховании в Российской Федерации в равной степени относится как к родным детям застрахованных лиц, так и к усыновленным, и находящимся под опекой или попечительством, и к пасынкам (падчерицам).
Вместе с тем, подп. "а" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 году", Фонду социального страхования Российской Федерации предписано осуществить для детей застрахованных лиц (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в неполных семьях, а также пасынков и падчериц), полную или частичную оплату стоимости путевок в определенные расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке.
Таким образом, суд верно указал на то, что названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 устранены сомнения в том, что, пасынки и падчерицы (а также дети, находящиеся под опекой и попечительством), наряду с родными и усыновленными детьми застрахованных лиц, имеют равные права на получение страхового обеспечения в виде оплаты путевок в оздоровительные учреждения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2010 г. N Ф09-3396/10-С2 по делу N А07-27525/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника