Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2010 г. N Ф09-3410/10-С4 по делу N А47-6176/2009
Дело N А47-6176/2009
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича (далее - предприниматель Редников В.Е.) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А47-6176/2009 Арбитражного суда Оренбургской области по заявлению предпринимателя Редникова В.Е. о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - Межрайонная инспекция).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя Редникова В.Е. - Сутырина В.А. (доверенность от 08.05.2008 N 1728);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - Дик А.И. (доверенность от 03.03.2010 N 05-12/10).
Представитель Межрайонной инспекции в судебное заседание не явился.
Предприниматель Редников В.Е. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении предпринимателя Редникова В.Е.
Определением от 02.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - Инспекция).
Решением суда от 16.11.2009 (судья Федорова С.Г.) требования удовлетворены, действия Межрайонной инспекции по внесению изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении предпринимателя Редникова В.Е. под государственным регистрационным номером записи 408565834602651 признаны незаконными. Суд обязал Межрайонную инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Степанова М.Г.) решение отменено, в удовлетворении требований предпринимателя Редникова В.Е. отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Редников В.Е. просит постановление от 15.03.2010 отменить, решение от 16.11.2009 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что Межрайонная инспекция самовольно изменила дату постановки предпринимателя Редникова В.Е. на налоговый учет, данные незаконные действия, по мнению заявителя, произведены с целью лишения его установленных льгот. Также предприниматель Редников В.Е. утверждает, что его регистрация, произведенная 25.11.1999, в настоящее время утратила силу, в связи с чем оспариваемые действия государственного органа не соответствуют действительности. Помимо этого, заявитель не согласен с размером взысканной с него государственной пошлины по апелляционной жалобе, считает, что государственная пошлина для индивидуального предпринимателя при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции составляет 100 руб.
Как следует из материалов дела, 25.11.1999 администрацией Советского района г. Орска Редникову В.Е. выдано свидетельство N АСР 3985-99 о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в соответствии с которым заявителю было предоставлено право на осуществление торгово-закупочной деятельности.
Редников В.Е. 25.11.1999 был поставлен на налоговый учет, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика 561600580406, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства от 25.11.1999 серия 56 N 0050805.
Впоследствии - 12.03.2003 администрацией Советского района г. Орска Редникову В.Е. выдано свидетельство N АСР 2379 о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в соответствии с которым заявителю предоставлено право на осуществление деятельности, связанной с организацией и содержанием тотализаторов и игорных заведений.
Инспекцией 31.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304561436600125 о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004, о чем выдано свидетельство от 31.12.2004 серия 56 N 001476178. В содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведениях об учете в налоговом органе Инспекция указала дату постановки заявителя на учет - 12.03.2003.
Регистрационное дело предпринимателя Редникова В.Е. 21.07.2007 передано в Межрайонную инспекцию.
Письмом от 11.12.2008 N 06-19/60880 Инспекция сообщила Межрайонной инспекции о том, что Редников В.Е. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 25.11.1999, просила внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
На основании указанного письма Межрайонная инспекция 11.12.2008 внесла изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении предпринимателя Редникова В.Е., дата постановки на учет в налоговом органе изменена с 12.03.2003 на 25.11.1999 (запись N 408565834602651 от 11.12.2008).
Ссылаясь на то, что указанные изменения внесены регистрирующим органом незаконно, при отсутствии соответствующих полномочий, и нарушают его права и законные интересы, выражающееся в лишении права пользоваться определенными налоговыми льготами, предприниматель Редников В.Е. обратился в арбитражный суд с заявлением, рассматриваем по данному делу.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующим органом нарушен п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя Редникова В.Е., суд апелляционной инстанции указал на наличие противоречия между данными на бумажных и электронных носителях и признал оспариваемые действия регистрирующего органа устранением допущенной ошибки, не нарушающим нормы законодательства и права предпринимателя.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.
В силу п. 2 ст. 5 названного Федерального закона в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе: идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе.
Согласно п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630, идентификационный номер налогоплательщика и дата постановки на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, датой постановки налогоплательщика - индивидуального предпринимателя на налоговый учет является дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, независимо от того, было ли данное лицо ранее поставлено на налоговый учет в качестве налогоплательщика - физического лица с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.
Как следует из материалов данного дела и установлено судом первой инстанции, Редников В.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2003. Кроме того, обстоятельства приобретения Редниковым В.Е. статуса индивидуального предпринимателя являлись предметом исследования арбитражного суда по делу N А47-9335/2007, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008 по указанному делу установлено, что датой государственной регистрации Редникова В.Е. в качестве индивидуального предпринимателя следует считать 12.03.2003, а не 25.11.1999.
Согласно свидетельству от 25.11.1999 серия 56 N 0050805, выданному налоговым органом, 25.11.1999 Редников В.Е. был поставлен на учет в налоговом органе не как индивидуальный предприниматель, а как физическое лицо.
Поскольку в данном случае первоначально указанная в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей дата постановки предпринимателя Редникова В.Е. на налоговый учет соответствовала дате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, вывод суда первой инстанции о том, что при совершении оспариваемых действий Межрайонной инспекцией не были учтены положения п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, является правильным.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия регистрирующего органа являлись устранением технической ошибки, не нарушающим нормы законодательства и права предпринимателя, ошибочен.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не учтено, что положениями ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный характер внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Возможность внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе по инициативе регистрирующего органа названным Федеральным законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 15.03.2010 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 16.11.2009 по настоящему делу следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А47-6176/2009 отменить, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.11.2009 по настоящему делу оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в данном случае первоначально указанная в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей дата постановки предпринимателя Редникова В.Е. на налоговый учет соответствовала дате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, вывод суда первой инстанции о том, что при совершении оспариваемых действий Межрайонной инспекцией не были учтены положения п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, является правильным.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия регистрирующего органа являлись устранением технической ошибки, не нарушающим нормы законодательства и права предпринимателя, ошибочен.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не учтено, что положениями ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный характер внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Возможность внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе по инициативе регистрирующего органа названным Федеральным законом не предусмотрена."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2010 г. N Ф09-3410/10-С4 по делу N А47-6176/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника