Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2010 г. N Ф09-3231/10-С3 по делу N А07-26225/2009
Дело N А07-26225/2009
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Анненковой Г.В., Жаворонкова Д.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2010 по делу N А07-26225/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие "Стерлитамакский машиностроительный завод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) от 02.10.2009 N 59873 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, от 02.10.2009 N 90451 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением суда от 26.01.2010 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция указанный судебные акт отменить, в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В представленном отзыве предприятие возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2005 по делу N А07-6160/97-А-РСА/ФЛЕ предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, которое продлено определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2006, 16.11.2006, 23.04.2007, 11.09.2007, 27.03.2008, 24.09.2008, 02.04.2009, 01.10.2009.
Инспекцией в адрес предприятия направлено требование от 07.09.2009 N 251962 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком исполнения до 23.09.2009.
Определением суда от 22.09.2009 удовлетворено ходатайство Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан о переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в редакции от 30.12.2008.
В связи с неисполнением предприятием требования от 07.09.2009 N 251962 инспекцией вынесено решение от 02.10.2009 N 59873 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках.
В порядке обеспечения исполнения указанного решения в порядке ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 02.10.2009 N 90451.
Полагая, что вынесенные инспекцией решения нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 ст. 5. ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" текущими являются платежи (денежные обязательства и обязательные платежи), возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения одной из процедур банкротства, погашаются вне очереди.
В п. 3, 4 постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ из ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исключены положения о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет средств оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника.
Между тем в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Судом установлено, что задолженность предприятия по налогам является текущей задолженностью, возникшей после принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с п. 1 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2005 по делу А07-6160/97-А-РСА/ФЛЕ предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное управление с исполнением по Федеральному закону от 08.01.1998 N 6-ФЗ.
В силу ст. 100 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Публикация сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства должна содержать, в том числе: срок, установленный на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации.
Судом установлено, что сведения о признании предприятия несостоятельным (банкротом) опубликованы в "Российской газете" от 30.04.2005 N 91. Согласно опубликованным сведениям реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования настоящего объявления.
Поскольку реестр требований кредиторов предприятия на момент образования задолженности по налогам и вынесения оспариваемого решения закрыт, требования об уплате обязательных платежей могут быть удовлетворены только за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 2 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности предприятия.
Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве), налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций по счету должника.
Исходя из этого, принятые инспекцией решения от 02.10.2009 N 59873 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов)-организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя, от 02.10.2009 N 90451 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке правомерно признаны судом недействительными.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2010 по делу N А07-26225/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности предприятия.
Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве), налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций по счету должника."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2010 г. N Ф09-3231/10-С3 по делу N А07-26225/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника