Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 мая 2010 г. N Ф09-3713/10-С2 по делу N А76-8677/2009-10-520
Дело N А76-8677/2009-10-520
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Артемьевой Н.А., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2009 по делу N А76-8677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (далее - общество, поставщик услуг) - Пономаренко О.С. (доверенность от 01.01.2010 N 1-29).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Минфина России, Министерству финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее Министерство социальных отношений) о взыскании 621 944 руб. 70 коп. в счет возмещения предоставленных льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска" за 2006 - 2009 годы.
Определением суда от 28.09.2009 в качестве ответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны).
Решением суда от 07.12.2009 (Адначева И.А) исковые требования удовлетворены, с Минфина России за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 621 944 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 (судьи Бабкина С.А., Серкова З.Н., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на то, что истец фактически предоставил льготу гражданам, входящим в состав силовых структур, а Минфин России возмещение в добровольном порядке не произвел.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что представленные истцом доказательства не подтверждают заявленные требования, а именно им не доказаны обоснованность и размер расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот при оказании услуг отдельным категориям граждан. Кроме того, Минфин России считает, что он не наделен полномочиями по работе с юридическими лицами - поставщиками жилищно-коммунальных услуг и не имеет право на перечисление субвенций из федерального бюджета непосредственно юридическому лицу.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В ст. 5 Закона N 1244-1 определено, что предусмотренные настоящим законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 к числу граждан, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с Законом N 1244-1, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом в ст. 14 Закона N 1244-1 предусмотрены меры социальной поддержки граждан, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона N 1244-1, которым гарантируется оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Судами установлено, что обществом и Министерством социальных отношений 14.02.2008, 16.02.2007, 17.02.2009, 26.02.2006 подписаны договоры N 230, N 201, N 132, N 216 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориях граждан из числа ветеранов и инвалидов, мер социальной поддержки по оплате услуг за электроснабжение, предоставляемых по прямым договорам с обществом.
Согласно названным договорам поставщик услуг обязался вести учет граждан, которым предоставлена скидка в размере 50% с оплаты услуг за электроснабжение, ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным предоставлять Министерству социальных отношений отчетные документы (п. 2.1.1, 2.1.2 договоров), а Министерство социальных отношений приняло на себя обязанность возмещать ежемесячно истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в пределах утвержденных лимитами бюджетных обязательств, ежемесячно производить сверку расчетов по возмещению расходов.
Истец предоставил льготу и обратился в Министерство социальных отношений за возмещением, однако последнее отказало в возмещении спорной суммы, ссылаясь на то, что органы социальной защиты населения компенсируют расходы предприятиям по всем гражданам за исключением граждан из числа пенсионеров и служащих силовых структур.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ст. 14 Закона N 1244-1, ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне либо вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, получившим заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируется оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Судами на основании представленных в материалы дела подробного расчета исковых требований, ведомости учета, копии лицевых счетов, отражающих сведения о начислениях и показаниях приборов учета граждан установлено, что истцом фактически понесены убытки в сумме 621 944 руб.70 коп., в связи с чем соответствующих довод Минфина России о том, что истцом не доказаны обоснованность и размер расходов, понесенных им в связи с предоставлением льгот при оказании услуг отдельным категориям граждан судом кассационной инстанции отклоняется.
Поскольку ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий граждан потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (п. 17 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации") вывод судов о том, что ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация как публично-правовое образование, установившее льготы и не исполнившее свои обязательства по компенсации, правильный.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Финансовым органом, уполномоченными выступать от имени казны Российской Федерации является Минфин России.
В п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N 542 "Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Правила) предусмотрено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству финансов Российской Федерации.
Судами установлено, что средства на компенсацию понесенных обществом расходов за период с 01.04.2006 по 31.03.2009 из соответствующего бюджета выделялись, однако не были перечислены поставщику услуг, а возвращены Министерством социальных отношений как излишние средства.
Судами также определено, что истец обращался в органы социальной защиты населения по соответствующим территориям с соответствующими документами на возмещение понесенных расходов по предоставлению льгот указанным выше категориям граждан, однако ему было отказано в связи с отсутствием оснований к возмещению через органы социальной защиты до 01.04.2007.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали спорную сумму понесенных обществом убытков с Минфина России.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2009 по делу N А76-8677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N 542 "Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Правила) предусмотрено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
...
В соответствии с п. 2 Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2010 г. N Ф09-3713/10-С2 по делу N А76-8677/2009-10-520
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника