Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 6.2 Развитие экономических ресурсов
Трудовые ресурсы и занятость населения. В последние несколько лет на рынке труда Екатеринбурга сохранялась стабильная ситуация. В силу сложного экономического положения предприятия и организации Екатеринбурга начиная с конца 2008 года принимали меры по снижению издержек производства, в том числе проводили оптимизацию расходов на содержание персонала за счет введения сокращенного рабочего графика и сокращения численности работников. В 2009 году происходила постепенная адаптация организаций Екатеринбурга к сложившимся экономическим условиям (рисунок 20, рисунок 21).
Рисунок 20
Рисунок 21
В первую очередь, сокращение коснулось тех секторов экономики, где сокращение объемов производства было максимальным и за предшествующие периоды сформировалась избыточная занятость. По данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2009 года наиболее активный отток кадров отмечен на крупных и средних предприятиях всех видов промышленного производства, в строительных организациях, организациях общественного питания, сельском хозяйстве, на предприятиях железнодорожного транспорта, в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, научно-исследовательских организациях и сфере финансов (таблица 28).
Таблица 28
Распределение
занятых крупных и средних организаций Екатеринбурга по видам экономической деятельности, тысяча человек
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
2009 г. отчет | ||
Количество занятых в экономике и социальной сфере, на конец года(1) |
682,1(2) |
95,4 |
Количество занятых на крупных и средних предприятиях(3) по видам деятельности, |
436,3 |
96,2 |
в том числе |
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2,9 |
93,9 |
добыча полезных ископаемых |
0,9 |
96,8 |
обрабатывающие производства |
77,2 |
88,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
17,4 |
98,9 |
строительство |
23,5 |
83,8 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, из них: |
33,7 |
106,7 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме |
12,8 |
105,9 |
торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
|
|
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
18,2 |
107,4 |
гостиницы и рестораны |
4,4 |
89,5 |
транспорт и связь, |
54,7 |
98,6 |
из них: |
|
|
связь |
12,6 |
103,9 |
финансовая деятельность |
22,4 |
99,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, из них: |
45,6 |
97,4 |
операции с недвижимым имуществом |
8,7 |
99,4 |
деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
2,5 |
108,4 |
научные исследования и разработки |
16,7 |
97,4 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
41,7 |
94,0 |
образование |
58,4 |
99,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
42,3 |
102,9 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, |
11,4 |
102,0 |
из них: |
|
|
сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
1,6 |
112,0 |
деятельность по организации отдыха, культуры и спорта |
7,9 |
101,2 |
1. С учетом индивидуальных предпринимателей и физических лиц, работающих по договорам с индивидуальными предпринимателями. 2. Оценка Комитета стратегического планирования Администрации города Екатеринбурга. 3. По данным Федеральной службы государственной статистики. |
За 2009 год о предполагаемом высвобождении работников сообщило в органы Службы занятости 563 крупных и средних предприятия Екатеринбурга, что в два раза больше, чем в 2008 году (276 предприятий). При этом количество намеченных к увольнению работников составило 12481 человек и увеличилось по сравнению с 2008 годом в 2,7 раза (4551 человек). За 2009 год крупные сокращения провели Открытое акционерное общество "Уралмашзавод" - 877 человек, Открытое акционерное общество "Пневмостроймашина" - 353 человека, Открытое акционерное общество "Уктус" - 273 человека, Закрытое акционерное общество "Банк ВЕФК Урал" - 148 человек и прочие.
По данным Екатеринбургского центра занятости, за январь-декабрь 2009 года в Екатеринбургские районные службы занятости обратилось за содействием в поиске подходящей работы 51233 человека, что на 31,4 процента больше, чем в 2008 году (38999 человек) (таблица 29).
Таблица 29
Рынок труда и безработица
Наименование показателя |
Абсолютный показатель |
Процент |
||
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2008 г. |
|
Количество лиц, обратившихся за содействием в поисках подходящей работы |
Человек |
38999 |
51233 |
131,4 |
Количество трудоустроенных |
Человек |
25822 |
17656 |
68,4 |
Количество закончивших профессиональное обучение |
Человек |
2117 |
2089 |
98,7 |
Количество зарегистрированных безработных (на конец года) |
Человек |
6381 |
16743 |
260 |
Уровень безработицы (на конец года) |
Процент |
0,81 |
2,15 |
1,34 процентного пункта |
Коэффициент напряженности рынка труда на конец года (количество лиц, не занятых трудовой деятельностью, на одну вакансию) |
Единиц |
1,05 |
2,34 |
220 |
Число организаций, сообщивших о высвобождении работников |
Единиц |
276 |
563 |
200 |
Численность работников, намеченных к высвобождению |
Человек |
4551 |
12481 |
270 |
Заявленная работодателями потребность в работниках (на конец периода) |
Человек |
7269 |
7852 |
108,0 |
Произошли изменения в составе граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 2009 году: по сравнению с 2008 годом увеличилось количество лиц, занятых трудовой деятельностью и осуществляющих поиск нового места работы, в 7,3 раза (2008 год - 615 человек, 2009 год - 4493 человек ), лиц, уволенных в связи ликвидацией предприятия или сокращением штатной численности, - в 3,2 раза (2008 год - 2500 человек, 2009 год - 7957 человек), пенсионеров - в 1,6 раза (2008 год - 3973 человек, 2009 год - 6324 человек), лиц, освобожденных из мест лишения свободы - в 1,8 раза (2008 год - 328 человек, 2009 год - 588 человек), выпускников - в 2,1 раза (2008 год - 1032 человек, 2009 год - 2175 человек). Из общего числа граждан, обратившихся с начала 2009 года в службу занятости за помощью в трудоустройстве, трудоустроено 17656 человек (34,5 процента от числа обратившихся, за 2008 год - 66,2 процента).
На конец 2009 года в Екатеринбурге официально зарегистрировано 16743 безработных (на 01.01.2009 - 6381 человек), что составляет 2,15 процента от числа экономически активного населения (на конец 2008 года - 0,81 процента). На рост количества обратившихся в службу занятости оказало влияние и повышение размера пособия по безработице. С 01.01.2009 максимальный размер пособия по безработице составил 4900 рублей(1), что на 56,8 процентов выше уровня 2008 года.
Во втором полугодии 2009 года количество высвобождаемой рабочей силы сократилось, поскольку большая часть организаций завершила процедуры по оптимизации своей штатной численности. Однако напряженность на рынке труда оставалась высокой до конца 2009 года, так как в сложившихся экономических условиях формируется "хроническая" безработица. Если в кризисный период 1990-х годов создавались новые сектора экономики, которые формировали новый спрос на работников, высвобождаемых со старых производств, то сегодня такого не происходит. Средний период продолжительности безработицы на конец 2009 года увеличился с 2,6 месяца в 2008 году до 4,9 месяца в 2009 году (таблица 30).
В то же время в Екатеринбурге существует резерв для снижения напряженности на рынке труда за счет сокращения числа привлекаемой иностранной рабочей силы. Если в 2008 году численность иностранных трудовых мигрантов составила 52507 человек, то уже в 2009 году 41849 человек.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год".
Таблица 30
Продолжительность безработицы
Продолжительность безработицы |
Количество безработных в 2009 году, человек |
Процент к общему количеству безработных |
Количество безработных, в 2008 году человек |
Процент к общему количеству безработных |
До 1 месяца |
2013 |
12,0 |
2420 |
37,9 |
От 1 до 4 месяцев |
6522 |
39,0 |
2836 |
44,4 |
От 4 до 8 месяцев |
4703 |
28,1 |
815 |
12,8 |
От 8 месяцев до 1 года |
3195 |
19,1 |
227 |
3,6 |
Более 1 года |
310 |
1,9 |
83 |
1,3 |
Итого |
16743 |
100 |
6381 |
100 |
Рисунок 22
Заявленная на 01.01.2010 предприятиями и организациями потребность в работниках составила 7852 места. На конец 2009 года предложение рабочей силы превышало спрос на нее (рисунок 22). Коэффициент напряженности рынка труда вырос за год в 2,2 раза и составил 2,34 (отношение числа граждан, незанятых трудовой деятельностью к числу вакансий, заявленных предприятиями в службу занятости).
В 2009 году количество вакансий рабочих профессий снизилось и составило 56,1 процента от общего числа вакансий (67 процентов в 2008 году), количество вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума - 78,2 процента от общего числа заявленных работодателями вакансий (79,2 процента в 2008 году).
По видам экономической деятельности предложенные в течение года вакансии распределились в процентном соотношении от общего числа вакансий следующим образом: оптовая и розничная торговля - 30,8 процента, обрабатывающие производства - 17,9 процента, операции с недвижимым имуществом - 8,5 процента, здравоохранение - 5,6 процента, сельское хозяйство - 4,5 процента, образование - 4,4 процента, государственное управление и обеспечение военной безопасности - 3,5 процента, гостиницы и рестораны - 3,4 процента, транспорт и связь - 3,6 процента.
Учитывая сложившуюся структуру спроса, службы занятости Екатеринбурга организовывали профессиональное обучение и переобучение безработных граждан по специальностям, востребованным на рынке труда. За январь-декабрь 2009 года направлено на профессиональное обучение 2744 человека (в 2008 году - 2502 человека), из них 2137 человек приступили к занятиям. Завершили в отчетном периоде профессиональное обучение 2089 человек (в 2008 году - 2117 человек), из них 1721 человек (82,4 процента) овладели рабочими профессиями.
Одной из форм проведения активной политики занятости населения является организация оплачиваемых общественных работ (подсобные работы, благоустройство, уборка и озеленение территорий, оформление документов, уход за больными, упаковка продукции). За истекший год к участию в общественных работах службой занятости города привлечено 4908 человек (в 2008 году - 3106 человек).
Большое внимание в городе уделяется организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. За январь-декабрь 2009 года во временных работах приняли участие 1360 несовершеннолетних, из них учащихся общеобразовательных учреждений - 1300 человек (95,6 процента), учащихся учреждений начального профессионального образования - 27 человек (2 процента). Средний период занятости несовершеннолетних на временных работах составил 2,3 месяца.
Доходы населения. В связи с ослаблением финансовой устойчивости в конце 2008 года организации Екатеринбурга начали проводить оптимизацию расходов на содержание персонала за счет сокращения премиальной части заработной платы наемных работников и за счет введения сокращенного рабочего графика (в декабре 2009 года 4,7 процента работников от общего числа работников крупных и средних предприятий работали неполное рабочее время по инициативе администрации, 7 процентам работников были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы)(1). Неблагоприятная ситуация в экономике привела к сокращению доходов от предпринимательской деятельности. Кроме того, понижающим фактором для динамики заработной платы в 2009 году являлось существенное превышение предложения рабочей силы над спросом на рынке труда. Таким образом, за 2009 год номинальная среднемесячная заработная плата составила 23128 рублей (таблица 31, 32), рост цен опережал темпы роста заработной платы на 9,2 процента. Аналогично ситуация складывалась в Свердловской области и Российской Федерации.
1. Сведения о неполной занятости и движении работников предоставляют организации, основной вид деятельности которых относится к добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству, транспорту и связи, оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовой деятельности.
Таблица 31
Показатель |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
Свердловская область |
Российская Федерация |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника(1): |
|
|
|
|
|
за декабрь |
Рубль |
27487 |
28673 |
21965,7 |
23827 |
в среднем за январь-декабрь |
Рубль |
22627 |
23128 |
18398,5 |
18785 |
Номинальная заработная плата: |
|
|
|
|
|
за декабрь |
Процент |
109,7 |
104,4 |
104,5 |
109,4 |
в среднем за январь-декабрь |
Процент |
125,2 |
101,6 |
101,2 |
108,5 |
Реальная заработная плата: |
|
|
|
|
|
за декабрь |
Процент |
95,6 |
95,9 |
96,0 |
100,6 |
в среднем за январь-декабрь |
Процент |
108,1 |
90,8 |
90,4 |
97,2 |
Коэффициент покрытия уровня прожиточного минимума средней заработной платой |
Единица |
5,1 |
4,4 |
3,4 |
3,6 |
Уровень задолженности по заработной плате (в целом по городу) |
Миллион рублей |
0,729 |
0 |
44,2 |
3565 |
1. Оперативные данные по крупным и средним организациям с численностью работающих более 15 человек (по форме статистического наблюдения П-4 (месячная). |
Со второго полугодия 2009 года происходил процесс постепенной адаптации предприятий реального сектора к функционированию в кризисных условиях. В III квартале 2009 года была ликвидирована задолженность по выплате заработной платы на крупных и средних предприятиях Екатеринбурга, о которой сообщали предприятия города с ноября 2008 года. Анализ помесячной динамики реальной заработной платы показал, что в IV квартале 2009 года наблюдается выравнивание ситуации с выплатами заработной платы.
В условиях кризиса изменение размера материального вознаграждения работников организаций напрямую зависит от результатов деятельности организации. Так, сальдированный финансовый результат организаций Свердловской области по итогам 2009 года сократился на 81,3 процента, Екатеринбурга - на 45 процентов, а Российской Федерации - на 20,8 процента. В Екатеринбурге по-прежнему уровень заработной платы превышает общероссийские значения заработной платы. Разрыв между уровнем среднегородской и среднероссийской заработной платы превысил 23 процента (рисунок 23).
Рисунок 23
Соотношение уровня
средней заработной платы по городу Екатеринбургу и Российской Федерации, процент
В 2009 году реализован ряд государственных мер, направленных на повышение заработной платы в Российской Федерации: оплата труда работников государственных бюджетных учреждений осуществлялась по новым системам оплаты труда(1), предусматривающим повышение уровня оплаты труда и расширение самостоятельности руководителей учреждений в установлении условий и размеров оплаты труда в соответствии с качеством и эффективностью оказываемых государственных услуг. При переходе федеральных бюджетных учреждений с 01.12.2008 на новые системы оплаты труда их фонды заработной платы были увеличены на 30 процентов.
В сложившейся экономической ситуации важным направлением деятельности органов власти является поддержка незащищенных категорий граждан. В соответствии с Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год были проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 году был осуществлен комплекс мер, направленных на дальнейшее улучшение положения всех категорий пенсионеров. С 01.03.2009 увеличена базовая часть трудовой пенсии на 8,7 процента, с 01.12.2009 она установлена в размере 2562 рублей (увеличение на 31,38 процента). Страховая часть трудовой пенсии проиндексирована с 01.04.2009 и 01.08.2009 соответственно на 17,5 процентов и 7,5 процента.
1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (с изменениями от 29.09.2008).
Таблица 32
Среднемесячная заработная плата
по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям и организациям)
Сферы деятельности |
Номинальная заработная плата за январь-декабрь 2009 г. |
Реальная заработная плата |
Номинальная заработная плата за декабрь 2009 г. |
Реальная заработная плата |
||
Рубль |
Процент |
Процент |
Рубль |
Процент |
Процент |
|
Среднемесячная заработная плата по всем сферам деятельности |
23128,0 |
101,6 |
90,8 |
28673,0 |
104,4 |
95,9 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
20260,0 |
110,8 |
99,0 |
24379,0 |
117,1 |
107,5 |
Добыча полезных ископаемых |
16531,0 |
84,0 |
75,1 |
16570,0 |
89,2 |
81,9 |
Обрабатывающие производства |
21081,0 |
100,1 |
89,5 |
25252,0 |
114,5 |
105,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
25691,0 |
101,4 |
90,6 |
34048,0 |
119,4 |
109,6 |
Строительство |
20180,0 |
86,1 |
76,9 |
21694,0 |
96,5 |
88,6 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
18934,0 |
96,0 |
85,8 |
20416,0 |
97,2 |
89,3 |
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
21919,0 |
96,2 |
86,0 |
25009,0 |
100,6 |
92,4 |
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
16345,0 |
97,2 |
86,9 |
16864,0 |
98,4 |
90,4 |
Гостиницы и рестораны |
13912,0 |
98,2 |
87,8 |
16644,0 |
109,5 |
100,6 |
Транспорт и связь |
24855,0 |
104,6 |
93,5 |
28866,0 |
107,4 |
98,6 |
Связь |
28727,0 |
98,1 |
87,7 |
33016,0 |
95,7 |
87,9 |
Финансовая деятельность |
35517,0 |
97,7 |
87,3 |
47538,0 |
105,4 |
96,8 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
27631,0 |
104,3 |
93,2 |
35534,0 |
100,7 |
92,5 |
Операции с недвижимым имуществом |
20293,0 |
107,1 |
95,7 |
23235,0 |
106,8 |
98,1 |
Научные исследования и разработки |
28250,0 |
105,1 |
93,9 |
37112,0 |
98,1 |
90,1 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение |
26072,0 |
106,6 |
95,3 |
36390,0 |
100,4 |
92,2 |
Образование |
17793,0 |
107,8 |
96,3 |
22807,0 |
100,0 |
91,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
20558,0 |
100,2 |
89,5 |
23705,0 |
98,4 |
90,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг |
18257,0 |
112,6 |
100,6 |
24181,0 |
126,1 |
115,8 |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
22211,0 |
122,7 |
109,7 |
32062,0 |
124,3 |
114,1 |
Деятельность по организации отдыха, культуры и спорта |
18334,0 |
111,0 |
99,2 |
23059,0 |
122,8 |
112,8 |
Потребительские цены. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области за январь-декабрь 2009 года инфляция на потребительском рынке составила 111,9 процентов, что на 3,94 процентных пункта ниже показателя 2008 года (рисунок 24).
Рисунок 24
Индекс потребительских цен на товары и услуги в среднем за период, процент
В начале 2009 года под влиянием ослабления курса рубля и высокой зависимости от импорта был отмечен высокий прирост цен. Также сказался рост издержек в связи с традиционным повышением цен на товары и услуги естественных монополий в начале года, а также повышением стоимости кредитных ресурсов вследствие повышения процентных ставок Банком России. В течение 2009 года инфляционные процессы значительно замедлились под влиянием усиления спросовых ограничений (рисунок 25).
Рисунок 25
Индекс потребительских цен на товары и услуги (за месяц), процент
Во втором полугодии 2009 года впервые на протяжении трех месяцев (август, сентябрь и октябрь) была отмечена дефляция. В наибольшей мере замедлился рост цен на продовольственные товары - до 4,6 процента против 16,28 процента год назад (рисунок 26).
Рисунок 26
Индекс цен на продовольственные товары (по отношению к декабрю прошлого года), процент
Значительное замедление роста цен было на социально-значимые товары (рисунок 27), кроме сахара, который подорожал на 48,5 процента (на фоне роста мировых цен на сахар более чем в два раза).
Рисунок 27
Индекс потребительских цен на отдельные продовольственные товары за 2009 год, процент
Замедление темпов инфляции на продовольственные товары в 2009 году определялось следующими факторами:
значительное сужение платежеспособного спроса на товары и услуги (продовольственный товарооборот упал на 3,6 процента) в связи с сокращением доходов населения при одновременном росте склонности к сбережениям;
дефицит оборотных средств у производителей товаров и особенно в торговле, который в условиях сокращения спроса обострил конкуренцию среди крупных розничных сетей;
падение цен на зерно и основные виды продовольствия на мировых рынках, вследствие чего снизились цены на изделия из зерновых, растительное масло, перестали расти цены на хлеб и хлебобулочную продукцию;
укрепление с марта 2009 года курса национальной валюты.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в декабре 2009 года оценивалась в размере 2332,17 рубля. С начала 2009 года произошло снижение этого показателя на 57,9 рубля (2,4 процента).
Рисунок 28
Индекс цен на непродовольственные товары (по отношению к декабрю прошлого года), процент
На непродовольственные товары рост цен оказался более высоким (9,9 процента), чем год назад (9,15 процента) (рисунок 29). В начале года цены росли в результате ослабления курса рубля. В дальнейшем в ответ на сжатие спроса на рынке непродовольственных товаров, в том числе из-за резкого сокращения потребительского кредитования, предложение товаров резко сократилось, что поддерживало рост цен на протяжении года.
Финансовое состояние предприятий и организаций. По данным государственной статистики, за январь-ноябрь(1) 2009 года крупными и средними предприятиями и организациями Екатеринбурга получено 23,6 миллиарда рублей сальдированной прибыли, или 55 процентов к уровню прошлого года по сопоставимому кругу организаций (в 2008 году рост прибыли по итогам 11 месяцев составил 105,9 процентов).
В течение 2009 года происходила постепенная адаптация предприятий и организаций Екатеринбурга к функционированию в кризисных условиях (рисунок 29). Для минимизации убытков (в условиях падения спроса на продукцию и сворачивания производств) были проведены сокращения численности работников и сокращения заработной платы; в результате дефляции внутренних цен производителей и укрепления курса рубля удалось снизить издержки ряда производств.
1. Данные за январь-декабрь отчетного года органами статистики формируются не ранее июня года, следующего за отчетным.
Рисунок 29
Динамика сальдированной прибыли крупных и средних предприятий и организаций Екатеринбурга, процент(1)
При этом доля убыточных организаций в общем количестве организаций к концу 2009 года снизилась до 31,7 процента с максимального уровня, зафиксированного в марте 2009 года, равного 36 процентам. По видам экономической деятельности в ноябре 2009 года наибольшая доля убыточных организаций была зафиксирована среди гостиниц и ресторанов, организаций, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом и в строительстве (рисунок 30).
1. По учитываемому Екатеринбургским межрайонным отделом государственной статистики сопоставимому кругу предприятий.
Рисунок 30
Доля убыточных организаций в общем числе организаций данного вида экономической деятельности, процент
Анализ отраслевой структуры сальдированного финансового результата Екатеринбурга показывает, что основная масса прибыли была получена на предприятиях связи, обрабатывающих производств, оптовой торговли и транспорта. В сумме эти виды деятельности формируют 68,4 процентов прибыли, полученной в отчетном периоде на территории Екатеринбурга (в 2008 году - 79,2 процента) (таблица 33).
Таблица 33
Структура сальдированной прибыли по видам экономической деятельности
Показатель |
Единица измерения |
Январь-ноябрь |
|
2008 г. |
2009 г. |
||
Сальдированная прибыль |
Миллион рублей |
45441,9 |
23612,3 |
Сальдированная прибыль по сопоставимому кругу |
Процент к |
105,9 |
55,0 |
предприятий |
прошлому году |
|
|
Структура прибыли по видам экономической деятельности, в том числе: |
Процент |
100,0 |
100,0 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
Процент |
0,05 |
0,03 |
добыча полезных ископаемых |
Процент |
0,4 |
0,2 |
обрабатывающие производства |
Процент |
40,3 |
27,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Процент |
4,7 |
10,1 |
строительство |
Процент |
6,0 |
1,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, из них: |
Процент |
15,3 |
9,9 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
Процент |
12,1 |
7,9 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
Процент |
1,1 |
2,9 |
гостиницы и рестораны, из них: |
Процент |
0,5 |
Убыток |
деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
Процент |
0,1 |
Убыток |
деятельность ресторанов, кафе, столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания |
Процент |
0,3 |
Убыток |
транспорт |
Процент |
8,1 |
6,2 |
связь |
Процент |
18,7 |
33,2 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, из них: |
Процент |
5,5 |
11,0 |
операции с недвижимым имуществом |
Процент |
1,0 |
Убыток |
научные исследования и разработки |
Процент |
1,0 |
5,8 |
образование |
Процент |
0,2 |
0,4 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
Процент |
0,2 |
1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, из них: |
Процент |
0,1 |
0,2 |
удаление и обработка твердых отходов |
Процент |
Убыток |
0,1 |
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
Процент |
0,2 |
0,1 |
В целом по Свердловской области прибыль предприятий и организаций за 11 месяцев 2009 года сократилась на 81,3 процента, сокращение прибыли было отмечено на обрабатывающих предприятиях (на 94,9 процента), в строительных организациях (на 89 процентов), организациях оптовой и розничной торговли (на 74,2 процента), на предприятиях по добыче полезных ископаемых (на 71 процент), на предприятиях транспорта и связи (на 1 процент), в организациях, занимающихся посредническими услугами в операциях с недвижимым имуществом (на 25,4 процента). Деятельность организаций гостиничного бизнеса и общественного питания, сельского хозяйства и организаций, предоставляющих коммунальные, социальные и персональные услуги, была убыточна.
В течение рассматриваемого периода 2009 года в Екатеринбурге наблюдалось сокращение размеров кредиторской и дебиторской задолженности (таблица 34). Снижение кредиторской задолженности составило 4,5 процента по отношению к 2008 году, в то же время удельный вес просроченных кредитных обязательств в общем объеме кредиторской задолженности возрос на 0,8 процентных пункта (с 3,9 процента до 4,7 процента). При этом увеличилась просроченная кредиторская задолженность по платежам в местный бюджет (в 9,7 раза), в бюджет субъекта Российской Федерации (в 1,5 раза), в государственные внебюджетные фонды (в 1,4 раза).
Таблица 34
Состояние расчетов на предприятиях и организациях
Показатель |
На 01.12.2008 |
На 01.12.2009 |
2009 г. к 2008 г., процент |
||
Сумма, миллион рублей |
Структура, процент |
Сумма, миллион рублей |
Структура, процент |
||
Кредиторская задолженность |
189358,1 |
- |
180942,6 |
- |
95,5 |
Просроченная кредиторская задолженность, в том числе: |
7572,6 |
100,0 |
8581,9 |
100,0 |
113,3 |
просроченная кредиторская задолженность по платежам в бюджеты разных уровней: |
744,8 |
9,8 |
1008,4 |
11,8 |
135,4 |
федеральный бюджет |
576,1 |
7,6 |
634,1 |
7,4 |
110,1 |
бюджет субъекта Российской Федерации |
154,3 |
2,0 |
234,1 |
2,8 |
151,7 |
муниципальный бюджет |
14,4 |
0,2 |
140,2 |
1,6 |
970 |
просроченная кредиторская задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды |
405,3 |
5,3 |
551,6 |
6,4 |
136,1 |
просроченная кредиторская задолженность по платежам поставщикам и подрядчикам |
3538,8 |
46,7 |
4763,9 |
55,5 |
134,6 |
Дебиторская задолженность, в том числе: |
159614,1 |
100,0 |
158615,2 |
100,0 |
99,4 |
дебиторская задолженность, по платежам покупателей за товары и услуги |
91395,6 |
57,3 |
91045,1 |
57,4 |
99,6 |
просроченная дебиторская задолженность по платежам покупателей за товары и услуги |
9604,3 |
6,0 |
11594,5 |
7,3 |
120,7 |
Задолженность предприятий и организаций по кредитам и займам на 01.12.2009 составила 152,8 миллиарда рублей, сократившись за год на 2,1 процента. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам возросла по сравнению с уровнем ноября 2008 года в 66,8 раза.
Сумма дебиторской задолженности по крупным и средним предприятиям Екатеринбурга на 01.12.2009 сократилась менее чем на один процент к уровню ноября 2008 года и составила 158,6 миллиарда рублей. При этом доля просроченной дебиторской задолженности возросла на 1,3 процентных пункта и составила 7,3 процента.
Инвестиции. По данным органов статистики, объем инвестиций в основной капитал, направленных крупными и средними предприятиями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы, в 2009 году составил 44,4 миллиарда рублей, или 62,3 процента к уровню прошлого года в сопоставимых ценах.
В 2009 году наблюдалось снижение объема инвестиций в социальной сфере (здравоохранение, образование, организация отдыха, культуры и спорта), что прежде всего связано со снижением капиталовложений частных инвесторов. В то же время выросло финансирование данных отраслей из бюджетов всех уровней, что обусловлено продолжением реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье", в частности, капиталовложениями в строительство детских садов и школ, в оснащение оборудованием, модернизацию автопарка и реконструкцию объектов здравоохранения (рисунки 31, 32).
Самым значительным является снижение инвестиционных вложений в сектор жилищного строительства. Это обусловлено рядом факторов: в 2009 году были существенно сокращены программы кредитования в банковско-финансовом сегменте, возросла стоимость ипотечных кредитов и были ужесточены условия их предоставления (что отразилось на деятельности застройщиков и на количестве зарегистрированных ипотек); сократился платежеспособный потребительский спрос на жилье со стороны населения в связи с более сдержанной динамикой роста номинальных доходов; сократился спрос населения в связи с ожиданиями по снижению цен на рынке жилья.
Рисунок 31
Динамика инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям, процент (в сопоставимых ценах к уровню прошлого года)
Рисунок 32
Инвестиции по видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям и организациям, в процентах (в сопоставимых ценах), процент
Привлеченные средства предприятий в январе-декабре 2009 года составили 27,8 миллиарда рублей. На их долю приходится 62,7 процента объема инвестиций, из них: бюджетные средства составили 15,4 миллиарда рублей, или 55,5 процента, кредиты банка - 1,8 миллиарда рублей, или 6,4 процента. Собственные средства предприятий в 2009 году составили 16,5 миллиарда рублей, или 37,3 процента общего объема инвестиций (рисунок 33).
Рисунок 33
Соотношение собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций, процент
Бюджет муниципального образования "город Екатеринбурга". В процессе формирования и исполнения местного бюджета 2009 года осуществлялось оперативное реагирование на изменения экономической ситуации. В 2009 году дважды была проведена оптимизация бюджетных расходов и доходов местного бюджета(1).
Поступление денежных средств в местный бюджет в 2009 году сократились по сравнению с 2008 годом на 14,3 процента и составило 22709,4 миллиона рублей (таблица 35). Исполнение доходной части бюджета было на уровне 104,3 процента к плановым объемам.
1. Решение Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2009 N 65/14 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.12.2008 N 87/70 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", Решение Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 N 17/6 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.12.2008 N 87/70 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
Таблица 35
Исполнение бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в 2009 году (оперативные данные)
Показатель |
Утверждено на 2009 г., миллион рублей |
Исполнение на 31.12.2009 |
Доля, процент |
2009 г. к 2008 г., процент |
||
миллион рублей |
процент от годового плана |
2008 г |
2009 г. |
|||
Все доходы |
21770,6 |
22709,4 |
104,3 |
100,0 |
100,0 |
85,7 |
Собственные доходы, из них по основным видам платежей |
14299,3 |
15183,8 |
106,2 |
62,6 |
66,9 |
91,5 |
Налоговые доходы: |
10424,0 |
10906,8 |
104,6 |
44,2 |
48,0 |
93,0 |
налоги на прибыль |
7010,7 |
7461,2 |
106,4 |
31,5 |
32,9 |
89,5 |
налог на доходы физических лиц |
7010,7 |
7461,2 |
106,4 |
31,5 |
32,9 |
89,5 |
налоги на совокупный доход |
1056,3 |
1058,4 |
100,2 |
4,2 |
4,7 |
95,0 |
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
1063,8 |
1068,4 |
100,4 |
4,2 |
4,7 |
96,3 |
единый сельскохозяйственный налог |
-7,6 |
-10,0 |
132,7 |
- |
- |
- |
налоги на имущество |
2122,6 |
2142,9 |
101,0 |
7,9 |
9,4 |
103,0 |
налог на имущество физических лиц |
320,7 |
329,7 |
102,8 |
0,6 |
1,5 |
225,4 |
земельный налог |
1802,0 |
1813,2 |
100,6 |
7,3 |
8,0 |
93,7 |
государственная пошлина и сборы |
215,5 |
224,9 |
104,4 |
0,7 |
1,0 |
114,9 |
Неналоговые доходы: |
3875,3 |
4277,0 |
110,4 |
18,4 |
18,8 |
87,9 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
2925,6 |
3016,2 |
103,1 |
13,5 |
13,3 |
84,1 |
Безвозмездные поступления: |
7471,3 |
7525,5 |
100,7 |
37,4 |
33,1 |
75,9 |
субвенции |
3135,5 |
3127,7 |
99,8 |
11,5 |
13,8 |
102,8 |
субсидии |
3880,9 |
3931,7 |
101,3 |
23,0 |
17,3 |
64,4 |
Расходы местного бюджета: |
25992,7 |
25501,3 |
98,1 |
100,0 |
100,0 |
102,4 |
общегосударственные вопросы |
1280,7 |
1196,9 |
93,5 |
5,0 |
4,7 |
96,2 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
110,7 |
107,3 |
96,9 |
0,6 |
0,4 |
68,6 |
национальная экономика: |
4048,2 |
4020,7 |
99,3 |
20,7 |
15,8 |
78,1 |
ТЭК |
6,7 |
6,6 |
99,5 |
- |
- |
99,1 |
сельское хозяйство |
2,0 |
1,0 |
48,7 |
- |
- |
22,8 |
транспорт |
295,8 |
353,2 |
119,4 |
2,4 |
1,4 |
59,3 |
дорожное хозяйство |
1944,5 |
1787,6 |
91,9 |
9,0 |
7,0 |
79,8 |
связь и информатика |
13,3 |
12,9 |
97,3 |
0,1 |
0,1 |
91,3 |
жилищно-коммунальное хозяйство: |
7125,5 |
6928,2 |
97,2 |
21,6 |
27,2 |
129,1 |
жилищное хозяйство |
2708,8 |
2700,1 |
99,7 |
9,1 |
10,6 |
119,5 |
коммунальное хозяйство |
2079,7 |
2116,8 |
101,8 |
3,4 |
8,3 |
251,8 |
благоустройство |
2250,5 |
2030,3 |
90,2 |
8,6 |
8,0 |
94,5 |
охрана окружающей среды |
168,1 |
163,1 |
97,0 |
0,4 |
0,6 |
165,7 |
образование: |
9332,6 |
9182,3 |
98,4 |
34,5 |
36,0 |
107,0 |
дошкольное образование |
3049,8 |
2960,0 |
97,1 |
11,1 |
11,6 |
107,1 |
общее образование |
5830,4 |
5773,5 |
99,0 |
21,4 |
22,6 |
108,4 |
культура, кинематография и средства массовой информации |
726,0 |
724,7 |
99,8 |
3,3 |
2,8 |
89,2 |
здравоохранение, физическая культура и спорт |
2907,9 |
2897,4 |
99,6 |
13,2 |
11,4 |
88,2 |
социальная политика |
293,2 |
280,8 |
95,8 |
0,8 |
1,1 |
136,5 |
Дефицит |
-4222,1 |
-2792,0 |
66,1 |
- |
- |
174,1 |
Сумма налоговых доходов сократилась к уровню 2008 года на 7,0 процента. Основной причиной снижения налоговых доходов является сокращение налоговых баз под влиянием экономического кризиса.
Основным источником формирования доходной части бюджета остается налог на доходы физических лиц (32,9 процента в структуре доходной части). В связи с сокращением фонда оплаты труда в 2009 году на 12,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2008 года поступления подоходного налога в местный бюджет сократились на 10,5 процента.
На 3,7 процента сократилось поступление в местный бюджет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за 2009 год закрыто 266 предприятий бытового обслуживания(1), 278 объектов розничной торговли(2)).
Поступление неналоговых доходов в местный бюджет в 2009 году сократилось более чем на 12 процентов к уровню 2008 года. Около четверти неналоговых доходов составляют доходы от арендной платы за земельные участки и от продажи права на заключение договоров аренды. В 2009 году произошло снижение этих доходов более чем на 20 процентов по сравнению с 2008 годом, что обусловлено общеэкономической ситуацией в стране, отсутствием заявок на выставляемые на аукционы земельные участки, расторжением договоров аренды земельных участков в связи с их выкупом. Доходы местного бюджета от продажи земельных участков возросли в 2009 году на 27,4 процента по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году на 35,6 процента предоставлено меньше межбюджетных трансфертов (на 33,2 процента). Таким образом, доля безвозмездных перечислений в структуре доходов местного бюджета города сократилась с 37,4 процента в 2008 году до 33,1 процента в 2009 году.
Расходная часть местного бюджета в отчетном периоде составила 25501,3 миллиона рублей (102,4 процента к уровню соответствующего периода 2008 года и 98,1 процента от суммы расходов, запланированной на 2009 год).
В течение 2009 года из местного бюджета направлено 8174,9 миллиона рублей инвестиций на увеличение стоимости основных средств, что на 6,1 процента больше, чем в 2008 году.
Бюджетные инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйства возросли в 2,4 раза к уровню 2008 года (в том числе в 3,3 раза возросли расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет долевого участия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также средств собственников жилых помещений (не менее 5 процентов), в сферу образования - в 1,5 раза, в сферу физической культуры и спорта - в 1,2 раза больше (рисунок 34).
Дефицит местного бюджета за 2009 год составил 2792 миллиона рублей. В целях снижения муниципальных расходов Администрацией города Екатеринбурга осуществлялось исполнение бюджетных расходов через систему муниципального заказа. За год было проведено 36 конкурсов, 2935 аукционов и 1255 запросов котировок. Общая стоимость заключенных контрактов и сделок составила более 11 миллиардов рублей, при этом экономия бюджетных средств, полученная в результате торгов и иных способов размещения заказов, составила 460 миллионов рублей.
1. По данным Комитета по организации бытового обслуживания населения Администрации города Екатеринбурга.
2. По данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга.
Рисунок 34
Инвестиции на увеличение стоимости основных средств из местного бюджета, миллион рублей
Управление муниципальной собственностью. В 2009 году количество объектов муниципальной собственности составило 101907 объектов, что ниже значения предшествующего года на 3,3 процента или на 3469 объектов. Такое снижение показателей объясняется исключением из реестра объектов муниципальной собственности приватизированных квартир (за год исключено 4677 квартир).
За 2009 год в муниципальную собственность принято 755 объектов (в 2008 году - 1334 объекта), из них 513 являются объектами инженерной инфраструктуры, что составляет 67,9 процента от общего числа принятых в отчетном периоде в муниципальную собственность объектов (таблица 36).
В реестр движимого имущества в 2009 году внесена информация о движимом имуществе 633 муниципальных учреждений и 85 муниципальных предприятий (всего 718 организаций).
Из реестра муниципальной собственности в 2009 году исключено 83 объекта нежилого фонда (в 2008 году - 250 объектов).
Таблица 36
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Количество объектов в муниципальной собственности, в том числе: |
Единица |
105376 |
101907 |
96,7 |
количество объектов в |
Единица |
6751 |
6814 |
100,9 |
муниципальной собственности муниципального нежилого фонда |
Тысяча метров квадратных |
4589 |
4598 |
100,1 |
количество объектов в муниципальной собственности жилищного фонда (жилых квартир) |
Единица Тысяча метров квадратных |
87696 3962 |
84473 3743 |
96,3 94,5 |
количество объектов в муниципальной собственности ЖКХ и инженерной инфраструктуры |
Единица |
9671 |
10376 |
107,3 |
количество объектов в муниципальной собственности, не завершенных строительством |
Единица |
32 |
31 |
96,9 |
количество объектов в муниципальной собственности зданий - памятников истории и культуры |
Единица |
226 |
213 |
94,2 |
Количество объектов, переданных в муниципальную собственность, в том числе: |
Единица |
1334 |
755 |
56,6 |
количество нежилых объектов, переданных в муниципальную собственность |
Единица |
68 |
102 |
150,0 |
количество жилых домов, переданных в муниципальную собственность |
Единица |
87 |
57 |
65,5 |
количество объектов инженерной инфраструктуры, переданных в муниципальную собственность |
Единица |
1179 |
513 |
43,5 |
Исключено объектов из муниципальной собственности |
Единица |
250 |
83 |
33,2 |
Всего за отчетный период зарегистрированы права муниципального образования "город Екатеринбург" и получены свидетельства о государственной регистрации по 610 объектам (в 2008 году - по 565 объектам), в том числе 282 - повторно.
В 2009 году продолжился процесс поэтапного принятия к бюджетному учету имущества муниципальной казны: финансовые вложения, объекты благоустройства, движимое имущество. С 01.12.2009 принимаются к учету земельные участки по кадастровой стоимости.
В 2009 году поступления в местный бюджет от управления и распоряжения муниципальной собственностью составили 98,5 процента к запланированному, что составляет 1989 миллионов рублей (таблица 37).
Таблица 37
Управление и распоряжение муниципальным имуществом
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Неналоговые доходы, в том числе: |
|
|
|
|
доходы от аренды помещений |
Миллион рублей |
1827,2 |
1578,6 |
86,4 |
доходы от аренды рекламного места |
Миллион рублей |
114,9 |
109,7 |
95,5 |
отчисления от прибыли предприятий |
Миллион рублей |
21,5 |
18,9 |
87,9 |
дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности |
Миллион рублей |
5,9 |
5,4 |
91,5 |
Количество действующих в 2009 году договоров аренды составляет 2656 договоров (в 2008 году - 2623 договора). В 2009 году были проведены мероприятия по расторжению договоров безвозмездного пользования с государственными учреждениями и перевод их на арендные отношения с 01.01.2010. В 2009 году в соответствии со статьями 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с согласия антимонопольного органа, на основании постановлений Главы Екатеринбурга предоставлена муниципальная помощь следующим хозяйствующим субъектам: Открытому акционерному обществу "КОСК "Россия", Обществу с ограниченной ответственностью "Новое кино", негосударственным образовательным учреждениям, реализующим программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с условиями договоров аренды в порядке осуществления контроля за поступлением арендных платежей количество переданных в арбитражный суд исков о взыскании задолженности по арендной плате, пени, а также неосновательного обогащения в 2009 году составило 132 (в 2008 году - 128).
По состоянию на 31.12.2009 в реестре числится 110 муниципальных предприятий, из них 35 находятся в стадии ликвидации и реорганизации. За отчетный период предприятия не создавались (таблица 38).
В 2009 году проведено 14 заседаний балансовой комиссии, на которых были рассмотрены результаты финансово-хозяйственной деятельности 26 муниципальных унитарных предприятий, из которых неудовлетворительной признана экономическая деятельность одного муниципального унитарного предприятия.
Таблица 38
Управление муниципальными предприятиями
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Количество муниципальных предприятий, в том числе по отраслям: |
Единица |
139 |
110 |
79,1 |
торговля |
Единица |
13 |
9 |
69,2 |
бытовое обслуживание |
Единица |
14 |
8 |
57,1 |
общественное питание |
Единица |
13 |
12 |
92,3 |
здравоохранение и фармация |
Единица |
20 |
18 |
90,0 |
культура и спорт |
Единица |
6 |
6 |
100,0 |
ЖКХ |
Единица |
29 |
29 |
100,0 |
ТЭХ |
Единица |
6 |
6 |
100,0 |
благоустройство |
Единица |
18 |
6 |
33,3 |
транспорт |
Единица |
3 |
3 |
100,0 |
прочие, из них: |
Единица |
17 |
13 |
76,5 |
количество предприятий в стадии ликвидации и реорганизации |
Единица |
44 |
35 |
79,5 |
В 2009 году проведена следующая работа по реорганизации предприятий:
проведена реорганизация девяти екатеринбургских муниципальных унитарных предприятий благоустройства (Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Зеленстрой", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Дендрологический парк-выставка", дорожно-эксплуатационные управления семи районов) в форме преобразования в муниципальные учреждения с закреплением имущества на праве оперативного управления;
завершена реорганизация Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "КЦ "ДИЗАЙР" путем присоединения к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию торговой базе "Екатеринбургобщепит";
начат процесс реорганизации Екатеринбургского муниципального учреждения "Специализированное автотранспортное предприятие" путем присоединения к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза";
начат процесс реорганизации Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Аптека N 273" путем присоединения к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Здоровье".
В 2009 году завершена работа по акционированию трех предприятий бытового обслуживания: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Валентина", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Ропид-2", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "ФИОБОС".
В 2009 году получено 15 свидетельств о прекращении деятельности предприятий в связи с реорганизацией, 15 - в связи с ликвидацией.
В отчетном периоде начата работа по созданию и наделению муниципальным имуществом муниципальных автономных учреждений школьно-базовых столовых во всех районах города Екатеринбурга. По итогам 2009 года создано 10 муниципальных автономных учреждений школьно-базовых столовых.
В течение 2009 года приватизировано четыре объекта муниципальной собственности (в 2008 году - восемь объектов) (таблица 39). За отчетный период в местный бюджет от продажи объектов нежилого фонда поступило 230191,3 тысячи рублей, что в 5,5 раза превышает значение 2008 года.
Таблица 39
Приватизация
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Поступления в местный бюджет от приватизации |
Миллион рублей |
42,18 |
230,2 |
545,7 |
Количество приватизированных объектов муниципальной собственности, в том числе: |
Штука |
8 |
4 |
50,0 |
количество приватизированных объектов муниципальной собственности в результате продажи имущества по преимущественному праву выкупа |
Штука |
- |
1 |
- |
количество приватизированных объектов муниципальной собственности в результате продажи имущества посредством публичного предложения |
Штука |
- |
1 |
- |
количество приватизированных объектов муниципальной собственности на аукционе |
Штука |
3 |
1 |
33,3 |
количество приватизированных объектов муниципальной собственности на специализированном аукционе |
Штука |
- |
1 |
- |
В 2009 году заключено 2160 договоров страхования муниципального имущества (в 2008 году - 2402) (таблица 40). Сокращение количества договоров страхования на 10,1 процента по сравнению с предшествующим годом связано с тем, что на часть помещений муниципальной собственности были расторгнуты договоры аренды.
Таблица 40
Страхование и сохранение муниципального имущества
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Заключение и перезаключение договоров страхования объектов муниципальной собственности |
Единица |
2402 |
2160 |
89,9 |
Сумма выплат по страховым случаям |
Тысяча рублей |
2281 |
2249 |
98,6 |
В 2009 году произошло 217 страховых событий. Как и в предшествующем году, наибольшее количество страховых событий произошло по причине аварии систем коммуникаций (147 страховых событий), противоправных действий третьих лиц (65 страховых событий), пожара (5 страховых событий). В 2009 году страховыми компаниями перечислено на восстановление муниципальной собственности 2,25 миллиона рублей (в 2008 году - 2,28 миллиона рублей).
<< Подраздел 6.1. Базовые отрасли материального производства |
Подраздел 6.3. >> Внешние связи |
|
Содержание Постановление Главы Екатеринбурга от 7 мая 2010 г. N 2200 "Об итогах социально-экономического развития муниципального образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.