Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8.2. Платные услуги населению
Рынок платных услуг населению - существенная часть потребительского рынка Екатеринбурга, он характеризуется действием общих для потребительского сектора экономики тенденций. На фоне высоких темпов инфляции в сфере услуг и сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения темп роста платных услуг населению Екатеринбурга замедлился. По оперативным данным, в 2009 году населению Екатеринбурга оказано платных услуг на 82,7 миллиарда рублей (таблица 52), что в сопоставимой оценке на 6,7 процента ниже уровня прошлого года (по Российской Федерации - на 4,3 процента, по Свердловской области сохраняется незначительный прирост - на 1,1 процента).
Из общего объема платных услуг 9,8 процента составляют бытовые услуги. Потребление бытовых услуг прежде всего характерно для семей со средним уровнем доходов. Сокращение доходов населения вызвало снижение объемов потребления бытовых услуг. В 2009 году объем бытовых услуг населению в сопоставимой оценке составил 68 процентов к уровню 2008 года (таблица 53).
Для обеспечения равной доступности основных видов бытовых услуг на территории Екатеринбурга в рамках реализации мероприятий стратегического проекта "Новое качество услуг" открыто 722 новых объектов сферы услуг (на 15 процентов больше, чем в 2008 году) (таблица 54). Из них 55 новых предприятий сферы услуг открыты за счет нового строительства, 20 предприятий за счет реконструкции, 67 предприятий за счет перевода и перепрофилирования, 580 предприятий открыто на арендуемых площадях. В торговых центрах и торговых комплексах открыто 91 предприятие сферы услуг, в гостиницах - 21 предприятие, в комбинатах бытового обслуживания - 9 предприятий, на первых этажах жилых зданий - 201 предприятие, во временных сооружениях - 18 предприятий.
Таблица 53
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
||
единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
||
Объем платных услуг населению |
Миллиард рублей |
76,9 |
82,7 |
109,7(1) |
Объем платных услуг в действующих ценах к предыдущему периоду |
Процент |
119,0 |
109,7 |
-8,3 процентного пункта |
Объем платных услуг в сопоставимых ценах к предыдущему периоду |
Процент |
101,0 |
93,3 |
-8 процентных пунктов |
1. По сопоставимому кругу предприятий. |
За 2009 год в Екатеринбурге закрыто 266 объектов сферы услуг. В соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории города Екатеринбурга закрыт 131 объект игорного бизнеса.
Таблица 54
Основные показатели развития бытового обслуживания населения
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
|||
единица измерения |
2009 г. контрольное значение |
2008 г. |
2009 г. |
||
Объем бытовых услуг населению |
Миллиард рублей |
8,0 |
8,0 |
8,1 |
123,7(1) |
Объем бытовых услуг в действующих ценах к предыдущему периоду |
Процент |
|
123,7 |
101,5 |
-22,2 процентного пункта |
Объем бытовых услуг населению в сопоставимых ценах |
Процент |
90,0 |
104,6 |
68,0 |
-36,6 процентного пункта |
Развитие сети бытового обслуживания(2) | |||||
Количество предприятий бытового обслуживания (на конец периода) |
Единица |
3050 |
2992 |
3448 |
115,2 |
Общая площадь предприятий сферы бытового обслуживания (на конец периода) |
Тысяча метров квадратных |
405,0 |
395,2 |
425,3 |
107,6 |
Количество вводимого оборудования и систем автоматизации (в год) |
Тысяча единиц |
20 |
40,0 |
34,0 |
85,0 |
1. По кругу предприятий. 2. По данным Комитета по бытовому обслуживанию Администрации города Екатеринбурга. |
Таблица 55
Структура сети предприятий сферы обслуживания
Наименование услуги |
Январь-декабрь 2009 года |
Количество предприятий на 01.01.2010, единица |
||
количество открытых предприятий сферы обслуживания, единица |
количество закрытых предприятий сферы обслуживания, единица |
прирост количества предприятий сферы обслуживания, единица |
||
Парикмахерские, косметологические и маникюрные услуги |
103 |
16 |
87 |
641 |
Оздоровительные услуги (сауны, солярии, массажные салоны) |
54 |
16 |
38 |
303 |
Ремонт обуви |
55 |
6 |
49 |
274 |
Услуги швейных и трикотажных ателье |
55 |
12 |
43 |
236 |
Изготовление и установка окон |
25 |
8 |
17 |
208 |
Фотоуслуги |
42 |
6 |
36 |
195 |
Копировальные услуги |
32 |
1 |
31 |
125 |
Услуги ломбардов |
49 |
11 |
38 |
120 |
Ремонт электробытовых машин и приборов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры |
19 |
9 |
10 |
115 |
Услуги фитнес-центров |
23 |
0 |
23 |
112 |
Изготовление дверей |
12 |
0 |
12 |
110 |
Услуги прачечных и химчисток |
15 |
4 |
11 |
103 |
Изготовление ключей |
19 |
2 |
17 |
101 |
Ремонт квартир |
14 |
1 |
13 |
89 |
Услуги проката |
37 |
4 |
33 |
81 |
Ремонт сотовых телефонов |
19 |
4 |
15 |
75 |
Услуги культурно-развлекательных заведений |
24 |
6 |
18 |
73 |
Ритуальные услуги |
29 |
1 |
28 |
72 |
Ремонт часов |
9 |
4 |
5 |
66 |
Услуги ювелирных мастерских |
20 |
5 |
15 |
59 |
Организация праздников |
12 |
4 |
8 |
43 |
Услуги клининговых компаний |
4 |
4 |
0 |
41 |
Изготовление печатей и штампов |
8 |
0 |
8 |
28 |
Услуги компьютерных клубов |
6 |
2 |
4 |
27 |
Услуги по резка стекла |
2 |
0 |
2 |
21 |
Обслуживание домофонов |
6 |
0 |
6 |
20 |
Организация аттракционов |
6 |
0 |
6 |
18 |
Услуги игорного бизнеса |
0 |
131 |
-131 |
7(1) |
Услуги нянь и гувернанток |
3 |
2 |
1 |
7 |
Услуги брачных агентств |
3 |
2 |
1 |
5 |
Прочие |
17 |
5 |
12 |
73 |
Итого |
722 |
266 |
456 |
3448 |
1. Букмекерские конторы. |
По итогам 2009 года сеть предприятий сферы обслуживания населения в городе Екатеринбурге составила 3448 объектов общей площадью 425,3 тысячи метров квадратных. Таким образом, обеспеченность площадями возросла с начала года на 9 процентов и составила 311,8 метров квадратных на 1000 горожан (рисунок 43).
Рисунок 43
Обеспеченность площадями предприятий бытового обслуживания по районам Екатеринбурга в 2009 году, метр квадратных на 1000 жителей
Для повышения качества бытовых услуг в 2009 году проведен ремонт 1972 предприятий бытового обслуживания (в 2008 году - 1694), реконструкция 82 предприятий (в 2008 году - 106), техническое перевооружение отрасли: внедрено 34 тысячи единиц технологического оборудования (в 2008 году - 40 тысяч единиц).
Одним из приоритетных направлений деятельности по организации бытового обслуживания населения Екатеринбурга является обеспечение ценовой доступности социально важных бытовых услуг для всех категорий населения. Предприятия бытового обслуживания в 2009 году предоставили услуги по льготным тарифам 257,5 тысячи граждан (социально незащищенные категории и ветераны Великой Отечественной войны) (в 2008 году - 212,9 тысячи граждан) на сумму 72,2 миллиона рублей, что на 39,4 процента превышает значение 2008 года.
Развитие Екатеринбурга как делового и туристического центра требует формирования современного гостиничного комплекса. В рамках реализации стратегического проекта "Гостиницы Екатеринбурга" в 2009 году осуществлялось дальнейшее повышение обеспеченности гостиничными услугами за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым стандартам, и реконструкции имеющихся. За год за счет нового строительства введено в эксплуатацию 6 гостиничных объектов на 836 мест. За счет нового строительства введены бизнес-отель "Онегин Плаза" на 170 мест, гостиница "Рамада" на 160 мест, гостиница "Чехов" на 30 мест, мини-отель "Аврора" на 15 мест, гостиница "Анжело" на 211 мест, гостиница "Ханой" на 250 мест. После реконструкции введена в эксплуатацию гостиница "Грин Парк отель" по адресу: ул. Народной воли, 24 (таблица 56).
Екатеринбург становится все более привлекательным для иностранных операторов гостиничного бизнеса. В конце 2009 года в Екатеринбурге работали четыре иностранных оператора, трое из них вошли на рынок Екатеринбурга в 2009 году ("Хаятт", "Рамада", "Анжело").
Таким образом, за счет развития гостиничного комплекса вместимость объектов размещения возросла на конец 2009 года на 13 процентов к уровню 2008 года и составила 7299 мест. По состоянию на 01.01.2010 в Екатеринбурге функционировало 92 гостиницы и аналогичных мест размещения, в том числе 54 гостиницы, 38 дополнительных мест размещения (таблица 57).
Таблица 56
Развитие гостиничного комплекса(1)
Таблица 57
Дислокация гостиниц по районам Екатеринбурга
Ha 01.01.2010
Район |
Гостиницы |
Дополнительные средства размещения |
Общее количество средств размещения |
Общее количество мест |
||
единиц |
количество мест |
единиц |
количество мест |
|||
Верх-Исетский |
9 |
742 |
2 |
199 |
11 |
881 |
Железнодорожный |
4 |
1033 |
1 |
7 |
5 |
1040 |
Кировский |
7 |
611 |
5 |
113 |
12 |
724 |
Ленинский |
12 |
908 |
7 |
229 |
19 |
1137 |
Октябрьский |
18 |
2620 |
5 |
159 |
23 |
2779 |
Орджоникидзевский |
1 |
170 |
8 |
149 |
9 |
319 |
Чкаловский |
3 |
410 |
10 |
166 |
13 |
576 |
Итого |
54 |
6434 |
38 |
865 |
92 |
7299 |
В связи со снижением туристического потока (по данным Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области, за 2009 год Екатеринбург посетило 106266 иностранных граждан, что на 24 процента ниже, чем в 2008 году) и вводом новых гостиниц коэффициент загрузки номерного фонда Екатеринбурга по предварительным оценкам экспертов снизился с 58 процентов в 2008 году до 45 процентов в 2009 году.
На 01.01.2010 в Екатеринбурге проведено категорирование 27 гостиниц (27 процентов от общего числа), из них в 2009 году категорирование прошли восемь отелей: "Октябрьская" (4 звезды), "Московская горка" корпус "Бизнес" (4 звезды), "Изумруд-отель" (3 звезды), "Атлантик" (3 звезды), "Отель "Екатеринбург-Центральный" (3 звезды), "Лайнер" (3 звезды), "Домашний отель" (3 звезды), "Свердловск" (3 звезды).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.