Рассмотрев представленный администрацией Березовского городского округа проект городской целевой Программы "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Березовского городского округа обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" в 2009-2011 годах", в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 23 Устава Березовского городского округа, Дума Березовского городского округа решила:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Березовского городского округа обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" в 2009-2011 годах" (прилагается).
2. Решение опубликовать в газете "Березовский рабочий".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экологии, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи (Писцов Е.Р.).
Глава Березовского городского округа |
В.П. Брозовский |
Председатель Думы |
Е.С. Говоруха |
Городская целевая Программа
"Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Березовского городского округа обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" в 2009-2011 годах"
(утв. решением Думы Березовского городского округа от 23 декабря 2008 г. N 21)
Стратегический проект V.Ж-3. "Наш город - безопасный город"
Раздел 1. Паспорт программы
Название Программы |
"Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Березовского городского округа обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" в 2009-2011 годах" |
Срок реализации |
2009-2011 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции от 10.06.2008 N 77-ФЗ; Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" в редакции от 07.03.2005 N 1-ФКЗ; Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакции от 18.07.2008 N 120-ФЗ; Постановление Правительства Свердловской области от 11.07.2007 N 666-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2008 год" в редакции от 28.03.2008 N 257-ПП; решение Совета общественной безопасности Свердловской области от 24.03.2005 N 1; решение Межведомственной комиссии по вопросам повышения эффективности деятельности предприятий и организаций реального сектора экономики Свердловской области от 23.12.2005; Стратегический план развития Березовского городского округа до 2015 года, утвержденный решением Думы от 16.03.2006 N 184 |
Инициатор постановки проблемы |
Администрация Березовского городского округа, общество с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" (далее - ООО "Березовское рудоуправление") |
Заказчик Программы |
Администрация Березовского городского округа, ООО "Березовское рудоуправление" |
Разработчики Программы |
Администрация Березовского городского округа ООО "Березовское рудоуправление" |
Основные исполнители Программы |
Администрация Березовского городского округа, ООО "Березовское рудоуправление" |
Источники и объемы финансирования Программы |
местный бюджет: 2009 год - 91,524 млн руб. 2010 год - 142,8 млн руб. 2011 год - 167,4 млн руб., средства общества с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление": 2009 год - 16,1 млн руб., иные источники, не запрещенные законодательством (объем финансирования уточняется ежегодно при утверждении бюджета) |
Состояние проблемы (актуальность) |
Территория Березовского городского округа по наличию объектов и факторов, потенциально опасных для возникновения чрезвычайных ситуаций, относится к III категории. Длительный период эксплуатации Березовского золоторудного месторождения, особенности геологического строения и условий залегания руд привели к интенсивной изрезанности массива горными выработками, большому объему незаложенного пространства (пустот), наличию провалов, образовавшихся на поверхности земли. Частота провалов в последнее время существенно увеличилась, в том числе вследствие сложного гидрогеологического режима подземных вод, естественного повышения уровня грунтовых вод. Значительно снижает риск возникновения чрезвычайных экологических ситуаций откачка шахтных вод и закладка пустот, образовавшихся в результате ведения подземных горных работ и добычи руды на месторождении. Откачка шахтных вод обеспечивает предотвращение процессов затопления и заболачивания территории города Березовского, подверженной негативным инженерно-геологическими процессам, а также проявлениям деформаций, сдвижений и обрушений земной поверхности. |
Цель Программы |
Обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан, повышение устойчивости зданий и сооружений, расположенных на подработанных территориях Березовского городского округа. |
Задачи Программы |
Поддержание в устойчивом и безопасном состоянии земной поверхности в зоне влияния горных работ на территории Березовского городского округа с целью снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем: |
|
1) повышения надежности и безопасности работы шахтного водоотлива; |
|
2) выполнения объемов закладки отработанного пространства. |
Ожидаемые результаты |
1. Исключение негативных факторов влияния на устойчивость земной поверхности, предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций на территории Березовского городского округа. 2. Снижение экономических потерь от последствий чрезвычайных ситуаций. |
Координаторы Программы |
Администрация Березовского городского округа |
Заинтересованные стороны |
население, Администрация Березовского городского округа, ООО "Березовское рудоуправление", Управление Министерства по чрезвычайным ситуациям по г. Березовскому |
Контроль за исполнением Программы |
Дума Березовского городского округа, Администрация Березовского городского округа |
Раздел II. Состояние проблемы
Территория Березовского городского округа по наличию объектов и факторов, потенциально опасных для возникновения чрезвычайных ситуаций, относится к III категории.
Березовское золоторудное месторождение имеет достаточные запасы драгоценных металлов. Разработка месторождения подземным способом в течение 260 лет привела к негативным горно-геологическим процессам, которые в итоге оказывают влияние на перспективы развития Березовского городского округа.
Длительный период эксплуатации Березовского золоторудного месторождения, особенности геологического строения и условий залегания руд привели к интенсивной разработанности массива горными выработками, большому объему незаложенного пространства (пустот), наличию провалов, образовавшихся на поверхности земли. Объем пустот составляет 4 млн 330 тыс. куб.м, из которых 1 млн 600 тыс. куб.м требуют немедленной закладки (заполнения).
Значительная часть городской территории, ее жилой части, находится в опасных зонах сдвижения и обрушения поверхности.
Частота провалов в последнее время существенно увеличилась, в том числе вследствие сложного гидрогеологического режима подземных вод, естественного повышения уровня грунтовых вод.
Высокая обводненность горных выработок на Березовском золоторудном месторождении проявилась с начала его эксплуатации. Общество с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" одновременно с ведением подземных горных работ и добычей золота откачивает 14-15 млн куб.м воды в год (40 тыс. куб.м в сутки). Система водоотлива состоит из 3 насосных подземных комплексов, оборудованных насосными установками типа: ЦНСГ-850/350, ЦНС-300/480 и ЦН-1000/180 (всего 13 насосов).
Депрессионная воронка, образовавшаяся на поверхности, составляет 68,3 кв.км и охватывает всю площадь г. Березовского, бассейны рек Пышмы и Березовки. Вся территория города с жилыми массивами осушается шахтным водоотливом с горизонтов 512 м, 314 м и 162 м. Жилые и производственные здания и сооружения построены на фундаментах, рассчитанных на сухой грунт без наличия грунтовых вод.
Перечисленные факторы оказывают воздействие на состояние зданий, сооружений, инженерных сетей, в связи с чем необходима организация работ по предотвращению проявлений деформации земной поверхности, повышению устойчивости зданий и сооружений, расположенных на подработанных территориях, выполнение градостроительных, инженерных и других мероприятий по защите территории от воздействия природных и техногенных факторов.
Актуальность проблемы изложена в выводах следующих научно-исследовательских работ:
1. Отчет о гидрогеологических работах по оценке последствий прекращения водоотлива на Березовском золоторудном руднике, НП Геологоэкологическая фирма "ГеоС", 2000 г.;
2. Отчет. Мониторинг геологической среды Березовского золоторудного месторождения в 2002-2004 гг., НП "Мониторинг месторождений полезных ископаемых", 2005 г.;
3. Указания по охране сооружений, природных объектов и горных выработок от вредного влияния подземных разработок на Березовском золоторудном месторождении Урала, 1986 г.
Откачка шахтных вод обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить предотвращение следующих процессов и явлений:
- подъем грунтовых вод до глубины 3-4 м;
- изменение несущей способности грунтов под фундаментами зданий;
- пучение и набухание грунтов;
- усиление коррозийной активности грунтов, ведущей к электрохимической коррозии инженерных сооружений и подземных коммуникаций;
- затопление заглубленных сооружений и подземных коммуникаций;
- активизация образования провалов земной поверхности.
Закладка пустот, образованных в результате ведения горных работ и добычи золота, исключает возможность проявления деформаций, сдвижений и обрушений земной поверхности на территории г. Березовского.
При невыполнении мероприятий по откачке шахтных вод и закладке шахтных пустот может возникнуть чрезвычайная ситуация, которая согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" будет классифицирована как чрезвычайная ситуация федерального характера. Чрезвычайная ситуация федерального характера предполагает количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба свыше 500 млн рублей.
Органами местного самоуправления Березовского городского округа, соответствующими государственными службами и структурами принимаются меры по обеспечению безопасных условий проживания граждан.
В результате принятых мер на территории Березовского городского округа реализованы следующие мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций:
1. Проводятся работы по погашению пустот в шахтных полях Березовского месторождения обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" по решению Совета безопасности Свердловской области при губернаторе Свердловской области "О задачах по предупреждению и учету развития опасных сейсмических явлений; защита населения и поселений Свердловской области" (Протокол N 1 от 24.03.2005 г.).
2. Выполняются условия Соглашения о социально-экологической ответственности Правительства Свердловской области, общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Холдинг", муниципального образования "г. Березовский" и общества с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" по поддержанию экологической безопасности на территории муниципального образования "г. Березовский" на 2005-2009 годы", в соответствии с которым администрация Березовского городского округа рассматривает и согласовывает тарифы на передачу электрической энергии потребителям "Березовского рудоуправления". Думой Березовского городского округа принимались решения о предоставлении льгот по арендной плате за пользование земельными участками золотодобывающим предприятиям, осуществляющим добычу подземным способом.
3. Ежегодно Правительством Свердловской области выделяются средства в соответствии с областной государственной целевой программой "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на откачку шахтных вод и закладку подземных пустот. Объемы выделения средств по программе показаны в таблице 1.
Таблица 1
Выделение средств
из бюджета Свердловской области по областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области"
млн руб.
Период |
Нормативный правовой акт |
Объем выделенных средств, всего |
На откачку шахтных вод |
На закладку подземных пустот |
2005 год |
Постановление Правительства Свердловской области от 02.07.2004 N 620-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2005 год" |
28,0 |
21,0 |
7,0 |
2006 год |
Постановление Правительства Свердловской области от 30.06.2005 N 524-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2006 год" |
36,0 |
31,6 |
4,4 |
2007 год |
Постановление Правительства Свердловской области от 21.06.2006 N 538-ПП "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" |
33,0 |
33,0 |
0 |
2008 год |
Постановление Правительства Свердловской области "Об областной государственной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2008 год" от 11.07.2007 N 666-ПП; Постановление Правительства Свердловской области от 24.07.2008 N 752-ПП "О внесении изменений в областную государственную целевую программу "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2008 год, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области" |
36,0
51,2 |
36,0
39,0 |
0
12,2 |
Затраты рудоуправления на стабильную производственную деятельность значительно выше стоимости товарной продукции (золото, серебро). С учетом затрат на откачку воды и закладку пустот предприятие не в состоянии достичь рентабельной работы и имеет значительные убытки.
В ходе обсуждения вопроса на заседании Правительства Свердловской области от 19.03.2008 "О дальнейшей разработке Березовского золоторудного месторождения" рассматривались и зафиксированы в протоколе два варианта деятельности ООО "Березовское рудоуправление".
Первый вариант: продолжать разработку месторождения с выделением дополнительных средств для поддержания в безопасном состоянии земной поверхности в зоне влияния горных работ на территории г. Березовского.
Второй вариант: начать разработку проекта консервации месторождения и перевести месторождение в режим консервации с 2009 года с выделением средств на финансирование работ по консервации.
Первый вариант.
Затраты при продолжении разработки Березовского золоторудного месторождения
Перспективной производственной программой общества с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" на 2009-2011 годы предусмотрено продолжение разработки Березовского золоторудного месторождения подземным способом с планируемыми ежегодными объемами добычи:
руды |
280 тыс. т в год, |
золота |
500 кг в год, |
серебра |
750 кг в год. |
При этом в программе предусмотрено выполнение работ по откачке шахтных вод и закладке подземных пустот, обеспечивающих экологическую безопасность в городе Березовском. Плановые затраты на откачку шахтных вод и закладку пустот указаны в таблице 2.
Таблица 2
Плановые затраты
на откачку шахтных вод и закладку пустот
млн руб.
Виды работ |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
бюджет |
Березовское рудоуправление |
всего |
всего |
всего |
|
Откачка шахтных вод |
77,5 |
12,3 |
89,8 |
122,4 |
144,3 |
Закладка подземных пустот |
14,0 |
3,8 |
17,8 |
20,4 |
23,1 |
Всего |
91,5 |
16,1 |
107,6 |
142,8 |
167,4 |
Второй вариант.
Затраты при выполнении работ по "мокрой" консервации Березовского золоторудного месторождения
Технический проект "мокрой" консервации Березовского месторождения (подземных горных выработок шахт "Южная", "Северная", "Центральная" ) предполагает период выполнения работ 5-7 лет с оценкой затрат 3,107 млрд руб. при ежегодных затратах 200-500 млн рублей. Проектные затраты на консервацию указаны в таблице 3.
Таблица 3
Проектные затраты
на консервацию Березовского золоторудного месторождения
млн руб.
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Откачка шахтных вод |
89,8 |
122,4 |
144,3 |
Закладка подземных пустот |
17,8 |
20,4 |
23,1 |
Другие виды работ по консервации |
93,1 |
179,6 |
166,6 |
Всего |
200,7 |
322,4 |
334,0 |
Следует отметить, что затраты на консервацию Березовского золоторудного месторождения в 2-3 раза больше, чем затраты на откачку шахтной воды и погашение подземных пустот.
Таким образом, в целях предотвращения чрезвычайной экологической ситуации наиболее экономически оправданным следует считать первый вариант: продолжение работы общества с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" по добыче, переработке и обогащению руды с финансированием расходов предприятию на откачку шахтных вод и закладку пустот из бюджета Березовского городского округа в соответствии с полномочиями по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Раздел III. Ожидаемые результаты
1. Обеспечение устойчивости горного массива (недр) и поверхности городской территории и, как следствие, исключение аварий по причине провалов земной поверхности.
2. Исключение негативных факторов влияния на устойчивость земной поверхности и предупреждение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций на территории Березовского городского округа.
3. Снижение экономических потерь от последствий чрезвычайных ситуаций.
Для достижения вышеуказанных результатов должны быть проведены следующие мероприятия:
1. Выполнение работ по откачке шахтных вод, обеспечивающих предотвращение затопления и заболачивания территории:
- содержание в технически исправном состоянии насосных установок типа ЦНСТ-850/350, ЦНС-300/480 и ЦН-1000/180 в подземных насосных комплексах шахт "Южная" и "Северная";
- обслуживание оборудования высококвалифицированным инженерным и техническим персоналом;
- организация постоянной бесперебойной и безаварийной работы насосных установок.
Постоянная работа насосных установок шахтного водоотлива по откачке воды предотвращает прямую экологическую угрозу чрезвычайных ситуаций, связанных с негативными инженерно-геологическими процессами.
2. Выполнение работ по закладке подземных пустот, снижающих вероятность обрушения кровли и обеспечивающих экологическую безопасность территории:
- содержание в технически исправном состоянии насосной установки ГРТ-800/71 на обогатительной фабрике, гидроциклонов, пульпопроводов на поверхности, в закладочных скважинах, восстающих, штреках подземных выработках, а также железобетонных гидроизолирующих перемычек в сопряжениях с подземными камерами;
- постоянный контроль за состоянием и исправностью пульпопроводов в подземных горных выработках, за сливом отстойной воды из закладываемых подземных камер (пустот);
- обслуживание гидрозакладочного комплекса высококвалифицированными кадрами;
- организация постоянной (сменной) безаварийной работы всего гидрозакладочного комплекса.
Выполнение работ по закладке подземных пустот в отработанных камерах шахт способом гидрозакладки "хвостами" (песком) обогатительной фабрики уменьшает объемы пустот в шахтах и вероятность образования деформаций, нарушений и обрушений земной поверхности на территории Березовского городского округа, снижает риск возникновения экологической катастрофы в городе.
Финансирование расходов на откачку шахтных вод и закладку подземных пустот по данной целевой программе обеспечивает выполнение указанных работ обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление". Предотвращение чрезвычайных ситуаций позволит сократить финансовые, материальные затраты.
Раздел IV. Логика реализации программы
N п/п |
Мероприятие |
Объективные критерии оценки (объем выполненных работ) |
Финансовое обеспечение |
Срок исполнения |
Исполнитель |
|
источник финансирования |
объем финансирования, млн руб. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Цель программы: обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан, повышение степени устойчивости зданий и сооружений, расположенных на подработанных территориях Березовского городского округа. | ||||||
Задача 1. Поддержание в устойчивом и безопасном состоянии земной поверхности в зоне влияния горных работ на территории Березовского городского округа, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем выполнения задач по повышению надежности и безопасности работы шахтного водоотлива и выполнению объемов закладки отработанного пространства. | ||||||
Результат 1.1. Исключение негативных факторов влияния на устойчивость земной поверхности, предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций на территории Березовского городского округа. Результат 1.2. Снижение экономических потерь от последствий чрезвычайных ситуаций. | ||||||
1.1.1 |
Выполнение работ по откачке шахтных вод, обеспечивающих предотвращение затопления и заболачивания территории |
10,704 млн куб.м ежегодно |
местный бюджет |
77,498
122,400
144,300 |
2009 год 2010 год 2011 год |
Администрация Березовского городского округа, ООО "Березовское рудоуправление" |
1,7 млн куб.м |
средства предприятия |
12,300 |
2009 год |
|||
1.1.2 |
Выполнение работ по закладке подземных пустот, снижающих вероятность обрушения кровли и обеспечивающих экологическую безопасность территории |
уменьшение пустот ежегодно на 25,0 тыс. куб.м (методом гидрозакладки) |
местный бюджет |
14,026
20,400
23,100 |
2009 год 2010 год 2011 год |
Администрация Березовского городского округа, ООО "Березовское рудоуправление" |
уменьшение пустот на 41,0 тыс. куб.м (погашение пустот методом изоляции - З6 тыс. куб.м, методом гидрозакладки - 5 тыс. куб.м) |
средства предприятия |
3,800 |
2009 год |
|||
|
Объем финансирования мероприятий Программы: |
|
местный бюджет и средства ООО "Березовское рудоуправление" |
107,624
142,800
167,400 |
2009 год 2010 год 2011 год |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Березовского городского округа Свердловской области от 23 декабря 2008 г. N 21 "Об утверждении городской целевой Программы "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Березовского городского округа обществом с ограниченной ответственностью "Березовское рудоуправление" в 2009-2011 годах"
Текст решения опубликован в газете "Березовский рабочий" от 17 марта 2009 г. N 27-28 стр. 10