Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 мая 2010 г. N Ф09-4039/10-С4 по делу N А71-3081/2006
Дело N А71-3081/2006
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Сердитовой Е.Н., Кондратьевой Л.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (далее - Федеральная налоговая служба) на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2009 по делу N А71-3081/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу о признании дочернего открытого акционерного общества "Научно-производственный центр высокоточной техники "Ижмаш" (далее - общество) несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Биктимерова Л.Н. (доверенность от 11.09.2009 N Д-1114).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2009 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Маковецкая А.А. Объявление о признании общества банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 07.02.2009.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Фонд социального страхования) 04.03.2009 обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 4 098 549 руб. 10 коп. капитализированных платежей, предназначенных для обеспечения ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Гордымовой Татьяне Владимировне.
Определением суда от 16.07.2009 требования Фонда социального страхования в сумме 4 098 549 руб. 10 коп. признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о процессуальной замене кредитора в реестре требований кредиторов должника - Фонда социального страхования - на Федеральную налоговую службу в отношении требования, установленного определением суда от 16.07.2009.
Определением суда от 22.12.2009 (судья Рязанова И.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 (судьи Булкина А.Н., Жукова Т.М., Казаковцева Т.В.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу ст. 2, 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663), органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации по капитализированным платежам в делах о банкротстве, является Федеральная налоговая служба.
Как следует из материалов дела, Фонд социального страхования, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 4 098 549 руб. 10 коп. капитализированных платежей, предназначенных для обеспечения ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Гордымовой Т.В.
Суд, признав требование Фонда социального страхования обоснованным, определением от 16.07.2009 включил его в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Федеральная налоговая служба обратилась с арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу в отношении требования, установленного определением суда от 16.07.2009.
Суды отказали в удовлетворении заявления исходя из отсутствия оснований, предусмотренных ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для процессуального правопреемства, ссылаясь на то, что Федеральной налоговой службой не представлено доказательств правопреемства в гражданском правоотношении.
Данные выводы сделаны судами без учета положений, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу п. 3 ст. 135 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшего, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV названного Закона).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Таким образом, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" предусматривалось, что впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" внесены изменения в постановление N 257. В частности, пункт 2 изложен в следующей редакции: "Установить, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)".
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" указано, что после вступления в силу вышеназванных изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
По предъявленным Фондом социального страхования Российской Федерации рассматриваемым или установленным требованиям замена его на Федеральную налоговую службу осуществляется по заявлению Фонда социального страхования Российской Федерации или Федеральной налоговой службы определением арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, выносимым судьей единолично.
Таким образом, с учетом изменений постановления N 257, внесенных 12.08.2009 (вступили в силу с 01.09.2009), интересы Фонда социального страхования Российской Федерации в деле о банкротстве (в том числе по выплате капитализированных платежей) представляет Федеральная налоговая служба.
Поскольку на момент вынесения обжалуемых судебных актов действовала измененная редакция постановления, суды при рассмотрении заявления Федеральной налоговой службы должны были руководствоваться указанной нормой.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, заявление Федеральной налоговой службы о процессуальной замене кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве) удовлетворить.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу N А71-3081/2006 отменить.
Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить.
Заменить Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике по требованию в сумме 4 098 549 руб. 10 коп., включенному в третью очередь в реестр требований кредиторов дочернего открытого акционерного общества "Научно-производственный центр высокоточной техники "Ижмаш", на Федеральную налоговую службу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" указано, что после вступления в силу вышеназванных изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
...
Поскольку на момент вынесения обжалуемых судебных актов действовала измененная редакция постановления, суды при рассмотрении заявления Федеральной налоговой службы должны были руководствоваться указанной нормой."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2010 г. N Ф09-4039/10-С4 по делу N А71-3081/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника