Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 8 июня 2010 г. N 24
Отчет
Главы Екатеринбурга о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" в 2009 году
Уважаемые депутаты, коллеги!
Подводя итоги 2009 года, необходимо отметить, что, несмотря на всю сложность, 2009 год внес, наконец, определенную ясность в экономическую ситуацию. Важнейшим его итогом является стабилизация экономики и начало ее восстановления.
Ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для всей российской экономики. Падение экспорта, отток капитала привели к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере Екатеринбурга, как следствие, снизился индекс производства, выросло число безработных. Вместе с тем произошло улучшение демографических показателей, отмечено развитие сети образовательных учреждений, транспортной инфраструктуры, увеличение роста ввода нежилых помещений, успешно проведены саммиты ШОС и БРИК.
В начале 2009 года социально-экономическую ситуацию можно было охарактеризовать как нестабильную. Процесс оптимизации деятельности предприятий привел к значительному высвобождению работников, курс рубля снижался, поступления налогов в бюджеты всех уровней значительно сократились.
Следует отметить, что процессы исполнения бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в 2009 году и формирования бюджета на очередной 2010 год были непростыми. При существенном уменьшении поступлений в бюджет необходимо было продолжить процесс развития города и не допустить серьезных отступлений от достигнутого в 2007-2008 годах высокого уровня и значительных темпов развития. Объемы бюджетного финансирования различных сфер жизнедеятельности города в течение года пересматривались несколько раз. Были определены приоритеты расходования средств на те сферы, вложения в которые дают наибольший экономический и социальный эффект. Администрации города Екатеринбурга удалось продолжить строительство транспортных развязок, строительство и реконструкцию социальных объектов (детских садов, школ), строительство метро.
Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 декабря 2009 г. N 71/15 фактически прекратило действие, в связи с истечением срока действия
Хочу напомнить о ситуации, сложившейся при формировании бюджета города на 2010 год, когда совместные усилия исполнительной и представительной власти города позволили не допустить применения так называемого отрицательного трансферта в отношении Екатеринбурга.
В этих условиях одним из основных направлений деятельности Главы Екатеринбурга и Администрации города стало создание комплексной системы мер антикризисного мониторинга и управления, консолидация усилий по минимизации отрицательного влияния изменений мировой экономической конъюнктуры на социально-экономическую ситуацию в нашем городе. Администрацией города Екатеринбурга была организована работа по мониторингу всех показателей, характеризующих социально-экономическое положение города, причем мониторинг некоторых показателей осуществлялся в еженедельном режиме, - это прежде всего показатели занятости населения и информации предприятий города о предполагаемых высвобождениях работников. В течение года работал Антикризисный штаб, возглавляемый Главой Екатеринбурга, были созданы отраслевые штабы для контроля за реализацией мероприятий в сферах, наиболее затронутых кризисными явлениями, например, в строительной сфере, а также в тех сферах, развитие которых способствовало сглаживанию ситуации (например, потребительский рынок).
Вопросы обеспечения занятости населения и трудоустройства высвобождаемых работников стали приоритетными.
В результате рынок труда Екатеринбурга справился с напряженной ситуацией лучше, чем Свердловская область и Российская Федерация, так уровень безработицы в Екатеринбурге по итогам 2009 года составил 2,15%, в то время как по Свердловской области - 3,83%.
Большое значение в данном вопросе приобрела организация временных рабочих мест и общественных работ: всего было создано 6330 мест на 116 предприятиях города.
Для противодействия массовой безработице совместно с Правительством Свердловской области в рамках программы "Начни свое дело" в Екатеринбурге прошли обучение основам ведения бизнеса 1485 человек, в том числе 380 безработных. Было выделено 89 грантов начинающим предпринимателям на создание и ведение собственного дела (1 грант составил в среднем 290 тыс. руб.). Открыто 196 новых малых предприятий.
Благодаря реализации антикризисных мероприятий и наметившейся экономической стабилизации с середины 2009 года отмечено ежемесячное сокращение количества обратившихся горожан в центры занятости Екатеринбурга за содействием в поиске подходящей работы: в июне 2009 года обратились 5147 человек, а в декабре 2009 года - уже 3322 человека. Также следует отметить, что за январь-май отчетного года численность безработных сократилась более чем на 7000 человек, а уровень безработицы снизился до 1,89%.
Таким образом, наиболее сложным был I квартал 2009 года. В последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт, в первую очередь в металлургии. Во втором-третьем кварталах 2009 года оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска продукции большинством производств, ориентированных на внутренний рынок, за исключением, пожалуй, производства строительных материалов.
Уже с начала 2009 года был отмечен рост года производства продуктов питания (ИПП - 105%), транспортных средств и оборудования (ИПП вырос в 2 раза). По итогам 2009 года в сравнении с уровнем 2008 года рост отмечен и в химическом производстве (ИПП - 101,4%). Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит поступательный рост за счет позитивных импульсов со стороны имеющихся на предприятиях запасов и со стороны внешнего спроса. В 2009 году в целом снижение индекса промышленного производства составило 7%, в том числе в обрабатывающих производствах - 16,7%.
С середины года отмечены тенденции оживления активности бизнеса в сфере услуг, стабилизации на финансовом рынке, улучшения ситуации в сфере занятости.
Потребительский спрос снизился не так существенно, как показатели сферы производства. Оборот розничной торговли сократился на 4,4%.
Рост потребительского рынка Екатеринбурга по-прежнему значительно превышает среднероссийские и среднеобластные показатели. По сравнению с 1998 годом розничный товарооборот в городе вырос в сопоставимых ценах в 4,6 раза и превысил 377 млрд руб.
При этом показатели среднегодовой инфляции в 2009 году ниже показателей 2008 года на 3,9 процентных пункта, что при сохранении уровня оплаты труда не привело к существенному снижению реальных доходов населения.
Разрыв уровня заработной платы в Екатеринбурге и в Российской Федерации в 2009 году несколько сократился, однако по-прежнему остается значительным. Средняя заработная плата в Екатеринбурге более чем на 20% выше среднероссийских показателей. По итогам 2008 года уровень средней заработной платы в Екатеринбурге превысил показатели Российской Федерации более чем на 30%.
Уважаемые депутаты!
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" 30 апреля текущего года был подготовлен и размещен на официальном портале Екатеринбурга доклад Главы Екатеринбурга о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В связи с тем, что пока не все города Российской Федерации сформировали и отработали систему сбора отражаемой в докладе информации, а многие из городов не заполняют ряд показателей, как и прежде, в настоящем отчете приведено сравнение итогов развития нашего города со Свердловской областью и другими городами-миллионниками по методике прошлых лет. Проведен сравнительный анализ всех городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, сориентированный прежде всего на основные показатели развития экономики - это прямые и косвенные показатели роста благосостояния жителей этих городов: средняя заработная плата, розничный товарооборот, объемы жилищного строительства, демографические показатели.
Номинальный размер среднемесячной заработной платы в 2009 году в Екатеринбурге составил 23128 руб. Это самая большая средняя заработная плата среди городов-миллионников. По розничному товарообороту Екатеринбург также занимает первое место, причем со значительным отрывом, на втором месте Уфа с отставанием почти в 100 млрд руб. Инвестиции в Екатеринбурге, несмотря на существенное снижение объема, удалось сохранить на высоком уровне в сравнении с другими городами-миллионниками (второе место после Казани). Приведенные показатели свидетельствуют о сохранении ранее достигнутых результатов в развитии экономики и социальной сферы Екатеринбурга.
Экономические успехи и развитие социальной сферы города в последние годы способствовали преодолению негативной демографической ситуации, когда смертность существенно превышала рождаемость. Органами ЗАГС в Екатеринбурге с 2008 года регистрируется превышение количества родившихся над количеством умерших.
В 2009 году уже и органами статистики в Екатеринбурге впервые за 19 лет зафиксировано превышение количества родившихся над числом умерших. По итогам 2009 года количество родившихся возросло в сравнении с 2008 годом на 1228 человек и достигло 17041 человек (12,5 родившихся на 1000 человек населения). Количество умерших сократилось по сравнению с 2008 годом на 462 человека и составило 15391 человек. Следует обратить внимание на разницу в данных статистики и ЗАГС: по итогам 2009 года превышение рождаемости над смертностью в Екатеринбурге достигло 650 человек, а по данным ЗАГС это превышение составляет более 2000 человек.
На 1 января 2010 года численность населения Екатеринбурга составила 1 млн 375,4 тыс. чел. С 2004 года численность постоянного населения постоянно возрастает - на 41000 человек.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что численность населения городов-миллионников сокращается все меньшими темпами. В 2009 году, как и в 2008 году, только в Екатеринбурге и Уфе рождаемость превысила смертность и наблюдался естественный прирост населения.
Индекс городского развития, то есть набор показателей, отражающих не только результаты развития экономики последнего отчетного периода, но и сложившиеся показатели безопасности, обеспеченности жильем, экологичности, также выводит Екатеринбург на первое место среди самых перспективных российских городов.
Это подтверждают различные российские рейтинги, которые приводят независимые эксперты, опубликованные в средствах массовой информации. Так, по версии журнала "РБК", Екатеринбург стал лидером рейтинга городов для бизнеса, а в журнале "Форбс" Екатеринбург занимает третью позицию в рейтинге "доходы населения, устойчивость к кризису и лояльность городских властей", фотография Екатеринбурга опубликована на обложке "Форбс".
Уважаемые депутаты!
По итогам 2009 года объем инвестиций в основной капитал составил 44,4 млрд руб. Этот показатель немного снизился по сравнению с 2008 годом, однако он остается одним из самых высоких среди городов-миллионников (выше только в Казани - 63,5 млрд руб.).
В жилищном строительстве в прошедшем году сохранились высокие объемы ввода жилья (816,5 тыс. кв.м), которые обеспечивались в том числе вводом объектов индивидуального жилищного строительства (233,5 тыс. кв.м). Рост к уровню 2008 года составил 15,5%.
За прошлый год отмечена высокая динамика ввода нежилых помещений (введено 964,5 тыс. кв.м, что на 12,3% выше уровня 2008 года). Такого объема ввода нежилых помещений в Екатеринбурге не было за всю его почти трехсотлетнюю историю.
Даже несмотря на сложные условия введены новые объекты.
В 2009 году за счет нового строительства введено 72 объекта торговли на 155,8 тыс. кв.м торговых площадей (в 2008 году - 39 объектов на 143,8 тыс. кв.м), в том числе крупнейшие объекты:
третья очередь торгово-развлекательного центра "Гринвич" по улице 8 Марта, 46 (общая площадь 82 тыс. кв.м/торговая площадь 53 тыс. кв.м);
торгово-развлекательный центр "Алатырь" по улице Малышева, 5 (общая площадь 77 тыс. кв.м/торговая площадь 32 тыс. кв.м);
торгово-развлекательный центр "Фан-Фан" по улице Ясной, 2 (общая площадь 32 тыс. кв.м/торговая площадь 20 тыс. кв.м);
торгово-офисный центр "Европа" на проспекте Ленина, 25 (общая площадь 32 тыс. кв.м/торговая площадь 20 тыс. кв.м);
торговый центр "Кировский Люкс" по улице Восстания, 56 (общая площадь - 10,7 тыс. кв.м/торговая площадь 7 тыс. кв.м).
Введено 5 новых деловых центров общей площадью 47 тыс. кв.м:
ДЦ "Глобус" по улице Народной Воли, 19а (офисная площадь 14 тыс. кв.м);
торгово-деловой центр "Европа" по улице Ленина 25 (офисная площадь 8 тыс. кв.м);
ДЦ "Рифей" по улице Московская, 56 (офисная площадь 10 тыс. кв.м);
ДЦ "Триумф" по Виз-бульвару, 7 (офисная площадь 10 тыс. кв.м);
ДЦ "Нахимов" по улице Вайнера, 9а (офисная площадь 5 тыс. кв.м).
За счет нового строительства открыто 6 гостиниц на 836 мест:
бизнес-отель "Онегин-Палас" по улице Розы Люксембург, 49 (уровень гостиницы 4 звезды, вместимость 170 мест);
гостиница "Ханой" по улице Минометчиков, 3 (вместимость 250 мест);
гостиница "Рамада" по Кольцовскому тракту, 15 (уровень гостиницы 4 звезды, вместимость 160 мест);
гостиница "Анжело" по улице Бахчиванджи, 55а (уровень гостиницы 4 звезды, вместимость 211 мест);
гостиница "Чехов" по улице 8 Марта, 32 (вместимость 30 мест);
мини-отель "Аврора" по улице Луначарского, 240 (вместимость 15 мест).
После реконструкции введена в эксплуатацию гостиница "Зеленая роща" по улице Народной воли, 24.
В 2009 году за счет сохранения и даже увеличения на 6% достигнутого в 2008 году высокого объема бюджетных инвестиций, прежде всего в социальную сферу и ЖКХ, удалось ввести в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с тремя спортивными залами в Верх-Исетском районе, построить 11 новых спортивных дворовых площадок и отремонтировать 34 спортплощадки, произвести капитальный ремонт ряда объектов здравоохранения:
отделения ожоговой травмы и части помещений операционного блока нейрохирургического корпуса ГКБ N 40;
отделения восстановительного лечения ДГБ N 16;
помещений поликлиники ЦГБ N 3 (отделение функциональной диагностики, неврологическое отделение, дневной стационар);
отделения функциональной диагностики ЦГБ N 20;
ряда помещений поликлиники N 2,
части отделения раннего возраста ДГБ N 8;
реанимационно-анестезиологического отделения медицинского объединения "Новая больница".
Также полностью за счет средств инвесторов построена новая детская городская поликлиника N 13 по улице Ткачей в Октябрьском районе.
Екатеринбург - один из немногих городов, где в течение последних нескольких лет осуществляется строительство новых детских садов и вводится более 1000 мест ежегодно. В 2009 году было построено 4 ДОУ на 400 мест, реконструировано 10 ДОУ на 980 мест.
Всего с 2004 года - года полномасштабного начала реализации Стратегического плана развития Екатеринбурга - построено и реконструировано более 40 детских садов, открыто дополнительных групп более чем на полторы тысячи мест. Всего за 6 лет введено 5640 дополнительных мест в детских садах. Такого результата не удалось достичь ни одному городу-миллионнику. По имеющейся информации, ни один город-миллионник не ведет строительства в подобном масштабе и увеличение мест происходит в основном за счет уплотнения имеющихся учреждений.
В 2009 году была сдана в эксплуатацию новая школа в микрорайоне "Ботанический" на 700 мест, строительство которой велось несколько лет, завершена реконструкция школы N 22 в Орджоникидзевском районе и школы N 104 в Железнодорожном районе. Улучшение демографической ситуации в городе также повлияло и на работу муниципальных школ. По сравнению с 2008 годом общее количество учащихся в муниципальных дневных школах увеличилось на 3,6 тыс. человек.
Позвольте немного подробнее остановиться на итогах деятельности по обеспечению функционирования и развития городского хозяйства.
За прошедший год за счет нового строительства обеспеченность жильем на 1 жителя возросла с 21,8 кв.м в 2008 году до 22,2 кв.м в 2009 году.
Общий объем ветхого жилищного фонда сохранился на уровне 2008 года и составил 383,7 тыс. кв.м. Объем ветхого муниципального жилищного фонда сократился на 3,7% и составил 243,2 тыс. кв.м.
Важно отметить, что в 2009 году организациями жилищной сферы Екатеринбурга велась масштабная работа по реализации адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемой за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов Свердловской области и муниципал
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 8 июня 2010 г. N 24 "Об отчете Главы Екатеринбурга о результатах его деятельности,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.