Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июня 2010 г. N Ф09-8879/09-С6 по делу N А60-22597/2009-С9
Дело N А60-22597/2009-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирбитский торговый ряд" (далее - общество "Ирбитский торговый ряд") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-22597/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: общества "Ирбитский торговый ряд" - Воронов Д.В. (доверенность от 05.06.2009 N 1);
администрации муниципального образования "Город Ирбит" (далее - администрация) - Соколов P.O. (доверенность от 09.08.2009).
Общество "Ирбитский торговый ряд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации от 08.05.2009 N 838 "Об отмене постановления главы муниципального образования "Город Ирбит" от 17.07.2006 N 696 "О передаче в аренду нежилого здания, являющегося памятником истории и культуры".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 (судья Подгорнова Г.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ирбитский торговый ряд" просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что оспариваемым постановлением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в результате его вынесения у общества "Ирбитский торговый ряд" отсутствуют основания для владения и пользования объектом недвижимого имущества на праве аренды. По мнению общества "Ирбитский торговый ряд", оспариваемое постановление вынесено в отсутствие у администрации полномочий по отмене правовых актов главы муниципального образования "Город Ирбит". Заявитель также считает, что, поскольку охранно-арендный договор от 31.01.2000 и дополнительное соглашение к нему от 17.07.2006 зарегистрированы 01.07.2003, 22.12.2009 соответственно, оснований для издания постановления от 08.05.2009 у администрации не имелось.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что 31.05.2000 между Министерством по управлению муниципальным имуществом Свердловской области (арендодатель), Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области (центр) и обществом "Ирбитский торговый ряд" (арендатор) заключен охранно-арендный договор АФ-47/0125, согласно условиям которого обществу "Ирбитский торговый ряд" переданы в аренду нежилые помещения в здании "Пассаж", главном павильоне Ирбитской ярмарки, площадью 1100 кв. м, расположенные на 1 этаже здания по адресу: г. Ирбит, ул. Ленина, д. 21, для использования под торговлю, сроком на 25 лет. Имущество передано арендатору по приемно-сдаточному акту на памятник истории и культуры (т. 1, л. д. 14-17).
Право собственности на здание торгового комплекса, литера А-А5, расположенное по адресу: г. Ирбит, ул. Ленина, д. 21, зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Ирбит" 24.10.2005 (свидетельство о государственной регистрации права серии 66АБ N 831569; т. 1, л. д. 57).
Постановлением главы муниципального образования "Город Ирбит" от 17.07.2006 N 696 "О передаче в аренду нежилого здания, являющегося памятником истории и культуры" обществу "Ирбитский торговый ряд" предоставлено в аренду сроком на 49 лет здание-памятник истории и архитектуры, расположенное по адресу: г. Ирбит, ул. Ленина, д. 21. Указанным постановлением Отделу муниципального имущества предписано подготовить охранно-арендный договор для подписания сторонами (т. 1, л. д. 23).
На основании данного постановления дополнительным соглашением от 17.07.2006 к охранно-арендному договору от 31.01.2000 N АФ-47/0125, подписанным главой муниципального образования "Город Ирбит" и обществом "Ирбитский торговый ряд", в охранно-арендный договор внесены изменения, касающиеся арендодателя, описания предмета договора аренды, срока действия договора, периода освобождения от уплаты арендной платы с условием проведения ремонтно-реставрационных работ (т. 1, л. д. 22).
Общество "Ирбитский торговый ряд" 07.05.2009 обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.07.2006 к охранно-арендному договору от 31.01.2000 (т. 1, л. д. 25, 26).
Постановлением администрации от 08.05.2009 N 838, подписанным главой муниципального образования "Город Ирбит", постановление главы муниципального образования "Город Ирбит" от 17.07.2006 N 696 отменено в связи с его неисполнением (т. 1, л. д. 24).
В связи с изданием постановления администрации от 08.05.2009 N 838 обществу "Ирбитский торговый ряд" было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.07.2006 к охранно-арендному договору от 31.01.2000 на основании абз. 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 1,л.д.27).
Общество "Ирбитский торговый ряд", считая, что постановление от 08.05.2009 N 838 издано администрацией с превышением полномочий, не соответствует закону, а также нарушает права заявителя как арендатора объекта недвижимости на государственную регистрацию дополнительного соглашения от 17.07.2006, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами указано, что постановлением апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А60-23058/2009-С9, рассмотренному по заявлению общества "Ирбитский торговый ряд" об оспаривании отказа регистрационного органа в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.07.2006 к охранно-арендному договору на пользование памятником истории и культуры от 31.01.2000 N АФ-47/0125, указанный отказ признан незаконным. Дополнительное соглашение к охранно-арендному договору от 31.01.2000 N АФ-47/0125 23.11.2009 зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
Суды, установив, что в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3, 6 ст. 27, п. 1 ст. 30, п. 4, 6 ст. 43, п. 10 ст. 46 Устава муниципального образования "Город Ирбит" глава муниципального образования "Город Ирбит" возглавляет администрацию муниципального образования "Город Ирбит", исполняет полномочия главы администрации, акты главы муниципального образования "Город Ирбит" должны с 25.12.2008 издаваться исключительно в виде постановлений и распоряжений местной администрации, сделали вывод о наличии у администрации полномочий по отмене правовых актов главы муниципального образования "Город Ирбит" и, соответственно, принятию оспариваемого постановления. Апелляционным судом при этом обоснованно отмечено, что указанное постановление от 08.05.2009 подписано непосредственно главой муниципального образования "Город Ирбит".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пунктов 4, 6 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Ирбит" имеются в виду подпункты 4, 6 пункта 1 статьи 45 указанного Устава
Кроме того, решением Ирбитской городской Думы от 23.10.2008 N 60 из Положения о порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования г. Ирбит (принято Решением Ирбитской городской Думы от 02.09.2005 N 82) исключен п. 3.3, согласно которому основанием для получения целевым назначением права аренды муниципального имущества является решение главы муниципального образования, оформленное его постановлением, в связи с чем на момент издания оспариваемого постановления N 838 для заключения договора аренды не требовалось принятия органом местного самоуправления соответствующего решения.
На основании установленных обстоятельств дела и принимая во внимание, что общество "Ирбитский торговый ряд" пользуется спорными помещениями, дополнительное соглашение от 17.07.2006 к охранно-арендному договору от 31.01.2000 зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу о том, что отмена оспариваемым постановлением администрации от 08.05.2009 N 838 постановления главы муниципального образования "Город Ирбит" от 17.07.2006 N 696, ссылка на которое как на основание для заключения имеется в дополнительном соглашении от 17.07.2006 к охранно-арендному договору, не повлияла на права заявителя как арендатора нежилого помещения и не нарушила права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку по рассматриваемому спору отсутствует совокупность оснований для признания ненормативного правого акта недействительным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствие у администрации полномочий по отмене правовых актов главы муниципального образования "Город Ирбит", а также на нарушение прав и законных интересов общества "Ирбитский торговый ряд" постановлением администрации от 08.05.2009, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-22597/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирбитский торговый ряд" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с изданием постановления администрации от 08.05.2009 N 838 обществу "Ирбитский торговый ряд" было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.07.2006 к охранно-арендному договору от 31.01.2000 на основании абз. 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 1,л.д.27).
...
Суды, установив, что в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3, 6 ст. 27, п. 1 ст. 30, п. 4, 6 ст. 43, п. 10 ст. 46 Устава муниципального образования "Город Ирбит" глава муниципального образования "Город Ирбит" возглавляет администрацию муниципального образования "Город Ирбит", исполняет полномочия главы администрации, акты главы муниципального образования "Город Ирбит" должны с 25.12.2008 издаваться исключительно в виде постановлений и распоряжений местной администрации, сделали вывод о наличии у администрации полномочий по отмене правовых актов главы муниципального образования "Город Ирбит" и, соответственно, принятию оспариваемого постановления. Апелляционным судом при этом обоснованно отмечено, что указанное постановление от 08.05.2009 подписано непосредственно главой муниципального образования "Город Ирбит"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2010 г. N Ф09-8879/09-С6 по делу N А60-22597/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника