Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 июня 2010 г. N Ф09-4705/10-С6 по делу N А50-36750/2009
Дело N А50-36750/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калиновское" (далее - общество "Калиновское") на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 по делу N А50-36750/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Калиновское" - Санникова Г.Н. (доверенность от 16.03.2010);
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ") - Куклин А.Г. (доверенность от 01.01.2010 N 27).
Общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю (далее - УФАКОН по Пермскому краю) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, примерно в 9-11 км от с. Калиновка, по направлению на юг и восток; признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") по проведению государственного кадастрового учета данного земельного участка и о возложении на него обязанности по аннулированию в государственном кадастре недвижимости соответствующей записи.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Калиновское", общество с ограниченной ответственностью "Чернушинское межрайонное управление проектно-изыскательских работ по использованию земель".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 (судья Гуляева Е.И.) требования, заявленные в УФАКОН по Пермскому краю, удовлетворены. Суд признал незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, примерно в 1 км на юг от ориентира с. Калиновка. На УФАКОН по Пермскому краю возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" путем аннулирования в государственном кадастре объектов недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером 59:40:1530101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, примерно в 1 км на юг от ориентира с. Калиновка. В удовлетворении заявленных требований в отношении ФГУ "Земельная кадастровая палата" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Калиновское" просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неприменение судами п. 5, 8 ст. 11.2, п. 3 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащих применению, применение ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащей применению, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель, указывая на то, что спорный земельный участок образован путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, считает, что в соответствии со ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее -Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ). Общество "Калиновское", отмечая, что спорный земельный участок является вновь образованным, полагает, что согласование границ земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) не требуется, выдел земельного участка по соглашению всех собственников противоречит закону.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" просит оставить решение и постановление судов без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу, УФАКОН по Пермскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю) просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить его кассационную жалобу.
При рассмотрении спора судами установлено, что обществу "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное в Чернушинском районе, с. Деменево, Таныпское нефтяное месторождение ГДНГ-1, Петуховская площадь - тракторный переход к кусту 601 протяженностью 740 пог.м, стальная выкидная линия нефтяной от скважины 314 до точки врезки в нефтесборный коллектор от куста 601 до ДНС-11 протяженностью 355 пог.м; скважина N 314, линейное сооружение - электрические сети от ДНС-11 до куста 601 протяженностью 7900 м; сооружение - линия телемеханики протяженностью 8792 пог.м от ДНС-11 до куста 601, линейное сооружение стальной нефтесборный коллектор от куста 601 до ДНС-11 протяженностью 8850 пог.м (свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2002 серии 59 АК N 229977, серии 59 АК N 229978, серии 59 АК N 229979, серии 59 АК N 229980, серии 59 АК N 229982; т. 1, л. д. 38-42).
Кроме этого, заявитель является собственником 1/916 земельной доли сельхозугодий без выдела в натуре от 4 168 га площадью 4 550 кв.м для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Пермская обл., Чернушинский р-н, в границах ассоциации "Калиновская" (л. д. 37).
Общество "Калиновское" 09.07.2009 обратилось в УФАКОН по Пермскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 466 123 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский р-н, примерно в 1 км от с. Калиновка по направлению на юг.
Указанный земельный участок 17.07.2009 поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 59:40:1630101:126, местоположение - примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира с. Калиновка, расположенного за пределами участка в Пермском крае, Чернушинском р-не (л. д. 9). Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Общество "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", ссылаясь на то, что кадастровый учет произведен в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности, чем нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий УФАКОН по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
Судами установлено, что при обращении общества "Калиновское" в УФАКОН по Пермскому краю к заявлению приложены межевой план, содержащий описание земельного участка, протокол от 02.10.2008 общего собрания собственников земельных долей, находящихся в составе земельного участка, предоставленного ассоциации "Калиновская", согласно которому собственниками земельных долей было принято решение об утверждении частей земельного участка ассоциации "Калиновская", предназначенных для выделения в счет земельных долей, в том числе земельных участков в урочище Подзеленкино (приложение N 3 к протоколу), утвержденная на общем собрании схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие названного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства (ч. 2 ст. 65, ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с учетом указанных норм права, а также положений ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и установив, что на земельном участке, поставленном на кадастровый учет с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", а представленный для осуществления кадастрового учета межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства, сделали верный вывод о том, что формирование спорного земельного участка не могло производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, осуществление кадастрового учета нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не имелось.
Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и основанный на ошибочном толковании закона.
Исходя из положений ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимого имущества, а также из того, что при формировании земельного участка необходимо соблюдение прав и законных интересов, в том числе собственников объектов недвижимости, находящихся на формируемом земельном участке, и имеющих в силу этого право пользования указанным земельным участком, подлежит отклонению ссылка заявителя на то, что при выделе земельного участка согласование местоположения границ в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с указанным лицом не требуется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 по делу N А50-36750/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калиновское" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и основанный на ошибочном толковании закона.
Исходя из положений ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимого имущества, а также из того, что при формировании земельного участка необходимо соблюдение прав и законных интересов, в том числе собственников объектов недвижимости, находящихся на формируемом земельном участке, и имеющих в силу этого право пользования указанным земельным участком, подлежит отклонению ссылка заявителя на то, что при выделе земельного участка согласование местоположения границ в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с указанным лицом не требуется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2010 г. N Ф09-4705/10-С6 по делу N А50-36750/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11819/10
14.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11819/10
08.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11819/10
24.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11819/10
23.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4705/10-С6
24.03.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1682/10
11.01.2010 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-36750/09