Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 июня 2010 г. N Ф09-4771/10-С1 по делу N А07-1288/2009
Дело N А07-1288/2009
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан (далее - Центральный банк в лице Национального банка) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2009 по делу N А07-1288/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Центрального банка в лице Национального банка - Хасянова Э.Р. (доверенность от 21.12.2007 N 11-21/24), Юлбарисов И.У. (доверенность от 21.01.2009 N Ц.22/2);
открытого акционерного общества "Социнвестбанк" (далее - общество "Социнвестбанк") - Юлдашева Э.Б. (доверенность от 23.06.2010 N 08-5-09/347), Бисярина М.Г. (доверенность от 23.06.2010 N 08-5-09/348), Гаймалетдинова Г.Г. (доверенность от 18.05.2010 N 08-5-09/285).
Общество "Социнвестбанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Центрального банка в лице Национального банка в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений обществом "Социнвестбанк" обязательных нормативов, по недосозданию резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы и других выводов и заключений, в том числе выводов о недостоверности отчетности, вытекающих из вышеуказанных незаконных действий. В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество "Социнвестбанк" просит признать недействительным акт проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП в части выявления ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", выявления нарушений обязательных нормативов, недосоздания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы и выявления иных нарушений, в том числе о недостоверности отчетности, вытекающих из вышеуказанных нарушений прав и законных интересов общества "Социнвестбанк" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 02.12.2009 (судья Хафизова С.Я.) заявленные требования удовлетворены. Действия Центрального банка в лице Национального банка в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений обязательных нормативов, по недосозданию резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы, в том числе выводов о недостоверности отчетности признаны незаконными. Акт проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП в части выявления ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", выявления нарушений обязательных нормативов, недосоздания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы, в том числе выводов и заключений о недостоверности отчетности признан в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества "Социнвестбанк" недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Центральный банк в лице Национального банка просит указанные судебные акты в части сделанных Центральным банком в лице Национального банка выводов о недосоздании резервов по задолженности остальных, кроме общества с ограниченной ответственностью "Трейдер", общества с ограниченной ответственностью "Финтрейд", Кочеткова А.В., Таболина СВ., заемщиков общества "Социнвестбанк" отменить, производство по делу прекратить. При этом Центральный банк в лице Национального банка ссылается на неправильное применение судами положений Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", указания Центрального банка Российской Федерации от 25.07.2003 N 1311-У "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных" (далее - Указание от 25.07.2003 N 1311-У), указания Центрального банка Российской Федерации от 24.03.2003 N 1260-У "О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций" (далее - Указание от 24.03.2003 N 1260-У), Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Центральном банке), Положения Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом Центральный банк в лице Национального банка указывает на наличие в данном случае оснований для применения положений ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и прекращения производства по делу.
Как следует из материалов дела, на основании поручения на проведение проверки от 24.09.2008 N ПТ-24/771ДСП и в соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке рабочей группой Центрального банка в лице Национального банка проведена плановая комплексная межрегиональная проверка общества "Социнвестбанк" за период деятельности с 01.04.2007 по 31.10.2008.
В ходе проверки рабочей группой Центрального банка в лице Национального банка 01.12.2008 составлен промежуточный акт N АТ2-24/921ДСП. Поводом для составления промежуточного акта проверки явилось наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с допущенным обществом "Социнвестбанк" абсолютным снижением величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.
Рабочей группой Центрального банка в лице Национального банка 15.12.2008 составлен сводный акт проверки N АТ4-24/978ДСП.
В сводном акте проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП сделаны выводы и заключения:
- о недосоздании резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы, повлекшие недостоверность большинства форм отчетности, нарушение обязательных нормативов, абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) банка (страницы 14, 116, 141, 145, 148, 153, 186, 253, 266-269, 282, 289, 293, 295), идентичные выводам и заключениям, сделанным в промежуточном акте проверки (страницы 3-59, 63, 65, 66, 68);
- о сформировании части собственных средств (капитал) общества "Социнвестбанк" за счет ненадлежащих активов (страницы 186-188, 253, 266, 269, 289, 295), идентичные выводам и заключениям, сделанным в промежуточном акте проверки (страницы 51-54, 66);
- о том, что сделки банка с Таболиным СВ. (гражданско-правовые договоры купли-продажи недвижимости (части здания и права аренды)) по своей сущности признаются требованиями по сделкам, предполагающим отсрочку поставки актива и неотделимыми друг от друга, Таболин СВ. отнесен к категории инсайдера (страницы 153, 187, 188, 268, 269, 270, 296, 298), идентичные выводам и заключениям, сделанным в промежуточном акте проверки (страницы 63-65, 67);
- при пересчете обязательных нормативов, с учетом скорректированного значения капитала и включения в расчет нормативов Н6, Н9.1, HI0.1 всех требований в отношении Таболина СВ. и отнесения его к категории инсайдеров, на 01.10.2008 будут нарушены значения 4-х обязательных нормативов, в том числе HI - 9,3% (мин. 10%); Н6 - 71,81% (макс. 25%); Н9.1 - 71,8 % (макс. 50%); Н10.1 - 76% (макс. 3%). На 01.11.2008 значения нормативов составят: HI - 10,2%; Н6 - 69,5%; Н9.1 - 65,5%; Н10.1 - 73,5% (страницы 187, 270, 296), идентичные выводам и заключениям, сделанным в промежуточном акте проверки (страницы 67, 68).
Считая действия Центрального банка в лице Национального банка в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП, незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Социнвестбанк" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество "Социнвестбанк" просит в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов признать недействительным акт проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП в части указанных выводов и заключений.
Удовлетворяя заявленные обществом "Социнвестбанк" требования в полном объеме, суды исходили из несоответствия оспариваемых действий Центрального банка в лице Национального банка требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также наличия нарушений прав и законных интересов общества "Социнвестбанк" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суды указали на наличие оснований для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества "Социнвестбанк" путем признания акта проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП в части указанных выше выводов и заключений недействительным. Суды также при рассмотрении спора по существу пришли к выводам о подведомственности данного спора арбитражному суду и, соответственно, об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Из содержания ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1.1 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 25.08.2003 N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" предусмотрено, что проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора.
В силу п. 1.12 названной Инструкции от 25.08.2003 N 105-И к результатам проверки кредитной организации (ее филиала) относится информация, необходимая для осуществления Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора, полученная в ходе проверки в дополнение к данным отчетности кредитной организации, представленной в Банк России, являющаяся основой для оценок и выводов Банка России об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направлениях ее деятельности, а также иная надзорная информация о выявленных фактах (событиях) и (или) обстоятельствах деятельности кредитной организации, способных оказать влияние на финансовое состояние кредитной организации, величину и достаточность собственных средств (капитала) и выполнение пруденциальных норм деятельности или обусловить возникновение иных оснований для применения к кредитным организациям мер, предусмотренных статьями 38, 72 -75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьями 19, 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по итогам проведенной проверки общества "Социнвестбанк" Центральным банком в лице Национального банка составлен сводный акт от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП, которым выявлено снижение величины собственных средств (капитала) общества "Социнвестбанк" по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%.
Из содержания п. 8, 12 Положения Центрального банка Российской Федерации от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" следует, что кредитная организация обязана отразить в своей отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России. Кредитные организации в течение месяца со дня вступления названного Положения в силу обязаны исключить из расчета собственных средств (капитала) источники (их часть), сформированные инвесторами с использованием ненадлежащих активов и отразить в отчетности величину собственных средств (капитала) в соответствии с требованиями названного Положения.
Статьей 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлены основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
В силу ст. 17 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Банк России вправе назначить временную администрацию, в том числе, если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30%.
Согласно п. 1 Указания от 25.07.2003 N 1311-У (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях установления фактов существенной недостоверности отчетных данных деятельности кредитной организации.
Пунктом 3 Указания от 24.03.2003 N 1260-У предусмотрено, что кредитная организация, начиная с даты выявления по данным отчетности и (или) результатам инспекционной проверки факта снижения величины собственных средств (капитала) ниже размера уставного капитала, но не позднее 45 календарных дней с даты получения требования Банка России, обязана осуществить меры по увеличению величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения - снизить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и внести соответствующие изменения в учредительные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, устанавливающими порядок внесения изменений в учредительные документы кредитных организаций, с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.
В силу ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций, в частности, если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации.
Судами с учетом правильного применения указанных норм права, а также фактических обстоятельств дела обоснованно отмечено, что, поскольку именно с момента выявления по результатам проверки факта снижения величины собственных средств (капитала) ниже размера уставного капитала у кредитной организации возникает обязанность по приведению в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала, неисполнение которой может повлечь неблагоприятные для нее последствия, оспариваемый сводный акт проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП затрагивает права и законные интересы общества "Социнвестбанк" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о подведомственности данного конкретного спора арбитражному суду.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со сводным актом проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП при проверке качества кредитного портфеля банка (общества "Социнвестбанк"), формирования резерва на возможные потери по ссудам, формирования резерва на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера установлены нарушения, которые привели к искажению классификации кредитов по категориям качества, существенному занижению объема расчетного и фактического резерва, вызвали значительную корректировку форм отчетности банка, привели к ее недостоверности. В частности, в результате рассмотрения ссудной задолженности девятнадцати заемщиков с общим объемом задолженности в размере 1 582 965,8 тыс. руб., в том числе общества с ограниченной ответственностью "Газ-Ойл", общества с ограниченной ответственностью ТД "Олимпия", общества с ограниченной ответственностью МП "Промцентр", общества с ограниченной ответственностью ТСК "Кувыкинский", общества с ограниченной ответственностью "Очак Компании", общества с ограниченной ответственностью "Салют-торг", общества с ограниченной ответственностью "Уфалесстрой", общества с ограниченной ответственностью "Круг-Сервис", общества с ограниченной ответственностью "Галс", общества с ограниченной ответственностью СХ "Агрогалс", общества с ограниченной ответственностью "Уфимское производственное предприятие", общества с ограниченной ответственностью "Регионстройинвест", общества с ограниченной ответственностью "Уралремкомплект", общества с ограниченной ответственностью "УЗБАШавто", общества с ограниченной ответственностью "Трейдэр", общества с ограниченной ответственностью "Финтрейд", Кочеткова А.В., установлена недооценка кредитных рисков, следствием которой явилось недоформирование резервов в сумме 277 630 тыс. руб. (по состоянию на 01.10.2008) и в сумме 233 895 тыс. руб. (по состоянию на 01.11.2008).
При этом судами отмечено, что согласно сводному акту проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП подробное описание задолженности указанных заемщиков и обстоятельств, послуживших основанием для изменения оценки риска, приведено в промежуточном акте проверки от 01.12.2008 N АТ2-24/921 ДСП (Приложение 18).
Судами на основании надлежащей оценки сводного акта проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП и промежуточного акта проверки от 01.12.2008 N АТ2-24/921ДСП обоснованно указано, что выводы и заключения сводного акта проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП о наличии фактов недосоздания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, о наличии фактов недосоздания резерва на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера идентичны (соответствуют) выводам и заключениям по данным фактам, сделанным в промежуточном акте проверки от 01.12.2008 N АТ2-24/921ДСП.
Судами при рассмотрении спора по существу обоснованно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2009 по делу N А07-20018/2008 (оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2009 по тому же делу) заявленные обществом "Социнвестбанк" требования удовлетворены, действия Центрального банка в лице Национального банка по необоснованному составлению промежуточного акта проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП, по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений обществом "Социнвестбанк" обязательных нормативов, по недосозданию резервов на возможные потери по ссудам и резервов на возможные потери в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП, признаны незаконными, акт проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП также признан незаконным.
При этом суды при рассмотрении дела N А07-20018/2008 пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для составления Центральным банком в лице Национального банка промежуточного акта проверки и неправомерности выводов Центрального банка в лице Национального банка, отраженных в данном промежуточном акте проверки по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений им обязательных нормативов по недосозданию резервов на возможные потери по ссудам и резервам на возможные потери.
Частью 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых действий Центрального банка в лице Национального банка в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений обществом "Социнвестбанк" обязательных нормативов, по недосозданию резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы и других выводов и заключений, в том числе выводов о недостоверности отчетности, вытекающих из вышеуказанных незаконных действий, требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в частности указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суды с учетом правильного применения указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также фактических обстоятельств дела пришли к обоснованному выводу о наличии в данном случае оснований для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества "Социнвестбанк" путем признания акта проверки от 15.12.2008 N АТ4-24/978ДСП в части выявления ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", выявления нарушений обязательных нормативов, недосоздания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, резервов на возможные потери под прочие активы, в том числе выводов и заключений о недостоверности отчетности, недействительным.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом "Социнвестбанк" требований являются правомерными.
Доводы Центрального банка в лице Национального банка, изложенные в кассационной жалобе, о наличии в данном случае оснований для прекращения производства по делу подлежат отклонению с учетом изложенного выше.
Довод Центрального банка в лице Национального банка, изложенный в кассационной жалобе, о том, что судами необоснованно отклонен довод о том, что в данном случае не дана оценка выводам сводного акта проверки по недосозданным резервам на возможные потери по ссудной задолженности части заемщиков общества "Социнвестбанк", за исключением оценки кредитных рисков по задолженности общества с ограниченной ответственностью "Трейдер", общества с ограниченной ответственностью "Финтрейд", Кочеткова А.В., Таболина СВ., был предметом рассмотрения судами, и ему была дана надлежащая правовая оценка.
При этом суды с учетом преюдициального значения для данного конкретного дела судебных актов по делу N А07-20018/2008 обоснованно отметили, что при рассмотрении дела N А07-20018/2008 судами признаны незаконными действия Центрального банка в лице Национального банка по выявлению нарушений обществом "Социнвестбанк" по недосозданию резервов на возможные потери по ссудной задолженности в форме всех выводов и заключений, содержащихся в промежуточном акте проверки. Промежуточный акт проверки признан незаконным в полном объеме.
Следовательно, судами обоснованно при рассмотрении данного спора по существу не оценивалась правомерность действий Центрального банка в лице Национального банка при составлении сводного акта проверки по оценке кредитных рисков по девятнадцати заемщикам.
Иные доводы Центрального банка в лице Национального банка, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2009 по делу N А07-1288/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами при рассмотрении спора по существу обоснованно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2009 по делу N А07-20018/2008 (оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2009 по тому же делу) заявленные обществом "Социнвестбанк" требования удовлетворены, действия Центрального банка в лице Национального банка по необоснованному составлению промежуточного акта проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП, по выявлению ненадлежащих активов в источниках основного капитала общества "Социнвестбанк", по выявлению нарушений обществом "Социнвестбанк" обязательных нормативов, по недосозданию резервов на возможные потери по ссудам и резервов на возможные потери в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП, признаны незаконными, акт проверки от 01.12.2008 N АТ4-24/921ДСП также признан незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2010 г. N Ф09-4771/10-С1 по делу N А07-1288/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника