Выполнение Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Территориальная программа), утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2008 г. N 1373-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2171) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 17.06.2009 г. N 698-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 6-2, ст. 802), от 15.10.2009 г. N 1300-ПП ("Областная газета", 2009, 28 ноября, N 364-365), от 15.10.2009 г. N 1413-ПП ("Областная газета", 2009, 10 ноября, N 336-337), осуществлялось посредством реализации медицинскими организациями установленных заданий на оказание бесплатной медицинской помощи, включающих в себя виды, объемы медицинской помощи и финансовые средства.
Постановлением Правительства Свердловской области от 6 марта 2013 г. N 274-ПП постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря 2008 г. N 1373-ПП признано утратившим силу
В реализации Территориальной программы принимали участие 283 медицинские организации, в том числе 154 больничных, 67 амбулаторно-поликлинических медицинских организации, 25 диспансеров и другие медицинские организации в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В число медицинских организаций, реализующих Территориальную программу, входили 171 муниципальная, 73 областных организации здравоохранения, 18 федеральных, 21 иная организация здравоохранения (ведомственные, частные медицинские организации). В 13 муниципальных образованиях в Свердловской области муниципальные учреждения здравоохранения выполняли функции межрайонных специализированных центров по оказанию медицинской помощи иногородним больным по социально значимым заболеваниям и проведению диализа.
В рамках Территориальной программы населению Свердловской области бесплатно предоставлялись: скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, восстановительное лечение и медицинская реабилитация больных.
Финансирование Территориальной программы осуществлялось за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.
В целях контроля реализации Территориальной программы, направленной на обеспечение населения социально-гарантированными объемами бесплатной медицинской помощи с учетом территориальных нормативов, региональных особенностей здравоохранения и его структуры, повышения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению информацию об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год (прилагается) по видам и объемам бесплатной медицинской помощи, а также финансовым средствам для их выполнения (приложения N 1, 2).
2. Представить на рассмотрение Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области информацию об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год, по видам и объемам медицинской помощи, а также финансовым средствам для их выполнения (приложения N 1, 2).
3. Поручить представлять информацию об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год в Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области министру здравоохранения Свердловской области, члену Правительства Свердловской области Белявскому А.Р.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области - министра социальной защиты населения Свердловской области Власова В.А.
5. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства |
А.Л. Гредин |
г. Екатеринбург
5 июля 2010 года
N 1039-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 5 июля 2010 г. N 1039-ПП
Информация
об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год
Реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2008 г. N 1373-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2171) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 17.06.2009 г. N 698-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 6-2, ст. 802), от 15.10.2009 г. N 1300-ПП ("Областная газета", 2009, 28 ноября, N 364-365), от 15.10.2009 г. N 1413-ПП ("Областная газета", 2009, 10 ноября, N 336-337) (далее - Территориальная программа), осуществлялась посредством выполнения организациями здравоохранения установленных заданий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", областных и федеральных программ развития здравоохранения.
В результате реализации Территориальной программы выполнение объемных показателей по основным видам медицинской помощи составило:
1) скорая медицинская помощь - объемы выполнены на 103 процента к плановому заданию. Объем скорой медицинской помощи на одного жителя за 2009 год рассчитан на население в целом по Свердловской области и составил 0,316 вызова на 1 жителя, в сравнении с 2008 годом объем скорой медицинской помощи за 2009 год практически не изменился. Норматив, рекомендуемый Российской Федерацией, составляет 0,318 вызова. Объемы скорой медицинской помощи в среднем по Российской Федерации составляют 0,343 вызова на 1 жителя;
2) амбулаторная помощь - объемы выполнены на 98 процентов к плану.
Объем амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в 2009 году планировался на уровне 8,89 посещения на 1 жителя в год. Выполнение составило 8,7 посещения, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 7,6 посещения.
Объемы амбулаторной помощи в целом выросли на 2 процента, но не достигли нормативного показателя (ниже федерального норматива на 5 процентов). По программе обязательного медицинского страхования также отмечен рост объемов амбулаторной помощи на 4 процента в сравнении с 2008 годом, но показатель ниже федерального норматива на 10 процентов. Объемы амбулаторной помощи в области увеличиваются медленно, несмотря на проводимую диспансеризацию населения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", углубленные осмотры работников, диспансеризацию детей-сирот, а также реализацию федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников. Это обусловлено в первую очередь сохраняющимся дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения, отвлечением узких специалистов для работы в призывных комиссиях и проведения дополнительной диспансеризации, что оказывает существенное влияние на недовыполнение ими запланированной функции врачебной должности. В области значительно ниже федерального норматива ежегодно планируются и выполняются объемы стоматологической помощи в связи с неполным финансированием стоматологической помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Работа по решению кадровых вопросов ведется постоянно. Продолжается работа по повышению доступности врачебной медицинской помощи на селе путем развития общих врачебных практик. В 2009 году их количество достигло 270, что повлияет на объем оказываемой амбулаторной помощи. В 2009 году расширен объем бесплатной амбулаторной помощи в рамках Территориальной программы за счет включения массовых профилактических осмотров студентов и учащихся, обследования лиц призывного возраста и поступающих в военные учебные заведения. В конце 2009 года открыты 18 центров здоровья, которые начали функционировать с 2010 года, что также будет способствовать увеличению количества посещений. Кроме того, в 2010 году в объем амбулаторной помощи согласно рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации включены посещения к средним медицинским работникам, ведущим самостоятельный амбулаторный прием на фельдшерско-акушерских пунктах. Ранее эти объемы не включались в амбулаторную помощь по Территориальной программе, что также обусловливало несоответствие объема выполненных посещений нормативу;
3) объемы медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, выполнены на 106 процентов к плану.
Количество пациенто-дней в расчете на 1 человека в год составило 0,605 дня при нормативе 0,577 дня и незначительно снизилось в сравнении с предыдущим годом. По программе обязательного медицинского страхования объем медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, составил 0,508 пациенто-дня, что на 2 процента выше уровня 2008 года и на 6 процентов выше федерального норматива. Некоторый рост объемов дневных стационаров обусловлен оттоком части госпитализаций из круглосуточных стационаров, в связи с переносом части медико-экономических стандартов из круглосуточных стационаров для использования только в дневных стационарах. В связи с чем снижение по области в 2009 году объемов круглосуточной стационарной помощи и увеличение объемов помощи, предоставленной в дневных стационарах, закономерно;
4) объемы стационарной медицинской помощи выполнены на 101 процент к плановому заданию.
В 2009 году продолжилось снижение объемов стационарной помощи. План по койко-дням реализован на 101 процент, по количеству госпитализаций выполнение составило 107 процентов к плану, что ниже объемов предыдущего года и способствовало снижению уровня госпитализации в целом по области с 223 до 218 госпитализаций на 1000 населения. Продолжилась динамика снижения количества койко-дней, проведенных больными в стационарах. В 2009 году количество койко-дней на 1 человека в год снизилось с 2,928 до 2,809 койко-дня, или на 4 процента, в том числе по программе обязательного медицинского страхования с 2,107 койко-дня до 1,960 койко-дня, или на 6,5 процента. Снизилась средняя длительность пребывания больного на койке с 13,3 до 12,8 дня в целом, в том числе по программе обязательного медицинского страхования с 11,2 до 10,7.
Объем стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя в 2009 году по всем источникам финансирования практически соответствует федеральному нормативу, который составлял 2,812 койко-дня на 1 жителя. По программе обязательного медицинского страхования объем койко-дней на 1 жителя также практически соответствует федеральному нормативу, который составлял 1,942 койко-дня в год. Данный показатель находится в тесной взаимосвязи с уровнем госпитализации и средней продолжительностью пребывания пациента на койке. Снижение объема койко-дней на 1 жителя за 2009 год обусловлено снижением средней продолжительности пребывания пациента на койке, так как значимого снижения уровня госпитализации в 2009 году не произошло. Медленные темпы снижения числа госпитализаций обусловлены недостаточной работой амбулаторного звена, высокой потребностью населения в стационарной помощи, активной интеграцией в реализацию Территориальной программы организаций здравоохранения федеральной и частной системы здравоохранения, которые часто дублируют медицинскую помощь, предоставляемую муниципальными больницами. К сожалению, на уровне Российской Федерации отсутствует четкий порядок включения этих организаций в реализацию Территориальной программы и исключения из нее, что существенно затрудняет планирование и контроль выполнения государственного задания.
Основные показатели обеспеченности населения медицинской помощью представлены в таблице.
Виды медицинской помощи |
Единица измерения |
Объемы медицинской помощи на 1 жителя в год |
||||
Федеральный норматив |
План 2009 года |
Факт |
Отношение показателей 2009 года к показателям 2008 года (процентов) |
|||
2008 год |
2009 год |
|||||
Скорая помощь |
количество вызовов на 1 человека в год |
0,318 |
0,318 |
0,328 |
0,316 |
-3,6 |
Амбулаторная помощь (без фельдшерско-акушерских пунктов) |
количество посещений на 1 человека в год |
9,2 |
8,89 |
8,5 |
8,7 |
+ 2,3 |
Стационарная помощь |
уровень госпитализации на 100 человек населения |
19,6 |
20,9 |
22,3 |
21,8 |
-2,2 |
|
количество койко-дней на 1 человека в год |
2,812 |
2,809 |
2,928 |
2,809 |
-4 |
Стационарозамещающие технологии |
количество пациенто-дней на 1 человека в год |
0,577 |
0,575 |
0,607 |
0,605 |
-0,3 |
Примечание: Расчет показателей произведен на 4395,6 тыс. человек с учетом населения ЗАТО.
В целом можно отметить улучшение сбалансированности объемов медицинской помощи, повышение ее структурной эффективности - снижение объема ресурсоемкой стационарной и скорой медицинской помощи и рост объемов амбулаторной и стационарозамещающей помощи.
Среди муниципальных образований в Свердловской области наиболее неэффективно работает здравоохранение в Волчанском городском округе и Тугулымском городском округе (приоритет скорой и стационарной помощи, существенный дефицит помощи на амбулаторном этапе).
Перевыполнение стационарной помощи отмечается в 4 муниципальных образованиях в Свердловской области:
Волчанский городской округ - 118 процентов;
муниципальное образование "город Екатеринбург" - 107 процентов;
Сысертский городской округ - 106 процентов;
Тугулымский городской округ - 106 процентов.
По ряду муниципальных образований в Свердловской области прослеживается тенденция замещения амбулаторной помощи стационарозамещающими технологиями, где при невыполнении амбулаторной помощи существенно превышены объемы дневных стационаров - это городской округ Верх-Нейвинский, городской округ Красноуральск, муниципальное образование "поселок Уральский", городской округ ЗАТО Свободный, Пышминский городской округ, Арамильский городской округ, Сысертский городской округ.
По скорой медицинской помощи перевыполнили объемы свыше 130 процентов к плану следующие муниципальные образования в Свердловской области: городской округ Нижняя Салда, городской округ Верх-Нейвинский, городской округ Верхний Тагил, Североуральский городской округ, городской округ Красноуральск, городской округ Пелым, Гаринский городской округ.
Несмотря на рост объемов амбулаторной помощи, в целом по области в ряде муниципальных образований в Свердловской области сохраняется существенное недовыполнение запланированных объемов. В 21 муниципальном образовании в Свердловской области амбулаторная помощь выполнена менее чем на 80 процентов к плановому заданию. Наиболее низкие показатели отмечаются в следующих муниципальных образованиях в Свердловской области: Белоярский городской округ, Горноуральский городской округ, городской округ ЗАТО Свободный, Шалинский городской округ, городской округ Староуткинск, Сосьвинский городской округ, Таборинский муниципальный район, Гаринский городской округ, Тугулымский городской округ.
Имеющиеся различия по обеспечению населения медицинской помощью в разрезе муниципальных образований в Свердловской области обусловлены разным уровнем обеспеченности медицинскими кадрами и организации медицинской помощи на местах.
Со второго полугодия 2009 года усилен контроль за исполнением Территориальной программы обязательного медицинского страхования:
1) проводился ежемесячный мониторинг выполнения объемов круглосуточной стационарной помощи и медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах;
2) проводились разборы случаев перевыполнения объемов стационарной помощи на комиссии Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на основе анализа структуры пролеченных больных, осуществлялось выявление зон неэффективности деятельности медицинских учреждений;
3) в 2 раза повышен объем экспертиз по контролю объемов и качества медицинской помощи со стороны страховых медицинских организаций и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
За II полугодие 2009 года проведены 8 заседаний комиссии по контролю реализации Территориальной программы.
В рамках Территориальной программы предоставлялись высокотехнологичные и дорогостоящие виды медицинской помощи.
В медицинских учреждениях Свердловской области за 2009 год проведено 3288 кардиохирургических и кардиоаритмологических операций, проведено 13680 ангиохирургических манипуляций, что на 4 процента меньше, чем в 2008 году. Снижение объемов высокотехнологичной кардиохирургической помощи обусловлено сложной ситуацией с финансированием здравоохранения в 2009 году.
Онкогематологическую помощь получили 2806 больных, что на 133 больных больше, чем в 2008 году. Проведены 50 трансплантаций костного мозга, что на 3 операции превысило итог 2008 года.
В 2009 году продолжалось централизованное дополнительное обеспечение расходными материалами и медикаментами отделений диализа на базе областных государственных и муниципальных медицинских учреждений, что способствовало дальнейшему развитию в Свердловской области современных технологий заместительного лечения больных с терминальной почечной недостаточностью.
Терапию диализом в течение 2009 года получили 1030 больных, из них около 70 процентов составляют люди трудоспособного возраста, за 2009 год им проведено свыше 113 тыс. сеансов гемодиализа. С конца 2009 года открыт и начал функционировать Центр амбулаторного диализа в городе Асбесте на 12 диализных мест.
Развиваются и совершенствуются технологии пересадки органов и тканей. В 2009 году на базе областного центра "Сердце и сосуды" произведены 5 пересадок сердца, 8 операций по трансплантации печени, 16 операций по трансплантации почки.
В результате реализации Территориальной программы и приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2009 году медико-демографические показатели Свердловской области сохранили позитивную динамику. За счет продолжения роста рождаемости и снижения смертности населения сокращается убыль населения, а в областном центре - городе Екатеринбурге - зафиксирован естественный прирост населения. Продолжилось снижение показателей общей смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте на 2 и 5 процентов соответственно. Снижение смертности трудоспособного населения произошло за счет снижения смертности от травм и отравлений и от сердечно-сосудистых заболеваний. Младенческая смертность уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 18,5 процента и составила 6,1 на 1 тыс. человек, родившихся живыми.
Выполнение объемов финансирования Территориальной программы
Объемы финансовых средств на реализацию Территориальной программы утверждены на 2009 год в сумме 34158531,0 тыс. рублей. В соответствии с федеральными нормативами в 2009 году расходы на реализацию Территориальной программы в Свердловской области должны были составлять не менее 39240840,0 тыс. рублей.
Исполнение финансовых средств на реализацию Территориальной программы составило за 2009 год 29169857,1 тыс. рублей, или 85,4 процента к годовому плану. В сравнении с федеральными нормативами дефицит финансового обеспечения Территориальной программы по исполнению составил 25,7 процента.
Расходы областного бюджета на здравоохранение (без платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения) составили 10242123,9 тыс. рублей, или 85,6 процента к плану года, местные бюджеты здравоохранения исполнены в сумме 9270399,4 тыс. рублей, что составляет 89,7 процента к плану года.
В 2009 году на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования направлено 13692380,2 тыс. рублей, или 93,7 процента к плану года.
Объемы финансирования Территориальной программы представлены в приложении N 2 к настоящей информации.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на трудности и снижение финансирования в целом, Территориальная программа по видам и объемам медицинской помощи выполнена. Население Свердловской области обеспечено социально-гарантированными объемами бесплатной медицинской помощи с учетом территориальных нормативов, региональных особенностей здравоохранения и его структуры. Сохранены и продолжают свое развитие высокотехнологичные виды оказания медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 5 июля 2010 г. N 1039-ПП "Об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 13 июля 2010 г. N 243-244 стр. 15, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 14 сентября 2010 г., N 7-3 (2010), ст. 1094