Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 июля 2010 г. N Ф09-5177/10-С3 по делу N А47-11244/2009
Дело N А47-11244/2009
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Гусева О.Г., Дубровского В.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А47-11244/2009 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.08.2009 N 13-21/4007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 02.02.2010 (судья Цыпкина Е.Г.) требование предпринимателя удовлетворено. Признано недействительным решение налогового органа от 18.08.2009 N 13-21/4007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 (судьи Степанова М.Г., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленного налогоплательщиком требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на незаконность названного решения инспекции, которым отказано в применении льготы. Заявитель утверждает, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2003, а не 25.11.1999, как полагает налоговый орган. Кроме того, предприниматель указывает на то, что изменения налогового законодательства по налогу на игорный бизнес создали для него менее благоприятные условия.
Возражая против доводов налогоплательщика, инспекция в представленном отзыве просит оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменения. Налоговый орган настаивает на том, что датой государственной регистрации Редникова В.Е. в качестве субъекта малого предпринимательства является 25.11.1999.
Проверив доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, предпринимателем была представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года с использованием ставки в размере 7500 руб. за один игровой автомат. Налогоплательщиком 10.04.2009 сдана уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года с применением ставки 1125 руб. за один игровой автомат. Сумма исчисленного налога составила 22 500 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной декларации. По результатам проверки составлен акт от 16.07.2009 N 13-21/07308/3535дсп и вынесено решение от 18.08.2009 N 13-21/4007, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года в сумме 124 312 руб.
Ссылаясь на то, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.11.1999, налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения предпринимателем ставки налога 1125 руб. в связи с истечением срока, установленного абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 28.10.2009 N 17-17/18441 решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа от 18.08.2009 N 13-21/4007, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требование налогоплательщика, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности применения предпринимателем налоговой льготы по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года на основании абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ. При этом судом отмечено, что четырехлетний срок, предусмотренный названной нормой, для предпринимателя исчисляется с 12.03.2003, поскольку согласно свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе серии 56 N 001476178 налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2003.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, принимая во внимание обстоятельства, установленные в постановлении апелляционного суда от 05.03.2009 по делу N А47-6176/2009, учитывая дату государственной регистрации налогоплательщика 25.11.1999, пришел к выводу об истечении срока действия льготы, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ст. 3 Закона N 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-O, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-O, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Арбитражным судом на основании свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе серии 56 N 001476178 установлено, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.03.2003.
Кроме того, момент приобретения налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя был предметом исследования арбитражных судов в рамках дела N А47-6176/2009. Судом первой инстанции по названному делу установлено, что датой государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя следует считать 12.03.2003. Данное обстоятельство признано судом кассационной инстанции соответствующим материалам указанного дела. В настоящее время окончательное решение по делу N А47-6176/2009 принято в постановлении кассационного суда от 13.05.2010, которое в соответствии с ч. 5 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу со дня его вынесения.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что датой государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя является 25.11.1999, ошибочен.
Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 07.05.2001 N 204/265-11-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес", действовавшего на момент регистрации предпринимателя, ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года предпринимателем обоснованно применена ставка в размере 1125 руб. за один игровой автомат, является правильным.
Подача налоговой декларации по итогам налогового периода и уплата налога по его окончании не изменяют льготный режим в налоговом периоде.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 15.04.2010 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 02.02.2010 следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А47-11244/2009 Арбитражного суда Оренбургской области отменить. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2010 по делу N А47-11244/2009 оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя Редникова Владислава Егоровича судебные расходы в сумме 100 руб. по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-O, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-O, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
...
Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 07.05.2001 N 204/265-11-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес", действовавшего на момент регистрации предпринимателя, ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2010 г. N Ф09-5177/10-С3 по делу N А47-11244/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника