Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 марта 2009 г. N Ф09-1567/09-С4
Дело N А47-7385/2008АК-23
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Азанова П.А., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2008 по делу N А47-7385/2008АК-23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Экспресс-Аудит 99" (далее - общество) к инспекции о признании недействительным решения инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Никора Е.С. (доверенность от 15.01.2009 N 04).
Представители общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 03.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с увеличением уставного капитала общества, и обязать инспекцию произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Решением суда от 31.12.2008 (судья Жарова Л.А.) заявление удовлетворено: решение инспекции от 03.10.2008 признано недействительным; суд обязал инспекцию произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что выводы суда о предоставлении обществом всех необходимых документов для регистрации не соответствуют требованиям п. 3.7 Методических разъяснений по порядке заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку обществом неправильно заполнена форма N Р13001 (не проставлен знак "V" в п. 2.7), не представлен перечень изменяемых сведений на отдельном листе, инспекция правомерно приняла решение об отказе в государственной регистрации вносимых изменений.
Как видно из материалов дела, обществом 29.09.2008 принято решение об увеличении уставного капитала на 500000 руб. путем внесения дополнительных взносов участниками общества: Берсенева Е.В. вносит 450000 руб., Берсенев А.В. - 50000 руб., в результате чего уставный капитал общества составит 550000 руб., а также утверждены изменения N 3 в Устав общества и в учредительный договор путем изложения в новой редакции соответственно п. 4.1 Устава и п. 5.1 учредительного договора: "Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 550000 руб., которые распределяются следующим образом: Берсенева Е.В. имеет долю в размере 90% уставного капитала номинальной стоимостью 495000 руб., Берсенев А.В. - 10% уставного капитала номинальной стоимостью 55000 руб".
Общество 30.09.2008 обратилось в инспекцию с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, в связи с увеличением уставного капитала до 550000 руб.
Решением инспекции от 03.10.2008 отказано в государственной регистрации вышеназванных изменений на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" со ссылкой на то, что заявление по форме Р13001 считается не представленным. Инспекцией разъяснено, что заявление по форме N Р13001 оформлено неправильно; на основании решения от 29.09.2008 изменяются сведения о размере и номинальной стоимости долей участников общества, в связи с чем в заявлении по форме N Р13001 знак "V" должен стоять и в п. 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах", на отдельном листе должен быть представлен перечень изменяемых сведений.
Полагая, что данное решение инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление и признал решение инспекции от 03.10.2008 недействительным, исходя из того, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были представлены все необходимые документы для регистрации вносимых изменений, оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, не имелось.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в регистрации допускается лишь в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Федеральным законом, и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно подп. б п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об оплате государственной пошлины, заявление о государственной регистрации, в котором заявитель подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Имеющаяся в материалах дела расписка инспекции в получении документов подтверждает, что обществом для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, были представлены все документы согласно перечню, установленному подп. б п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": заявление уполномоченного лица по форме Р13001, в котором знаком "V" отмечен п. 2.3 "Сведения об уставном капитале" и заполнен лист "В" с указанием сведений об уставном капитале; протокол собрания участников общества от 29.09.2008 N 15; изменения N 3, вносимые в устав и учредительный договор; документ об уплате госпошлины.
Суд, установив, что заявителем для государственной регистрации был представлен весь пакет документов, предусмотренных подп. б п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", правомерно признал недействительным решение инспекции об отказе в государственной регистрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отказ в государственной регистрации обусловлен тем, что заявителем в нарушение требований п. 3.7 Методических разъяснений по порядке заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, не был отмечен знаком "V" п. 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах", поскольку изменяются сведения о размере и номинальной стоимости долей участников общества, и не приложен перечень изменяемых сведений на отдельном листе, не принимается.
Регистрирующий орган не вправе возлагать на заявителя обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законом, в связи с чем отказ в государственной регистрации со ссылкой на непредставление обществом на отдельном листе перечня измененяемых сведений, обязательность которого предусмотрена п. 3.7 Методических разъяснений по порядке заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, неправомерен. Представление указанного перечня в числе документов, необходимых для регистрации, не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, как видно из материалов дела, изменения N 3 в учредительные документы общества, которые были представлены на регистрацию, содержали сведения об изменениях размера и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества участников общества.
При этом суд обоснованно указал на то, что непроставление знака "V" в п. 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах" не является основанием для отказа в государственной регистрации, так как данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2008 по делу N А47-7385/2008АК-23 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регистрирующий орган не вправе возлагать на заявителя обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законом, в связи с чем отказ в государственной регистрации со ссылкой на непредставление обществом на отдельном листе перечня измененяемых сведений, обязательность которого предусмотрена п. 3.7 Методических разъяснений по порядке заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, неправомерен. Представление указанного перечня в числе документов, необходимых для регистрации, не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, как видно из материалов дела, изменения N 3 в учредительные документы общества, которые были представлены на регистрацию, содержали сведения об изменениях размера и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества участников общества.
При этом суд обоснованно указал на то, что непроставление знака "V" в п. 2.7 "Сведения об изменении иных положений учредительных документах" не является основанием для отказа в государственной регистрации, так как данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2009 г. N Ф09-1567/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника