Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 апреля 2009 г. N Ф09-1901/09-С2
Дело N А07-8839/2008-А-ЧСЛ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Беликова А.В., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2008 по делу N А07-8839/2008-А-ЧСЛ.
Стороны и лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "СтройМинерал" (далее - общество, налогоплательщик) - Смышляев И.В. (доверенность от 28.02.2009), Исаева И.М. (доверенность от 10.01.2009).
Представители инспекции, а обществ с ограниченной ответственностью "Завод "СтройМинерал", "Управление Кровля" (далее - ООО "Завод "СтройМинерал", "Управление Кровля") привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения налогового органа от 14.03.2008 N 260, принятого по итогам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2007 г.
Указанным решением инспекция, в частности, отказала в предоставлении налоговых вычетов по НДС по материалам, использованным при производстве товаров, реализованных на экспорт. Обществу начислен налог в сумме 271660 руб. и соответствующие пени.
Отказ мотивирован ссылкой на неподтверждение факта приобретения у ООО "Управление Кровля", зарегистрированного в г. Москве, материалов, использованных при производстве товаров, впоследствии реализованных на экспорт.
Такой вывод инспекция сделала на основании анализа схемы взаимодействия налогоплательщика и его поставщиков, считая, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды и создание ситуации формального наличия права на возмещение из бюджета НДС, поскольку фактического перемещения сырья и готовой продукции с момента добычи до отгрузки готовой продукции на экспорт не происходит. Цепочка, связанная с производством и приобретением на территории Российской Федерации сырья и продукции, состоит из взаимозависимых юридических лиц, действующих внутри финансово-промышленной группы ЗАО "Технониколь".
Так согласно решению инспекции добычей сланцевого щебня занималось ООО "Завод "Стройминерал". ООО "Управление Кровля", действуя через посредника - ООО "Сланцы", направляло приобретенное у ООО "Завод "Стройминерал" сырье (сланцевый щебень) на переработку налогоплательщику. Полученный после переработки товар налогоплательщик затем выкупал у ООО "Управление Кровля" для собственной реализации на экспорт. По мнению налогового органа, в указанные взаимоотношения включены лишние звенья, реализующие между собой внутри одной группы юридических лиц, сырье и продукцию по рыночной цене, увеличивая тем самым входной НДС.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2008 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены полностью.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
Удовлетворяя заявление, суд сослался на правомерность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям, а также подтверждение им права на налоговый вычет и недоказанность направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и полагая, что в нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда сделаны на основании оценки представленных доказательств в отдельности, а не в их совокупности.
Указывая на обстоятельства, установленные оспариваемым решением, налоговый орган также обращает внимание на замкнутость движения денежных средств между участниками сделок по расчетным счетам, открытым в АК ФБ "Инноваций и развития" ЗАО г. Москва и Сбербанке России.
Проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Согласно ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0 процентов и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производятся в порядке ст. 176 Кодекса при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса и соблюдении требований ст. 171, 172 Кодекса.
В данном случае судом установлено, что представленные обществом первичные документы отражают реальное содержание совершенных хозяйственных операций, в соответствии с требованиями ст. 164, 165, 171, 172, 176 Кодекса.
Цепочка, связанная с производством и приобретением на территории Российской Федерации сланцевого щебня, состоит из реально существующих юридических лиц.
Поскольку организацию, зарегистрированную и находящуюся в г. Москве физически невозможно приблизить к месту производства товаров, изготавливаемых из ее давальческого сырья, суд сделал обоснованный вывод о том, что сама по себе ссылка на "удаленный" характер операций не свидетельствует о недобросовестности как самой организации, так и ее покупателей, одним из которых является налогоплательщик, находящийся в месте производства приобретаемых им товаров. По характеру рассматриваемых операций организация продажи товаров через Москву не требует их физического перемещения в этот город.
Указывая на взаимозависимость обществ, как на один из критериев недобросовестности налогоплательщика, инспекция не принимает во внимание, что совершение взаимозависимыми лицами каких-либо сделок не влечет признания полученной ими выгоды автоматически неосновательной. Она может быть признана таковой, если взаимозависимость привела к нерыночному ценообразованию в целях необоснованного возмещения НДС. В данном случае из решения налогового органа следует, и инспекцией не опровергается, что реализации сырья и товаров внутри рассматриваемой схемы отношений осуществлялась по рыночным ценам.
Доводов (доказательств), свидетельствующих о завышении обществами рыночной стоимости сланцевого щебня или НДС, возмещаемого ими в совокупности из бюджета в результате избранной структуры хозяйственных связей, налоговым органом не представлено.
При названных условиях перечисленные в решении налогового органа и его кассационной жалобе критерии недобросовестности, не основаны на доказательствах и не соответствуют требованиям налогового законодательства.
Ссылаясь на нарушение судом при оценке имеющихся доказательств ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекция при этом не приводит конкретных доводов и доказательств того, в чем именно выразилось такое нарушение. Между тем судом кассационной инстанции установлено, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, сделаны на основании полной и всесторонней оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о недоказанности инспекцией обстоятельств, положенных в основу ее решения, и неправомерности отказа обществу в возмещении НДС являются правильными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2008 по делу N А07-8839/2008-А-ЧСЛ оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0 процентов и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производятся в порядке ст. 176 Кодекса при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса и соблюдении требований ст. 171, 172 Кодекса.
В данном случае судом установлено, что представленные обществом первичные документы отражают реальное содержание совершенных хозяйственных операций, в соответствии с требованиями ст. 164, 165, 171, 172, 176 Кодекса.
...
Доводов (доказательств), свидетельствующих о завышении обществами рыночной стоимости сланцевого щебня или НДС, возмещаемого ими в совокупности из бюджета в результате избранной структуры хозяйственных связей, налоговым органом не представлено.
При названных условиях перечисленные в решении налогового органа и его кассационной жалобе критерии недобросовестности, не основаны на доказательствах и не соответствуют требованиям налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2009 г. N Ф09-1901/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника