Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Недвижимость представляет собой сложный объект гражданских правоотношений.
Учет и регистрация прав на нее процесс долгий и неудобный, как для правообладателя недвижимости, так и для органов, осуществляющих учет и регистрацию прав на объекты недвижимого имущества. Это связано с тем, что системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее.
Учет объектов недвижимости осуществляет бюро технической инвентаризации (далее - БТИ), а информация о земельных участках содержится в государственном земельном кадастре, ведение которого осуществляют территориальные отделы управления Роснедвижимости. Правообладатели недвижимости испытывают неудобства при получении информации из разных систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем.
Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах. В архивах организаций технической инвентаризации хранятся не переведенные в электронный вид дела об объектах недвижимого имущества, получение сведений из которых ведется по запросу юридических и физических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для того чтобы информация, накопившаяся в архивах БТИ по населенному пункту город Нижний Тагил, была в распоряжении органа местного самоуправления, необходимо провести инвентаризацию и ввести в геоинформационную систему города сведения о более чем 50000 объектов капитального строительства и 155000 помещений, расположенных на территории города. Данный процесс представляет собой конвертацию архивов БТИ в электронный вид.
Работы по конвертации архивов БТИ в электронный вид по объектам капитального строительства проводятся за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (областной бюджет) и местного бюджета в пропорциональном соотношении 1/3.
Денежные средства из федерального и областного бюджетов предусмотрены в рамках реализации федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)", Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" и областной государственной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области на (2008-2011 годы)", утвержденной Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 70-ОЗ.
При формировании лотов по объектам капитального строительства для конвертации данных архивов БТИ необходимо производить согласование сформированных лотов с управлением Роснедвижимости по Свердловской области во избежание дублирования работ, которые проводятся в процессе реализации федеральной и областной программ.
Применительно к нашему городу, помимо проблемы, обозначенной выше, город столкнулся с нехваткой картографического материала. Это связано с включением части населенных пунктов Пригородного района в состав муниципального образования город Нижний Тагил. Возросла потребность в современной цифровой картографической основе (планово-топографический материал и вынесенные в натуру границы присоединенных населенных пунктов и границы населенного пункта город Нижний Тагил, а также муниципального образования город Нижний Тагил), так как площадь муниципального образования увеличилась до 4000 кв.км.
Отсутствие вышеуказанной картографической основы создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю. Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также не позволяют использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив. Одновременно с увеличением количества сформированных земельных участков в результате присоединения, увеличилось количество учтенных и неучтенных объектов недвижимого имущества, по выявлению которых необходимо проводить работы в рамках реализации данной программы.
С 2008 года в городе реализуются мероприятия ведомственной целевой программы "Создание геоинформационной системы города Нижний Тагил на 2008-2010 годы", в рамках которой:
- формируется вычислительная инфраструктура (сервер, локально-вычислительные сети, рабочие компьютеры, программное обеспечение);
- создается картографический материал;
- разрабатывается информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
- разрабатываются средства хранения, процедуры обработки и предоставления пользователям информации о территории города;
- создается муниципальное учреждение для ведения информационной системы.
Для того, чтобы обеспечить совершенствование механизма регулирования правоотношений в сфере управления объектами недвижимости, целесообразно подходить к решению задач, предусмотренных данной программой, на общих концептуальных, идеологических и инструментально-технологических принципах с муниципальной геоинформационной системой города, так как этот подход имеет следующие преимущества:
- позволит экономить бюджетные средства, в связи с отсутствием необходимости многократного расходования средств на создание одних и тех же данных;
- обеспечит организацию межведомственного информационного взаимодействия вследствие общей технологической базы и общих принципов организации хранения информации;
- предоставит органам власти, физическим и юридическим лицам комплексную информацию о состоянии территории города вследствие объединения разнородных данных на общей технологической основе;
- объединит данные о всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне города и обеспечит непротиворечивость сведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.