Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 апреля 2009 г. N Ф09-2237/09-С3
Дело N А47-7504/2008-АК-36
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2009 г. N Ф09-2237/09-С2
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2009 г. N 18АП-8648/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Жаворонкова Д.В., Глазыриной Т.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2008 по делу N А47-7504/2008-АК-36 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Молокозавод "Северный" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 29.09.2008 N 12-28/13808 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер путем приостановления действия оспариваемого решения налогового органа, а также запрета инспекции совершать действия, направленные на его принудительное исполнение.
Определением суда от 20.10.2008 (судья Хижняя Е.Ю.) данное заявление общества удовлетворено частично. Действие решения налогового органа от 29.09.2008 N 12-28/13808 приостановлено. В удовлетворении остальной части ходатайства об обеспечении иска обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г.) определение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит определение и постановление отменить. По мнению налогового органа, данные судебные акты не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение от 29.09.2008 N 12-28/13808 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафов в общей сумме 27 140 руб.
Кроме того, налогоплательщику доначислены налоги в общей сумме 3 613 131 руб., начислены соответствующие пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 274 856 руб.
Общество, полагая, что оспариваемое решение инспекции не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, а также с ходатайством о принятии мер по обеспечению заявленного требования.
В обоснование данного ходатайства общество ссылается на то, что в случае непринятия обеспечительных мер для налогоплательщика будут иметь место негативные последствия, выраженные в снижении темпов хозяйственной деятельности ввиду изъятия из хозяйственного оборота значительной денежной суммы; заявитель лишится возможности надлежащим образом исполнять свои обязательства.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества об обеспечении иска, исходя из того, что непринятие обеспечительных мер и совершение налоговым органом действий по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов могут причинить налогоплательщику значительный ущерб.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В силу ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В качестве обеспечительной меры арбитражный суд может запретить ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, при этом судом могут быть приняты иные обеспечительные меры (ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление от 12.10.2006 N 55) приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из п. 9 Постановления от 12.10.2006 N 55 следует, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, при этом арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
При решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 10 Постановления от 12.10.2006 N 55).
Кроме того, обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В силу ст. 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснование причины обращения с ходатайством об обеспечении иска является обязательным требованием при подаче соответствующего заявления.
Согласно п. 11 Постановления от 12.10.2006 N 55 в том случае, если доказательства, представленные заявителем, подтверждают наличие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, непредоставление заявителем встречного обеспечения при подаче заявления об обеспечительных мерах, в том числе о предварительных обеспечительных мерах, не может служить основанием для отказа в применении таких мер.
В соответствии с п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах применения части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (ч. 1 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы обстоятельства дела, вызвавшие необходимость принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта налогового органа, и установлено, что исполнение решения инспекции от 29.09.2008 N 12-28/13808 повлечет негативные для налогоплательщика последствия, причинит обществу значительный ущерб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Поскольку доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и полномочий для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2008 по делу N А47-7504/2008-АК-36 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2008 по делу N А47-7504/2008-АК-36 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу.
...
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г.) определение суда оставлено без изменения.
...
При решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 10 Постановления от 12.10.2006 N 55).
...
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2008 по делу N А47-7504/2008-АК-36 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2009 г. N Ф09-2237/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника