Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы
В 2008 году существенно изменилась законодательная база, на основании которой осуществляется развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Принят Закон Свердловской области от 04.02.2008 N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области". Издан ряд подзаконных правовых актов. Новым Федеральным законом впервые дано четкое определение понятия "среднее предпринимательство", а также среднее предпринимательство выделено в категорию, подлежащую поддержке.
Федеральным и областным законами определены полномочия органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, сформулированы принципы, формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимо отметить, что в сфере малого и среднего предпринимательства постоянно происходят процессы создания, реорганизации, ликвидации, становления, развития субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе поиск новых рынков, изменение и расширение видов деятельности и так далее.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ исходного состояния развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Проведен анализ причин возникновения проблем, исходя из них сформулированы цель, задачи и направления деятельности при осуществлении программы.
Как показывают различные опросы, совещания, круглые столы существенно замедляет рост малого и среднего предпринимательства несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки.
Для решения этих проблем Администрацией города совместно с предпринимателями подготовлены и направлены в Министерство экономики и труда Свердловской области предложения в областные законы, в том числе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области", в областную программу и другие нормативные акты, имеющие отношение к малому и среднему бизнесу.
На муниципальном уровне есть возможности для оптимизации налогообложения субъектов малого предпринимательства, через совершенствование правового акта о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Необходимо продолжать работу по формированию благоприятной правовой среды для развития предпринимательства.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства, переработанной и освоенной на современной технической основе, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования и опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам.
Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого бизнеса в производственной сфере. На это влияют различные факторы, но в особенности проблема заключается в неразвитой кооперации крупного, среднего и малого бизнеса, ограниченности доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования. Необходима реализация ряда мероприятий по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства производственными и офисными помещениями, содействию создания и развития технопарков, бизнес-инкубатора, центра производственной кооперации, функционирующего при НТМФПП, информационного сайта в сети Интернет и других.
Анализ показывает, что на конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке влияет также недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность на территории города. Для решения этой проблемы, создания субъектам малого бизнеса благоприятных условий для изучения рынка товаров и услуг, продвижения на рынок продукции, новых технологий и разработок, широкого развития межрегиональных торгово-экономических связей необходимо продолжать составление и реализацию ежегодного плана выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых при поддержке Администрации города. Также надо проработать вопрос о создании постоянно действующего выставочного центра.
Любой механизм поддержки может быть реализован только через сформированные структуры. Основным элементом инфраструктуры поддержки является Нижнетагильский муниципальный фонд, учрежденный Администрацией города Нижний Тагил и Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области в декабре 1999 года. Фонд постоянно расширяет сферы своей деятельности, ежегодно в его работе появляется новый вид, новое направление.
Однако, как отмечают сами предприниматели в ходе различных опросов, встреч, совещаний, в городе еще недостаточно развита инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, существует проблема в получении доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг. Необходимо расширять виды услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, повышать их качество.
Для этого надо развивать деятельность информационно-консультационного центра Фонда, оказание методической помощи в разработке бизнес-планов, заключение договоров на комплексное обслуживание, работу "телефона доверия".
Еще одна проблема, напрямую связанная с предыдущей - это административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта проблема была проработана Администрацией города совместно с Советом по малому предпринимательству, и принято решение о создании Центра консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства. Центр был открыт в октябре 2004 года на площадях Нижнетагильского муниципального фонда поддержки предпринимательства.
Идея Центра состоит в том, что в одном месте, в одно время, один раз в неделю работают с предпринимателями представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, структурных подразделений Администраций города и районов, другие организации, взаимодействующие с субъектами малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день в деятельности Центра согласований и консультаций участвует 18 различных организаций. За 2008 год Центр работал 49 дней (каждый четверг), было принято 3790 человек. Среднедневное число предоставленных специалистами консультаций составило 80, что на 19% выше, чем за 2007 год
Практика работы Центра показала его состоятельность и необходимость. В целом Центр согласований работает уже более 4 лет и за это время принял 12,4 тысяч посетителей. Однако не удалось перейти на следующую ступень, когда контролирующие и инспектирующие организации должны не только давать консультации и решать на месте вопросы предпринимателей, но и ставить свои визы при необходимости получения согласований. Работу по развитию Центра консультаций и согласований необходимо продолжать и совершенствовать.
Актуальной для субъектов малого и среднего предпринимательства остается проблема ограниченности доступа к банковским кредитам на развитие бизнеса, из-за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит. Она также усугубляется мировым финансовым кризисом.
Для преодоления трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, особенно на стадии его становления, муниципальный фонд продолжает реализацию программы микрокредитования. Необходимо организовать конкурс бизнес-проектов и бизнес-идей по приоритетным видам деятельности и оказать содействие в их продвижении и реализации.
В сфере малого и среднего предпринимательства довольно остро стоит проблема неурегулированности социально-трудовых отношений.
Серьезным препятствием для цивилизованных взаимоотношений работодателя и наемного работника в малом и среднем предпринимательстве является недостаточная информированность той и другой стороны о нормах трудового законодательства, а также низкий уровень организации наемных работников, в том числе через профсоюзы малого и среднего бизнеса, и отсюда слабость переговорных позиций трудящихся и их представителей.
НТМФПП продолжит заниматься вопросами регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего бизнеса. Центр охраны труда, созданный при фонде, проводит консультации по вопросам оформления трудовых отношений, планирования мероприятий по охране труда, аттестации рабочих мест, ведения документации по охране труда в организациях малого и среднего бизнеса. В фонде оформлен кабинет охраны труда и ведется подготовка документации к открытию учебного класса и получению лицензии на обучение по охране труда, проводятся семинары по вопросам трудовых отношений и охраны труда.
На темпах роста малого и среднего бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса.
Необходимо проработать вопрос координации системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. Для решения этой проблемы планируется организация и проведение семинаров и тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства и другие мероприятия.
В условиях экономического кризиса в городе происходит высвобождение работников. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности как способу решения своих финансовых трудностей. Для преодоления этих проблем Нижнетагильским центром занятости создана система консультирования и обучения безработных граждан основам предпринимательства и бизнес-планирования. Необходимо продолжать реализацию мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность временно незанятого трудоспособного населения, в том числе организовать проведение профессионального тренинга "Начни свое дело".
Низкий уровень самоорганизации малого и среднего бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого и среднего предпринимательства.
Для решения проблем малого и среднего бизнеса необходима активная позиция двух сторон и дальнейшая координация совместной деятельности. Администрация города оказывает содействие в создании и деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления и представителей предпринимательского сообщества города Нижний Тагил по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и повышения их конкурентоспособности постановлением Главы города Нижний Тагил от 17.11.2008 N 991 создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил. В состав Совета включены представители всех действующих на территории города организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. Совет с непосредственным участием предпринимателей рассматривает и решает именно те вопросы, которые наиболее актуальны для малого и среднего бизнеса.
Надо приложить усилия для повышения роли малого и среднего предпринимательства в социальной и общественной жизни города. На это направлена организация и проведение конкурсов на "Лучшую организацию малого и среднего бизнеса", "Лучшее предприятие потребительского рынка", на право присуждения Диплома доверия потребителей, за звание лучший спонсор года, к Дню города, "Рабочий года". Ежегодное проведение Дней малого и среднего бизнеса - это целый комплекс мероприятий, направленных на повышение имиджа малого и среднего предпринимательства.
Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относится к малому и среднему бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.
Необходимо направить работу на повышение информированности общественности о развитии малого и среднего предпринимательства, повышение культуры обслуживания, обеспечение жителей города качественными товарами и услугами. Надо больше внимания уделять освещению в средствах массовой информации проблем и достижений малого и среднего предпринимательства, реализации мероприятий по его поддержке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.