Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В современных условиях одним из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования является малое и среднее предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В настоящее время в городе Нижний Тагил сложился устойчивый сектор малого предпринимательства (государственное статистическое наблюдение в отношении среднего предпринимательства в настоящее время не ведется). На 1 января 2009 года число субъектов малого предпринимательства составляет 13917, из них 3650 малых предприятий.
Отраслевая структура малых предприятий города носит ярко выраженный коммерческий характер. Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так как здесь не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, значительно ниже уровень риска. К ней относится 41,5% от общего числа малых предприятий и занято 29,7% общего числа работающих на малых предприятиях. Существенна роль малого предпринимательства в строительной отрасли, где сосредоточено 15,8% малых предприятий и занято 23,1% работающих на малых предприятиях. Обрабатывающие производства занимают 13,1% от общего числа малых предприятий, на них занято 18,1% работающих на предприятиях малого бизнеса. Деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, осуществляют 9,2% малых предприятий (занято 12,9% работающих). Операции с недвижимостью производят 8,4% малых предприятий (занято 6,8% работающих), к отрасли транспорт и связь относятся 5,4% малых предприятий (занято 5,4% работающих). Прочие виды деятельности осуществляют 6,6% малых предприятий, на них занято 4,0% от общего числа работающих на малых предприятиях.
На 1 января 2009 года к сфере малого бизнеса относится 10267 индивидуальных предпринимателей. В настоящее время отсутствует государственное статистическое наблюдение за предпринимателями без образования юридического лица, кроме проведения выборочных обследований. По оценке около 80% индивидуальных предпринимателей работают в сфере торговли, общественного питания и услуг.
Таким образом, анализ отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого бизнеса в производственной сфере.
Показатели развития малого предпринимательства в городе за 2000-2008 годы приведены в таблице (см. ниже).
Доля малого бизнеса в экономике города в настоящее время характеризуется следующими показателями. Численность занятых в сфере малого предпринимательства составляет 37,5 тыс. человек или 18,6% общей численности занятых в экономике города.
Основной объем оборота розничной торговли (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков) и общественного питания приходится на долю субъектов малого предпринимательства, который достиг уже 88,2% всего оборота. Вклад малого бизнеса в объем бытовых услуг составляет 56,0%, доля малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 11%.
Администрация города Нижний Тагил уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого и среднего бизнеса с периода его становления. В городе заложены основы системы муниципальной поддержки предпринимательства. В 2001 году Администрацией города был осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого и среднего бизнеса. За 2001-2008 годы в городе реализованы три муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства.
Реализация программ играет положительную роль в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе, позволяет решать установленные задачи и достигать поставленных целей.
Проведена большая работа по созданию и развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализованы мероприятия по нормативно-правовому, финансово-кредитному и информационному обеспечению развития предпринимательской деятельности, формируется механизм имущественной и производственно-технологической поддержки малого бизнеса. Сектор малого и среднего предпринимательства занял существенное место в социально-экономическом развитии города, создав реальные возможности населению города для самореализации и занятия предпринимательством.
Несмотря на возрастающую роль малого и среднего бизнеса в экономике города, есть много причин, тормозящих его развитие. Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.
Это:
- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;
- неразвитость производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования;
- недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность;
- недостаточность доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ограниченность доступа к банковским кредитам на развитие бизнеса, особенно на стадии его становления;
- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
- слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей;
- недостаточно сформированный положительный имидж малого и среднего предпринимательства.
Проблемы развития и поддержки малого предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Данная Программа - четвертая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.
Показатели
развития малого предпринимательства
Показатели |
Единицы измерения |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Число субъектов малого предпринимательства, в том числе: |
единиц |
14640 |
15800 |
16360 |
16815 |
17465 |
9722 |
11409 |
12982 |
13917 |
- число малых предприятий |
единиц |
2840 |
3100 |
3060 |
2609 |
2705 |
2787 |
3324 |
3530 |
3650 |
- число индивидуальных предпринимателей |
единиц |
11800 |
12700 |
13300 |
14206 |
14760 |
6935 (сняты с учета как не прошедшие перерегистрацию) |
8085 |
9452 |
10267 |
Численность занятых в сфере малого предпринимательства |
тыс. чел. |
21,9 |
24,8 |
25,0 |
30,4 |
33,3 |
32,3 |
34,9 |
36,4 |
37,5 |
Доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования по: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- численности занятых |
% |
11,7 |
13,0 |
13,2 |
15,3 |
16,6 |
16,3 |
17,2 |
17,9 |
18,6 |
- объему товарооборота (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков) |
% |
61,8 |
74,5 |
74,9 |
85,5 |
87,5 |
86,8 |
88,1 |
85,1 |
88,2 |
- объему бытовых услуг |
% |
37,9 |
37,6 |
38,7 |
40,1 |
40,2 |
52,0 |
49,0 |
55,3 |
56,0 |
- поступлению средств в доходную часть бюджета города |
% |
5,0 |
7,0 |
8,0 |
8,9 |
9,0 |
11,0 |
11,0 |
||
Расходы бюджета города на поддержку малого предпринимательства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- план на год |
тыс. руб. |
300,0 |
200,0 |
215,0 |
215,0 |
300,0 |
450,0 |
700,0 |
750,0 |
750,0 |
- факт |
тыс. руб. |
273,0 |
200,0 |
210,0 |
214,0 |
300,0 |
450,0 |
700,0 |
750,0 |
750,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.