Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 мая 2009 г. N Ф09-3115/09-С5
Дело N А34-6324/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Васильченко Н.С., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" (далее - общество "ЭнергоКурган") на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2008 по делу N А34-6324/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЭнергоКурган" - Акимов А.И. (доверенность от 20.08.2008 N 127-08).
Прокурор Курганской области обратился в Арбитражный суд Курганской
области с иском к обществу "ЭнергоКурган" и государственному учреждению "7
отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской
области" (далее - государственное учреждение) о признании недействительным
абз. 1 п. 6.1 государственного контракта от 01.01.2008 N 4177.
Решением суда от 22.12.2008 (судья Куклева Е.А.) исковые требования удовлетворены, абз. 1 п. 6.1 государственного контракта от 01.01.2008 N 4177 признан недействительным.
Постановлением суда от 25.02.2009 (судьи Логиновских Л.Л., Рачков В.В., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на не применение подлежащих применению положений ст. 421, 431, 487 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению общества "ЭнергоКурган", оспариваемый пункт договора является законным и не нарушает прав и интересов контрагентов, поскольку устанавливает не авансовый порядок расчетов, а порядок исполнения обязательства по частям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом "ЭнергоКурган" (энергоснабжающая организация) и государственным учреждением (абонент) заключен государственный контракт от 01.01.2007 N 4177, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - принимать и оплачивать ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 6.1 контракта оплата текущего потребления тепловой энергии производится абонентом на основании выставленного счета следующими периодами платежей: до 10 числа месяца, в котором производится поставка, в размере 20% от договорного объема расчетного месяца согласно контракту; до 20 числа, в котором производится поставка, в размере 10% от договорного объема расчетного месяца согласно контракту.
Окончательный расчет по факту потребления за расчетный период производится абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании данных учета и сальдо между произведенными платежами и начислениями за потребление тепловой энергии по выставленному энергоснабжающей организацией окончательному счету-фактуре. Абонент обязан назначить лицо, ответственное за получение счета-фактуры в энергоснабжающей организации. Получение счета-фактуры осуществляется абонентом в энергоснабжающей организации по месту ее нахождения в период с 5 по 7 число месяца, следующего за расчетным.
Полагая, что п. 6.1 контракта об осуществлении авансовых платежей противоречит действующему законодательству, истец обратился в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок расчетов за тепловую энергию) оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Проанализировав содержание спорного пункта контракта, судами сделан вывод о том, что данным пунктом предусмотрено внесение авансовых платежей, поскольку расчеты за потребленную теплоэнергию производятся, исходя из договорного объема энергопотребления, а не фактически принятого абонентом количества энергии в соответствии с данными приборов учета.
Из материалов дела усматривается, что государственное учреждение является бюджетной организацией, деятельность которой финансируется в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации по смете расходов, включающей в себя статью на оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали абз. 1 п. 6.1 контракта, устанавливающий порядок оплаты теплоэнергии посредством внесения авансовых платежей, противоречащим п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 Порядка расчетов за тепловую энергию.
Обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами, доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы общества "ЭнергоКурган", изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законны и обоснованны.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2008 по делу N А34-6324/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок расчетов за тепловую энергию) оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
...
Из материалов дела усматривается, что государственное учреждение является бюджетной организацией, деятельность которой финансируется в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации по смете расходов, включающей в себя статью на оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали абз. 1 п. 6.1 контракта, устанавливающий порядок оплаты теплоэнергии посредством внесения авансовых платежей, противоречащим п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 Порядка расчетов за тепловую энергию.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2008 по делу N А34-6324/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2009 г. N Ф09-3115/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника