Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 мая 2009 г. N Ф09-3189/09-С6
Дело N А76-27050/2008-61-637/19
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2009 по делу А76-27050/2008-61-637/19.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От общества с ограниченной ответственностью "Промышленная компания "Новые перспективные продукты" (далее - общество "ПК "Новые перспективные продукты") поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Общество "ПК "Новые перспективные продукты" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к территориальному управлению о признании незаконным решения об отказе в приватизации земельного участка площадью 5842,09 кв.м, кадастровый номер 74:28:02 02 0001:0009, расположенного по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, пос. Зауральский, ул. Труда, 1А, изложенного в письме от 17.10.2008 N 15795 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2009 (резолютивная часть от 11.02.2009; судья Тиунова Т.В.) заявленные требования удовлетворены: решение территориального управления об отказе в приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности, признано незаконным, на территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовки проекта договора купли-продажи данного земельного участка, направления его заявителю с предложением о заключении в установленные законом сроки.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение положений п. 7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПК "Новые перспективные продукты" указало на несостоятельность доводов заявителя, в связи с чем просило оставить обжалуемое решение без изменения.
Как установлено судом, общество "ПК "Новые перспективные продукты" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району г. Челябинска 10.08.2004. Данному обществу на праве собственности принадлежат: нежилое помещение-склад N 1, 2, 3, 4, 5 общей площадью 5244,4 кв.м и нежилое помещение-склад общей площадью 11,6 кв.м, расположенные по адресу: Челябинская область, Еманжелинский район, пос. Зауральский, ул. Труда, 1А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.07.2007 серии 74 АЛ N 197771 и от 31.08.2005 серии 74 АБ N 101202.
Земельный участок общей площадью 5841 кв.м, на котором расположены указанные объекты недвижимости, поставлен на кадастровый земельный учет, ему присвоен кадастровый номер 74:28:02 02 001:0009.
Названный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2007 N 240425.
Общество "ПК "Новые перспективные продукты" обратилось в территориальное управление с заявкой от 25.09.2008 на приватизацию данного земельного участка, представив копии договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.10.2004 N 1 ЕМК, решения от 10.06.2005 N 6, свидетельств о государственной регистрации права от 09.07.2007 серии 74 АЛ N 197771 и от 31.08.2005 серии 74 АБ N 101202, кадастровый план земельного участка площадью 5842,09 кв.м от 12.02.2008 N 28/08-1-0225, распоряжение от 13.08.2007 N 1282-Р, учредительные документы общества "ПК "Новые перспективные продукты", технические паспорта на данные объекты.
Территориальное управление в письме от 17.10.2008 N 15795 отказало в предоставлении запрашиваемого земельного участка на том основании, что к заявке не приложена копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, а также сослалось на необходимость представления копии договора купли-продажи от 13.03.2000 N 686А для определения порядка вычисления цены выкупа земельного участка.
Полагая, что данный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 данного Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется органами Российской Федерацией.
В соответствии с пп. 1, 4, 5.8, 5.36.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, территориальное управление наделено полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие юридическому лицу объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка является безусловным.
Учитывая, что заявителем была представлена заявка со всеми необходимыми документами, в том числе документом, подтверждающим право приобретения земельного участка в аренду, указание на необходимость предоставления иных документов, в частности копии договора купли-продажи от 13.03.2000 N 686А, противоречит положениям п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, суд правомерно признал обжалуемое решение территориального управления об отказе в предоставлении запрашиваемого земельного участка незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд, руководствуясь ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовки проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, направления его заявителю с предложением о заключении.
Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2009 по делу А76-27050/2008-61-637/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Учитывая, что заявителем была представлена заявка со всеми необходимыми документами, в том числе документом, подтверждающим право приобретения земельного участка в аренду, указание на необходимость предоставления иных документов, в частности копии договора купли-продажи от 13.03.2000 N 686А, противоречит положениям п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, суд правомерно признал обжалуемое решение территориального управления об отказе в предоставлении запрашиваемого земельного участка незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2009 г. N Ф09-3189/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника