Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей В.И. Задиоры, Н.Д. Мершиной и Д.Н. Разина, с участием гражданки Зюзиной Э.А., обратившейся с запросом в Уставный Суд, представителей Главы Екатеринбурга Кожевникова О.А., Морозовой Т.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 постановления Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2009 год", пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению "Ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.И. Задиоры, объяснения заявительницы, представителей Главы Екатеринбурга, мнение представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области Жернакова М.Д., исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Гражданка Зюзина Эмма Александровна, имеющая в собственности квартиру в городе Екатеринбурге, в декабре 2008 года обратилась в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 и пункта 3 постановления Главы Екатеринбурга от 25 декабря 2007 года N 5957 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2008 год" и пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению.
В январе 2009 года Зюзина Э.А. вновь обратилась в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 постановления Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2009 год" и пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению.
Поскольку обращения касались одного и того же предмета, дела по ним на основании статьи 48 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" были соединены в одном производстве.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 25 декабря 2007 года N 5957 были установлены ставки платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2008 год. Данное постановление с принятием Главой Екатеринбурга постановления от 3 декабря 2008 года N 5174 было признано утратившим силу, поэтому в соответствии с пунктом 1.3 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" производство по делу в этой части подлежит прекращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 67
Постановлением Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174, в частности, устанавливаются для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, ставки платы на 2009 год за содержание и текущий ремонт жилых помещений в соответствии с приложением N 2 к данному постановлению (подпункт 2 пункта 1) и за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (подпункт 3 пункта 1).
Заявительница полагает, что оспариваемое постановление Главы Екатеринбурга применимо к ней как собственнику квартиры в многоквартирном доме, собственники которого не приняли решение о выборе способа управления домом, устанавливает экономически необоснованные, несоразмерно высокие ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, нарушает ее жилищные права и не соответствует статьям 2, 16 (пункт 1), 19 (пункт 5) и 90 (пункт 1) Устава Свердловской области.
2. В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и в реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Осуществление гражданами своих жилищных прав не должно нарушать права, свободы и интересы других лиц, в том числе других собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Данный принцип вытекает из требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, реализован в статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьях 2 и 19 (часть 2) Устава Свердловской области.
Согласно статьям 39 (части 1 и 2), 158 (части 1) и 161 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных законом способов управления многоквартирным домом, нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Плата за жилое помещение для собственника помещений в многоквартирном доме, помимо платы за коммунальные услуги, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не выбрали способ управления многоквартирным домом и (или) не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 2 статьи 154, части 1, 3 и 7 статьи 156, части 2 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где заявительница имеет принадлежащую ей на праве собственности квартиру, состоялось 28 ноября 2006 года. Решением общего собрания был выбран способ управления данным домом - управление ЗАО "Управляющая компания "РЭМП" Верх-Исетского района" - и утвержден договор N 414/1 между управляющей компанией и собственником жилого помещения. Примечанием к приложению N 4 к данному договору предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается по тарифам (ставкам), утвержденным постановлением Главы Екатеринбурга, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о способе управления домом является обязательным для всех собственников помещений в данном многоквартирном доме, включая тех, кто не принял в нем участие (часть 5 статьи 46, часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, применительно к заявительнице размеры платы за жилое помещение, хотя и совпадают с предусмотренными обжалуемым постановлением Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174, установлены не указанным муниципальным нормативным правовым актом, а решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Проверка его легитимности, в том числе с точки зрения экономической обоснованности, так же как и оценка индивидуального договора с Зюзиной Э.А. от 14 декабря 2006 года, в компетенцию Уставного Суда не входит. Восстановление в этих случаях нарушенных прав и интересов производится судами общей юрисдикции.
На основании изложенного запрос Зюзиной Э.А. в рассматриваемой части не может быть признан отвечающим критерию допустимости, поскольку согласно статье 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" граждане обладают правом на обращение в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области нормативного акта или отдельного его положения только в случае, если права граждан нарушаются этим нормативным актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В соответствии с пунктом 1.1. статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" производство по делу в этой части также подлежит прекращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 1 пункта 1 статьи 67
Руководствуясь статьями 44, 70, 76 и 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 и пункта 3 постановления Главы Екатеринбурга от 25 декабря 2007 года N 5957 "Об установлении платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2008 год" и пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению "Ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предельных индексов роста оплаты жилья" в связи с утратой силы постановления в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда.
2. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 постановления Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2009 год" и пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению "Ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано" ввиду выявления в ходе заседания оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению.
3. Настоящее Определение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 17 марта 2009 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 постановления Главы Екатеринбурга от 3 декабря 2008 года N 5174 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2009 год" и пункта 4 Приложения N 2 к данному постановлению "Ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано"
Настоящее определение вступает в силу в соответствии с пунктом 3
Текст определения опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 10 апреля 2009 г., N 3-2 (2009), ст. 342