Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 июля 2010 г. N Ф09-5797/10-С3 по делу N А76-43007/2009-39-883/73
Дело N А76-43007/2009-39-883/73
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2011 г. N Ф09-5797/10-С3 по делу N А76-43007/2009-39-883/73
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Анненковой Г.В., судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" (далее - общество "Мечел-Энерго", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2010 по делу N А76-43007/2009-39-883/73 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Скорынина А.Е. (доверенность от 14.01.2010 N 03/12);
общества "Мечел-Энерго" - Галямин С.В. (доверенность от 26.02.2010 N 617Д), Сафонова Н.В. (доверенность от 01.01.2010 N 543Д).
Общество "Мечел-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 02.09.2009 N 1734 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 24.02.2010 (судья Кунышева Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Мечел-Энерго" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению заявителя жалобы, на дату получения инспекцией заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога факт излишней уплаты подтвержден актом сверки, в связи с чем не требуется подтверждения суммы фактической переплаты по итогам камеральной проверки.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, общество "Мечел-Энерго" 27.07.2009 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2009 года, согласно которой сумма уплаты налога составила 24 487 739 руб., 30.07.2009 - уточненная налоговая декларация за тот же отчетный период, согласно которой сумма налога к уплате составила 10 917 994 руб.
По результатам совместной сверки расчетов по состоянию на 17.08.2009, оформленной актом, подписанным налоговым органом и налогоплательщиком, установлено наличие у общества "Мечел-Энерго" переплаты по налогу на прибыль в сумме 31 199 027 руб.
Налогоплательщик обратился 31.08.2009 в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль в сумме 30 000 000 руб.
Решением инспекции от 02.09.2009 N 1734 отказано в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога по причине проведения камеральной проверки налоговой декларации за 6 месяцев 2009 года.
Полагая, что решением инспекции нарушены его права и законные интересы, общество "Мечел-Энерго" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что факт излишней уплаты налога на прибыль мог быть установлен только в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации. Суды указали, что установленный в п. 6 ст. 78 Кодекса срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему периоду, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам ст. 88 Кодекса.
Между тем, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате принимается налоговым органом с соблюдением условий, в порядке и сроки, установленные п. 8 ст. 78 Кодекса. Такое решение принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу п. 6 ст. 78 Кодекса, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.
Таким образом, если на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога факт переплаты установлен, переплата подлежит возврату в срок, определенный п. 6 ст. 78 Кодекса.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение для проверки соответствия оспариваемого решения инспекции положениям ст. 78 Кодекса.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2010 по делу N А76-43007/2009-39-883/73 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу п. 6 ст. 78 Кодекса, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.
Таким образом, если на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога факт переплаты установлен, переплата подлежит возврату в срок, определенный п. 6 ст. 78 Кодекса.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение для проверки соответствия оспариваемого решения инспекции положениям ст. 78 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2010 г. N Ф09-5797/10-С3 по делу N А76-43007/2009-39-883/73
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника