Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2009 г. N Ф09-4110/08-С2
Дело N А07-16640/2007-А-РМФ/КРФ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Меньшиковой Н.Л., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хусаинова Олега Хатиповича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А07-16640/2007-А-РМФ/КРФ Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными подп. 7 п. 2.2 и подп. 3.1 п. 3. решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан от 26.10.2007 N 44-04.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о занижении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за 2004, 2005, 2006 гг. ввиду непринятия расходов, осуществленных предпринимателем при приобретении товаров у обществ с ограниченной ответственностью "Компания "Наше пиво", "Альянс -2000" и "Волгооптторг" (далее - общества "Компания "Наше пиво", "Альянс -2000" и "Волгооптторг"), которые не состоят на налоговом учете и не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц (подп. 7 п. 2.2 решения). Названные обстоятельства послужили основанием для вывода о необоснованности вычетов по налогу на добавленную стоимость (подп. 3.1 п. 3 решения) и начисления налога на добавленную стоимость, возмещенного из бюджета в 2006 г.
Решением суда от 18.12.2007 заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение налогового органа в части начисления налога на доходы физических лиц в сумме 7800 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, поддержав выводы налогового органа в указанной части.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2008 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены.
Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении решением от 27.09.2008 (судья Кулаев Р.Ф.) суд удовлетворил требования предпринимателя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 решение суда отменено в связи с нарушением п. 1 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Чередникова М.В.) требования предпринимателя удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления налога на доходы физических лиц в сумме 7800 руб., начисления пеней в сумме 1299 руб. 22 коп., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 1560 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ввиду того, что им подтверждено несение расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также право на получение вычетов по налогу на добавленную стоимость, а недобросовестность не установлена.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.
В силу ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно ст. 252 Кодекса расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В силу ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате в бюджет по итогам налогового периода, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров.
Согласно ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик включил в профессиональные налоговые вычеты расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, затраты по приобретению товаров у обществ с ограниченной ответственностью "Компания "Наше пиво", "Альянс-200", "Волгоптторг", а налог на добавленную стоимость, предъявленный названными контрагентами, предъявил к вычету.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения об обществах "Компания "Наше пиво", "Альянс-2000", "Волгоптторг" в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
В силу положений ст. 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных им расходов по приобретению товаров у обществ "Компания "Наше пиво", "Альянс-200", "Волгоптторг" и предъявления налога на добавленную стоимость к вычету. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08.
Нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, определенной ст. 101 Кодекса, влекущих отмену решения налогового органа, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к иной оценке доказательств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А07-16640/2007-А-РМФ/КРФ Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хусаинова Олега Хатиповича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений ст. 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных им расходов по приобретению товаров у обществ "Компания "Наше пиво", "Альянс-200", "Волгоптторг" и предъявления налога на добавленную стоимость к вычету. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08.
Нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, определенной ст. 101 Кодекса, влекущих отмену решения налогового органа, судом апелляционной инстанции не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2009 г. N Ф09-4110/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника