Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской
городской Думы
от 26 мая 2009 г. N 13/5
Отчет
Главы Екатеринбурга "Об итогах деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" в 2008 году"
Уважаемые депутаты, коллеги!
Предыдущие три года я начинал свой доклад с фразы "нынешний год был лучше, чем предыдущий". В отличие от прошлых лет итоги 2008 года можно оценить как неоднозначные, несмотря на преимущественно положительную динамику большинства показателей. Рост объема инвестиций, в том числе бюджетных, в развитие социальной сферы и инфраструктуру города, рост доходов бюджета города, уровня жизни горожан, рождаемости, стабилизация уровня смертности сопровождались осложнением ситуации в сфере промышленного производства, увеличением числа безработных.
Оборот розничной торговли за год увеличился на 17%. Рост реальной заработной платы (скорректированной на индекс потребительских цен) составил более 8%, а номинальный размер среднемесячной заработной платы достиг 22627 рублей.
Несмотря на снижение производственной динамики, улучшился финансовый результат деятельности организаций города, то есть прибыль предприятий по сравнению с 2007 годом возросла на 5,9%.
Рост доходов населения и показатели уровня жизни в Екатеринбурге в 2008 году были несколько лучше, чем в среднем по Российской Федерации и Свердловской области, причем разрыв между заработной платой в Екатеринбурге и по Российской Федерации сохранился на уровне прошлого года.
Развитие экономики и социальной сферы города в последние годы способствовало преодолению негативной демографической ситуации, когда смертность существенно превышала рождаемость. В 2008 году на территории города органами ЗАГС зарегистрировано превышение количества родившихся над количеством умерших на 454 человека.
На 1 января 2009 года численность населения Екатеринбурга составила 1363,8 тысяч человек. За последние 5 лет благодаря миграционному приросту и снижению естественной убыли населения численность постоянного населения нашего города возросла на 28,3 тысячи человек.
Активное развитие потребительского рынка в 2008 году было связано с ростом реальных доходов горожан, а также с расширением ассортимента товаров и услуг, деятельностью крупных торгово-развлекательных центров, привлекающих жителей как Екатеринбурга, так и близлежащих городов.
Рост потребительского рынка Екатеринбурга существенно превышает среднероссийские и среднеобластные показатели. По сравнению с 1998 годом розничный товарооборот в городе вырос в сопоставимых ценах в 4,6 раза и превысил 359 млрд рублей. Рост к уровню 2007 года составил 17% в сопоставимых ценах. Платные услуги населению выросли в сопоставимой оценке более чем на 3% и составили 76,9 млрд рублей.
В прошедшем году продолжилось формирование современного гостиничного комплекса города. В 2008 году было введено в эксплуатацию 8 новых гостиниц, что позволило увеличить единовременную вместимость гостиничного комплекса города на 11% (до 6766 мест). Число гостиниц и аналогичных мест размещения на конец 2008 года составило 85 единиц.
По итогам 2008 года рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 104,5% к уровню прошлого года. Ввод жилья увеличился по сравнению с 2007 годом на 6,2% и достиг нового для нашего города рекордного значения - 955 тысяч кв.м. Были введены в эксплуатацию 863 жилых дома, из них 101 многоквартирный, 76 малоэтажных и 686 индивидуальных жилых домов.
В 2008 году продолжилась реализация мероприятий по обеспечению жильем тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно приобрести жилье на рынке, а также программ переселения граждан из ветхого жилья и обеспечения жильем работников муниципальной бюджетной сферы.
По состоянию на 1 января 2009 года в администрациях города и районов на учете на получение жилья состояло 16780 граждан. За год жилые помещения на условиях социального найма были предоставлены 164 семьям граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. В 2008 году жилые помещения были предоставлены в домах по ул. Билимбаевской, финансирование строительства которых производилось в 2007 году, а также вложены средства в строительство дома на пересечении улиц Лагерной - Курганской (ввод последней секции предусмотрен во 2 квартале 2009 года).
В 2008 году 81 молодой семье предоставлены выплаты на приобретение жилья, что в 2,5 раза выше, чем в 2007 году.
Одним из приоритетных направлений жилищной политики является отселение жителей из ветхого жилищного фонда. В 2008 году произведено отселение 966 семей, т.е. на 50 семей больше, чем в 2007 году. По сравнению с 2000 годом количество ежегодно отселяемых из ветхого фонда семей увеличилось почти в 6 раз.
Объем ввода жилья в рамках реализации Положения "Об обеспечении отдельных категорий граждан доступным и комфортным жильем на возмездной основе" (это программа обеспечения жильем работников муниципальной бюджетной сферы) в 2008 году составил 15,2 тысяч кв.м жилья (275 квартир).
Как уже отмечалось, кризисные явления в 2008 году наиболее серьезно повлияли на сферу промышленного производства.
По итогам 2008 года отгрузка продукции обрабатывающих производств города в действующих ценах возросла на 5%, индекс промышленного производства на крупных и средних предприятиях города составил 93,3%, на предприятиях обрабатывающих производств - 93,9% к уровню прошлого года.
Сокращение или замораживание перспективных проектов в строительстве, затруднения в получении заемных средств и снижение потребительского и инвестиционного спроса на продукцию ряда отраслей привели, по итогам года, к снижению производственной динамики:
металлургического производства - на 3%;
производства пищевых продуктов - на 3,7%;
производства электрооборудования - на 14,9%;
химического производства - на 12,7%;
производства резиновых и пластмассовых изделий - на 6%;
производства транспортных средств и оборудования - на 44,7%.
При этом в целом по 2008 году объем балансовой прибыли промышленных предприятий вырос на 8,8% к уровню прошлого года.
Традиционно мы сравниваем итоги развития нашего города со Свердловской областью и другими городами-миллионниками.
При сравнении мы ориентируемся на основные показатели развития экономики городов-миллионников - это объем инвестиций, а также прямые и косвенные показатели роста благосостояния жителей этих городов: средняя заработная плата, розничный товарооборот, платные услуги, объемы жилищного строительства, демографические показатели.
Екатеринбург стабильно занимает ведущее положение среди учитываемых городов-миллионников(1) в целом ряде отраслей.
Как и в предшествующие годы, в 2008 году в Екатеринбурге отмечен наибольший объем розничного товарооборота, платных услуг, предоставленных населению. Размер среднемесячной заработной платы в 2008 году в Екатеринбурге существенно превысил соответствующие показатели в других городах-миллионниках.
1 рассматриваются города с численностью населения свыше 1 млн человек, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга
Основные показатели
развития экономики Екатеринбурга в 2008 году в сравнении с городами-миллионниками
|
Инвестиции в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) |
Розничный товарооборот |
Ввод жилья |
Среднемесячная заработная плата |
||||
млрд руб. |
место |
млрд руб. |
место |
тысяч кв.м |
место |
руб. |
место |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Екатеринбург |
70,4 |
1 |
359,1 |
1 |
955,0 |
3 |
22 627 |
1 |
Волгоград |
27,4 |
10 |
130,1 |
10 |
402,7 |
11 |
15 646 |
11 |
Казань |
64,8 |
2 |
211,0 |
6 |
901,5 |
4 |
15 993 |
9 |
Ниж. Новгород |
- |
- |
219,7 |
4 |
603,7 |
9 |
17 655 |
5 |
Новосибирск |
59,4 |
4 |
- |
- |
983,5 |
2 |
19 364 |
2 |
Омск |
45,6 |
6 |
151,8 |
9 |
697,8 |
8 |
15 864 |
10 |
Пермь(1) |
61,1 |
3 |
203,0 |
7 |
445,6 |
10 |
19 227 |
3 |
Ростов-на-Дону |
39,9 |
9 |
223,0 |
3 |
1002,5 |
1 |
17 272 |
8 |
Самара |
50,4 |
5 |
172,9 |
8 |
730,3 |
7 |
17 632 |
6 |
Уфа |
44,6 |
7 |
260,0 |
2 |
809,9 |
6 |
18 703 |
4 |
Челябинск |
43,0 |
8 |
213,9 |
5 |
872,8 |
5 |
17 419 |
7 |
1 не миллионник (987,2 тысяч жителей на 1 января 2008 года).
Растущие показатели доходов населения, розничного товарооборота, жилищного строительства, так же как и постепенное улучшение демографических показателей, подтверждают не только повышение качества жизни в крупных городах, но и то, что именно они являются основными локомотивами экономического роста своих регионов.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что численность населения городов-миллионников сокращается все более медленными темпами, а по итогам 2008 года в Екатеринбурге и Уфе рождаемость превысила смертность и наблюдался естественный рост населения (ранее среди рассматриваемых нами городов численность населения увеличивалась лишь за счет миграционного притока населения). В то же время с учетом миграционного притока рост населения в 2008 году отмечен в Екатеринбурге, Казани и Челябинске.
"Индекс городского развития", то есть набор показателей, отражающих результаты развития экономики за последний отчетный период, и сложившихся показателей безопасности, обеспеченности, экологичности, также выводит Екатеринбург на первое место среди самых перспективных российских городов. Это подтверждают и различные рейтинги, опубликованные в средствах массовой информации (рейтинг самых перспективных российских мегаполисов издания "Русский репортер", рейтинг городов - мировых центров развивающихся рынков компании "MasterCard" и др.).
Уважаемые депутаты!
Позвольте подробнее остановиться на реализации отраслевых направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга в прошедшем 2008 году.
В 2008 году на всей территории Российской Федерации была продолжена реализация приоритетных национальных проектов. Ясная и однозначная расстановка приоритетов развития здравоохранения, образования, жилищного строительства позволили за последние несколько лет достичь ощутимых результатов в сферах, затрагивающих каждого человека.
В Екатеринбурге реализация приоритетных национальных проектов непосредственно связана с реализацией Стратегического плана развития города, что позволило сконцентрировать средства бюджетов всех уровней, направляемые на реализацию приоритетных национальных проектов, и усилить конечный эффект от их использования.
Стабильная работа муниципальных учреждений здравоохранения и реализация ряда долгосрочных городских целевых программ, направленных на развитие систем диагностики и комплексной медицинской профилактики, способствовали тому, что по большинству социально значимых заболеваний в последние годы отмечается положительная тенденция. Наблюдается снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями (гепатитом А - на 25,4%, гепатитом В - на 32,6%, краснухой - на 26,7%). В течение прошлого года не зарегистрировано ни одного случая заболевания корью и дифтерией. Примечательно то, что в течение последних трех лет в связи с высоким охватом населения прививками не регистрируется вспышечная заболеваемость гриппом. Значительное снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями связано с проведением вакцинации в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и стратегического проекта "Профилактика - упреждающий удар".
Дополнительные денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей (семейной) практики, участковым медицинским сестрам, фельдшерам, работающим в участковой службе, предоставляемые в соответствии с приоритетным национальным проектом, позволили увеличить среднюю заработную плату в сфере здравоохранения до 19872 рублей, что на 32,5% выше уровня 2007 года. Средняя заработная плата врачей достигла 30034 рублей, а среднего медицинского персонала - 18204 рублей.
На усиление профилактической направленности здравоохранения в 2008 году направлено более 700 млн рублей, что позволило провести:
иммунизацию населения против краснухи, гепатита В, кори, гриппа, полиомиелита и других заболеваний;
дополнительную диспансеризацию более 45 тысяч работающих граждан с использованием лабораторных и функциональных исследований;
углубленные медицинские осмотры более 32 тысяч работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
диспансеризацию более 2 тысяч находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2008 году введена в эксплуатацию новая поликлиника в микрорайоне "Ботанический", закончена реконструкция хирургического корпуса по пер. Рижскому в Чкаловском районе. После капитального ремонта и переоснащения открыты инфекционный корпус детской больницы N 15, неотложный операционный блок и лаборатория в детской городской клинической больнице N 9, поликлиника детской больницы N 10 и др.
Результатом реализации приоритетного национального проекта "Образование", стратегической программы "Образование - основа развития, залог успеха" стало подключение в начале 2008 года всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет. По итогам 2008 года на один компьютер приходится 12,3 учащихся (в 2007 году этот показатель составлял 16 учащихся). 105 школ (это почти 60%) имеют свои собственные сайты в сети Интернет.
За год количество мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях возросло на 1300 единиц. Однако и число желающих устроить детей в муниципальные садики тоже возросло.
Начиная с 2007 года мы ежегодно строим новые здания детских садов. В 2007 году их было построено 2, в 2008 году - 3 новых дошкольных учреждения на 340 мест (в Верх-Исетском, Кировском и Железнодорожном районах). Кроме того, реконструировано 5 детских садов на 430 мест и открыто дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях на 300 мест.
Общий объем финансовых средств, направленных на строительство, капитальный и текущий ремонты, а также на приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений, в 2008 году увеличился на 31,2% и составил 1448,2 млн рублей. После реконструкции введена в эксплуатацию общеобразовательная школа N 2 в Верх-Исетском районе. Продолжилось строительство здания новой школы на 700 мест в микрорайоне "Ботанический" (с вводом в эксплуатацию в 2009 году).
Среднемесячная заработная плата в сфере образования по итогам 2008 года возросла на 18,1% по сравнению с 2007 годом и составила 12430 рублей, заработная плата учителя в общеобразовательных школах - 15122 рубля, заработная плата учителя, осуществляющего классное руководство, - 18552 рубля.
В сфере культуры также произошло знаменательное для города событие - завершилась реконструкция учебно-репетиционной базы МУК "Муниципальный театр балета "Щелкунчик", в конце 2008 года прошла торжественная церемония открытия театра. Всего за год на реконструкцию театра было направлено 135,2 млн рублей, в том числе на оснащение здания после реконструкции - 16 млн рублей, на которые были приобретены музыкальные инструменты, мебель, необходимое оборудование.
В сфере физической культуры и спорта общая численность лиц, занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, составила почти 257 тысяч человек - 19% от общей численности населения города Екатеринбурга. Столь высокие показатели обеспечиваются развитием в городе соответствующей инфраструктуры для занятий различными видами спорта. За год число спортивных сооружений в городе возросло на 22 единицы.
В 2008 году введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с тремя спортивными залами в Чкаловском районе, спортивный комплекс с 25-метровым плавательным бассейном, универсальным залом 42х24 м и тремя тренажерными залами в училище олимпийского резерва. Завершилась реконструкция манежа спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва по конному спорту, сдан в эксплуатацию конюшенный пристрой на 30 лошадей. Построено 12 и отремонтировано 40 спортивных дворовых площадок, в том числе 26 хоккейных кортов.
Уважаемые депутаты!
По деятельности Администрации города по обеспечению функционирования и развитию городского хозяйства можно подвести следующие итоги.
За прошедший год общий объем жилищного фонда города увеличился на 950 тысяч кв.м и составил 29,9 млн кв.м, а обеспеченность жильем на 1 жителя возросла с 21,4 кв.м в 2007 году до 21,9 кв.м в 2008 году.
Общий объем ветхого жилищного фонда увеличился на 3,8% и составил 383,7 тысяч кв.м. Объем ветхого муниципального жилищного фонда сократился на 6,4% и составил 252,5 тысяч кв.м. По результатам обследований, проведенных обслуживающими организациями в 2008 году, к категории ветхого жилищного фонда отнесены дома, расположенные по адресам: ул. Реактивная, 2, 58, ул. Новая, 10, ул. Народного фронта, 62, 64, ул. Благодатская, 41, пер. Широкий, 1, ст. Уктус, 13 км, 3, ул. Летчиков, 31, ул. Билимбаевская, 14, ул. Вокзальная, 1, ул. Железнодорожников, 1 и другие.
В 2008 году по сравнению с прошлым годом наблюдалось дальнейшее ухудшение дисциплины платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. По сравнению с предшествующим годом задолженность населения по оплате услуг ЖКХ возросла на 18,2%. На конец 2008 года задолженность составила 1211,9 млн рублей, в том числе более чем за 6 месяцев - 488,9 млн рублей.
Поддержание в удовлетворительном состоянии коммунальных сетей города обеспечивается благодаря ежегодному капитальному ремонту и реконструкции около 100 км тепловых и наращиванию объема реконструкции водопроводных сетей. В 2008 году отремонтировано более 110 км тепловых и 56 км водопроводных сетей.
Развитие экономики города в последние годы способствовало быстрому увеличению количества автотранспорта, что требует не только выполнения постоянного текущего и капитального ремонта улично-дорожной сети, но и решения вопросов ее развития, в первую очередь, путем строительства и реконструкции дорог, создания новых транспортных сооружений.
С 2007 года в городе постоянно наращивается объем дорожного строительства. Площадь строительства и реконструкции составила в 2008 году 190 тысяч кв.м. Капитальный ремонт дорог проведен на площади 23,3 тысяч кв.м.
Из основных работ, проведенных в 2008 году, можно отметить: начало строительства развязок в разных уровнях на пересечении улиц Серафимы Дерябиной - Репина - Гурзуфской, а также улиц Московской - Большакова - Посадской - Фурманова (в том числе участок от ул. Куйбышева до ул. Пальмиро Тольятти);
реконструкция пер. Базового, от Сибирского тракта до плотины Пивзавода;
реконструкция ул. Расточной, от ул. Таватуйской до пересечения с Ново-Серовским вводом;
реконструкция ул. Степана Разина, от ул. Декабристов до ул. Щорса;
реконструкция ул. Готвальда, от ул. Бебеля до ул. Черепанова;
реконструкция ул. Латвийской, от ул. Белоярской до ул. Эстонской;
капитальный ремонт дороги по ул. Бакинских комиссаров, с уширением проезжей части от ул. Кировградской до ул. Победы, и по ул. Бакинских комиссаров, от ул. Кировградской до авторынка "Белая башня"
и другое.
Несколько слов о работе городского транспорта. Общий объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта продолжает снижаться. В 2008 году он снизился на 2,2%. При этом снижение объема отмечено как у муниципальных, так и у коммерческих перевозчиков. Только у метрополитена сохраняется положительная тенденция роста объема перевозок пассажиров (на 5,3%), в том числе платных (на 5,5%).
Основными причинами снижения объема перевозок пассажиров могут быть, во-первых, увеличение количества личного автотранспорта, во-вторых, перегруженность автотранспортом центральных магистралей города, снижающая среднюю скорость движения городского пассажирского транспорта. Это же является причиной постоянного увеличения объема перевозок наиболее скоростным видом транспорта - метро.
В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения в 2008 году приобретено 89 автобусов марки "НефАЗ" и 11 троллейбусов производства ОАО "Транс-Альфа". За счет собственных средств ЕМУП "ТТУ" было приобретено 12 кузовов троллейбусов. В 2008 году сняты с эксплуатации по городским маршрутам Екатеринбурга старые автобусы марок ЛИАЗ-677, ЛАЗ-695.
Уважаемые депутаты!
В 2008 году общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 14,3%, а тяжких и особо тяжких - на 21,8%. При этом, к сожалению, раскрываемость преступлений сохраняется на недостаточно высоком уровне. Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила 39,4%, тогда как в среднем по Свердловской области - 47%, а среднероссийский показатель раскрываемости - 54,7%.
В 2008 году в рамках реализации стратегической программы "Екатеринбург - безопасный город" продолжилась работа по укреплению службы участковых уполномоченных милиции. В течение года в рамках перечня мероприятий по охране общественного порядка за счет средств городского бюджета проводились работы по комплексной информатизации и компьютеризации органов внутренних дел, укреплению материально-технической базы участковых уполномоченных милиции.
Для фиксирования фактов нарушения правил дорожного движения в 2008 году установлено 23 камеры видеонаблюдения. Организация системы видеонаблюдения и ужесточение мер административного воздействия за нарушения правил дорожного движения позволили в отчетном году улучшить показатели по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). Количество ДТП с пострадавшими по сравнению с 2007 годом снизилось на 17,1% (2472 ед.), с участием пешеходов - на 13,9% (750 ед.).
Свой вклад в охрану общественного порядка вносят добровольные народные дружины и студенческие отряды охраны правопорядка. В городе действует 46 добровольных народных дружин по охране общественного порядка. На базе высших учебных заведений создано 14 студенческих отрядов охраны правопорядка.
В рамках реализации стратегического направления "Развитие гражданского общества и местного самоуправления" осуществлялась реализация совместных социальных проектов Администрации города и некоммерческих организаций города, в том числе на средства грантов, выделенных из городского бюджета.
В 2008 году осуществлялась реализация 46 социально значимых проектов, из которых:
на пропаганду здорового образа жизни направлено 10 проектов;
на развитие творческой и социальной активности граждан - 9;
на поддержку социально незащищенных групп населения - 8;
на духовно-нравственное и патриотическое воспитание - 8;
на развитие толерантности и профилактику экстремизма - 5;
на благоустройство - 3;
на экологическое воспитание - 3.
Количество граждан, получивших различные социальные услуги в рамках этих проектов, составило более 90 тысяч человек.
Таковы основные результаты развития Екатеринбурга и деятельности Администрации города за прошедший год.
Итоги 2008 года для Екатеринбурга в целом можно считать положительными. Достижения в социально-экономическом развитии города за последние годы и анализ результатов развития города в первом квартале текущего года позволяют говорить о Екатеринбурге как о городе, экономика которого способна мобилизоваться в кризисной ситуации и обеспечивать в будущем поступательное развитие Екатеринбурга.
Спасибо за внимание!
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 26 мая 2009 г. N 13/5 "Об отчете Главы Екатеринбурга "Об итогах деятельности Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.