Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 июля 2010 г. N Ф09-5564/10-С1 по делу N А60-9718/2010-С9
Дело N А60-9718/2010-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лимонова И.В., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Восход" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2010 по делу N А60-9718/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Настин П.С. (доверенность от 03.02.2010);
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) - Арбенин Е.В. (доверенность от 01.02.2010).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 17.02.2010 N 03-10/06 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 15.04.2010 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса, поскольку приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2009 N 13222), вступил в силу с 17.02.2009, соответственно план-график реализации программы обучения на 2009 г. разрабатываться не должен, и у организации нет обязанности направлять ответственных лиц на целевой инструктаж, в связи с этим ответственное лицо общества соответствовало требованиям, предъявляемым к таким лицам постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715. Заявитель отмечает, что ссылка судов на информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.08.2009 N 3 является несостоятельной, поскольку указанный документ не является нормативным. Также общество указало, что не оспаривает отсутствие в штате в 2009 г. сотрудника, прошедшего целевой инструктаж. Ссылка Арбитражного суда Свердловской области на п. 18 Положения несостоятельна, так как целевой инструктаж предполагает участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях и не предполагает проверку их знаний и навыков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, должностными лицами управления на основании приказа от 13.01.2010 N 8 проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой было выявлено, что обществом нарушены требования п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), касающиеся организации внутреннего контроля, п. 9 раздела II Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, не прошло в 2009 г. целевой инструктаж.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 03.02.2010 N 3.
По факту выявленного нарушения управлением составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.2009 N 03-10/06, на основании которого вынесено постановление от 17.02.2010 N 03-10/06 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, не установив существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда является правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 15.27 Кодекса предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся страховые организации и лизинговые компании, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Как установлено судами, основным видом деятельности общества является лизинговая деятельность (финансовый лизинг), общество также предоставляет посреднические услуги, связанные с недвижимым имуществом, следовательно, в силу ст. 5 Закона N 115-ФЗ на общество распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Пунктом 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могу различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиенто\ операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Пунктом 3 постановления N 715 определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 5 Положения установлено, что обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Целевой инструктаж (в соответствии с подп. "г" п. 5 Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, - не реже двух раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в три года (п. 9 Положения).
Согласно п. 10 Положения программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов. На основании программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - план-график) (п. 13 Положения).
План-график определяется организацией для каждого указанного в п. 3 и 4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II настоящего Положения (п. 15 Положения).
Пунктом 16 Положения установлено, что план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в план могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.
В соответствии с п. 18 Положения проверка знаний и навыков в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, но не реже одного раза в год.
Таким образом, лизинговые компании обязаны обучать своих сотрудников противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в вышеуказанном порядке.
Из материалов дела следует, что приказом от 20.12.2007 N 1-лс в обществе назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем, и финансированию терроризма - Таланова СВ.
Приказом общества от 18.02.2009 определено: специальному должностному лицу обеспечить участие в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях по тематике противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем, и финансированию терроризма (целевой инструктаж) в срок до 17.02.2010 (п. 3 приказа).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, Таланова С.В. в нарушение вышеназванных норм права в течение 2009 г. не проходила целевой инструктаж в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требования п. 3 приказа от 18.02.2009 исполнены не были.
В обществе отсутствовал план-график реализации программы обучения на 2009 г., в связи с этим заявителю невозможно было обеспечить организацию надежной работы по выявлению сомнительных сделок.
План-график обучения сотрудников и программа обучения составлены на 2010 г. приказом общества от 29.01.2010. Согласно плану-графику в 2010 г. целевой инструктаж запланирован по срокам проведения до мая-июня 2010 г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами на основании материалов дела установлено, что общество имело возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного прохождения специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления, целевого инструктажа материалы дела не содержат.
При названных обстоятельствах суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 Кодекса и, в связи с этим отказали в удовлетворении заявленных требований.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В кассационной жалобе общество в обоснование своих требований ссылается на то, что приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вступил в силу с 17.02.2009, поэтому целевой инструктаж специального должностного лица правомерно запланирован обществом на 2010 г.
Между тем, как правильно отметили суды обеих инстанций, требования приказа распространяются на весь 2009 г., план-график реализации программы обучения на 2009 г. должен разрабатывается организацией без учета установленного п. 16 Положения срока.
Иные доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, также отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2010 по делу N А60-9718/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "Восход" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного прохождения специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления, целевого инструктажа материалы дела не содержат.
При названных обстоятельствах суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 Кодекса и, в связи с этим отказали в удовлетворении заявленных требований.
...
В кассационной жалобе общество в обоснование своих требований ссылается на то, что приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" вступил в силу с 17.02.2009, поэтому целевой инструктаж специального должностного лица правомерно запланирован обществом на 2010 г.
Между тем, как правильно отметили суды обеих инстанций, требования приказа распространяются на весь 2009 г., план-график реализации программы обучения на 2009 г. должен разрабатывается организацией без учета установленного п. 16 Положения срока."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2010 г. N Ф09-5564/10-С1 по делу N А60-9718/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника