Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июля 2009 г. N Ф09-3765/09-С4
Дело N А07-18426/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Лиходумовой С.Н., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2009 по делу N А07-18426/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по тому же делу по заявлению отдела архитектуры и градостроительства Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан в государственной регистрации.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился отдела архитектуры и градостроительства Туймазинского района и г. Туймазы Республики Башкортостан (далее - отдел архитектуры) с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - регистрирующий орган) в государственной регистрации отдела архитектуры в связи с ликвидацией и возложении на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию ликвидации заявителя.
Решением суда от 28.01.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 решение суда оставлено без изменения.
Регистрирующий орган не согласен с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя жалобы, обжалуемые решение и постановление противоречат имеющимся доказательствам и фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на наличие у отдела архитектуры непогашенной задолженности по обязательным платежам..
Как следует из материалов дела, администрацией Туймазинского района и города Туймазы Республики Башкортостан принято постановление от 12.12.2005 N 1803 о ликвидации отдела архитектуры.
На основании данного решения в журнале "Вестник государственной регистрации" 15.03.2006 опубликовано сообщение о принятом решении ликвидировать отдел архитектуры, кредиторам предложено обращаться с требованиями в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: город Туймазы Республики Башкортостан, улица Гагарина, дом 38.
07.03.2006 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, 30.05.2006 внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии.
28.07.2006 в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 01.07.2006, в котором отражена задолженность по налогам и сборам в сумме 155000 руб.
31.10.2008 отдел архитектуры обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией. К заявлению были приложены ликвидационный баланс по состоянию на 01.01.2007, в котором отсутствует задолженность по долгосрочным и краткосрочным обязательствам, в том числе, по обязательным платежам; документ об уплате государственной пошлины; справка из Пенсионного фонда Российской Федерации.
Регистрирующий орган по результатам рассмотрения представленных документов 10.11.2008 принял решение об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием ликвидационного баланса.
Полагая, что отказ в государственной регистрации произведен в нарушение требований ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отдел архитектуры обратился с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с п. 1, 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу п. 5, 6 ст. 64 названного кодекса требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Признавая отказ в государственной регистрации незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидационной комиссией представлены все предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, а также учел отсутствие доказательств предъявления налоговой инспекцией требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по обязательным платежам.
Данный вывод суда является правильным, основанным на материалах дела.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что регистрирующим органом не представлено доказательств наличия у отдела архитектуры непогашенной задолженности по обязательным платежам. Доказательства предъявления регистрирующим органом в порядке ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о включении суммы задолженности по обязательным платежам отделу архитектуры также отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что требование об уплате налога, сбора и налоговых санкций от 16.06.2008 N 06-11/567 не может служить доказательством наличия задолженности по обязательным платежам, поскольку после принятия решения о ликвидации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи осуществление действий по принудительному взысканию обязательных платежей недопустимо, поскольку нарушает предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Кроме того указанное требование было признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2008 по делу N А07-9925/2008.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Поскольку материалами дела подтверждено представление в надлежащий регистрирующий орган всех необходимых документов и отсутствие нарушений при составлении ликвидационного баланса, суд обоснованно признал решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации от 10.11.2008 незаконным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2009 по делу N А07-18426/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что требование об уплате налога, сбора и налоговых санкций от 16.06.2008 N 06-11/567 не может служить доказательством наличия задолженности по обязательным платежам, поскольку после принятия решения о ликвидации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи осуществление действий по принудительному взысканию обязательных платежей недопустимо, поскольку нарушает предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Кроме того указанное требование было признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2008 по делу N А07-9925/2008.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2009 г. N Ф09-3765/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника