Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 июня 2009 г. N Ф09-4299/09-С6
Дело N А07-14733/2008-А-СРН
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N ВАС-13008/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Единые Системы Телекоммуникаций" (далее - общество "ЕС Телеком") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2009 по делу N А07-14733/2008-А-СРН и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЕС Телеком" - Шайхутдинов Р.Ф. (доверенность от 10.06.2009 N 002-06/09), Усов М.В. (доверенность от 30.06.2008 N 35);
администрации муниципального района "Аургазинский район" (далее - администрация) - Сухова В.М. (доверенность от 02.03.2009).
Общество "ЕС Телеком" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации от 12.08.2008 N 615 "Об отмене постановлений главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан" и распоряжения от 13.08.2008 N 242р "Об отмене разрешения на строительство".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан по Аургазинскому району (далее - Комитет)
Решением суда от 21.01.2009 (судья Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 (судьи Баканов В.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ЕС Телеком" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, положений "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113 (далее - Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи), неприменение ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, в силу ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение акта выбора земельного участка не требуется при наличии предварительного согласования единственного варианта выбора земельного участка для строительства. Кроме того, на момент вынесения оспариваемого постановления от 12.08.2008 N 615 кабельная линия связи построена, земли возвращены владельцам, произведена оплата работ по рекультивации земель в соответствии с землеустроительным делом от 15.05.2008, земельные участки поставлены на кадастровый учет, изготовлен технический паспорт объекта. При этом заявитель отмечает, что изъятие земель из пользования владельцев земельных участков, на которых велось строительство кабельной линии связи, не производилось. Заявитель полагает, что ввод в эксплуатацию спорного объекта регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. На основании Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи органами Россвязьнадзора выдается специальное разрешение, и данные Правила не применяются для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Заявитель также полагает, что факт строительства объекта до оформления документов не может служить основанием для отказа в признании распоряжения администрации об отмене данного разрешения недействительным, поскольку на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов все допущенные нарушения действующего законодательства были устранены.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить решение и постановление суда без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судами, постановлением главы администрации от 08.10.2007 N 614 общество "ЕС Телеком" в аренду сроком на 2 месяца предоставлены земельные участки, находящиеся в административных границах муниципального района "Аургазинский район", относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для строительства волоконно-оптической линии связи "Уфа-Стерлитамак", общей площадью 10,4 га, из них: участок площадью 1,25 га, находящийся на территории СП Новокальчировский сельсовет, участок площадью 2,29 га из земель СПК им. Кирова, участок площадью 0,76 га, находящийся на территории СП Кебячевский сельсовет, участок площадью 0,52 га, находящийся на территории СП Меселинский сельсовет, участок площадью 2,2 га из земель СПК "Аургазы", участок площадью 3,38 га, находящийся на территории СП Толбазинский сельсовет.
На основании указанного постановления между администрацией и обществом "ЕС Телеком" заключен договор аренды земельного участка от 19.10.2007 N 140/0523-07 на срок с 08.10.2007 по 08.12.2007.
Постановлениями главы администрации от 08.10.2007 N 615 и от 08.10.2007 N 618 сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Правда" и обществу с ограниченной ответственностью "СХП "Агрогалс" разрешено предоставить обществу "ЕС Телеком" в субаренду сроком на 2 месяца с разрешенным использованием для строительства волоконно-оптической линии связи "Уфа-Стерлитамак" земельные участки площадью 1,4 га и 3 га соответственно.
Постановлением главы администрации 12.08.2008 N 615 вышеперечисленные постановления отменены со ссылкой на допущенные при их вынесении нарушения ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления земельных участков на стадии предварительного согласования места размещения объекта до утверждения акта выбора земельного участка и проектов границ земельных участков.
Обществу "ЕС Телеком" выданы разрешение от 09.10.2007 N RU 03505000-96 на строительство волоконно-оптической линии связи вдоль автодороги "Уфа - Стерлитамак" в границах Аургазинского района и разрешение от 19.05.2008 на ввод в эксплуатацию объекта - волоконно-оптической линии связи вдоль автодороги "Уфа - Стерлитамак" в границах Аургазинского района.
Распоряжением администрации от 13.08.2008 N 242р разрешение на строительство от 09.10.2007 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.05.2008 отменены в соответствии с п. 3.1, 3.5, 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи и на основании постановления администрации от 12.08.2008 N 615.
Общество "ЕС Телеком", полагая, что постановление администрации от 12.08.2008 N 615 и распоряжение администрации от 13.08.2008 N 242р не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного акта, решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, отказывая в удовлетворении требований общества "ЕС Телеком", исходили из того, что обжалуемые ненормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, земельные участки для строительства линии связи предоставлены обществу "ЕС Телеком" с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 названного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 того же Кодекса.
В силу п. 1, 2, 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Указанное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 6, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, согласование акта выбора земельного участка для строительства волоконно-оптической линии связи на территории Аургазинского района, послужившего, по утверждению заявителя, основанием для принятия администрацией постановлений от 08.10.2007 N 614, 615, 618 о предоставлении земельных участков в аренду, завершено обществом "ЕС Телеком" только в 2008 году, о чем свидетельствуют отметки о дате его подписания председателем комиссии - заместителем главы администрации и начальником Территориального отдела N 24 Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан. Доказательства постановки земельных участков на кадастровый учет к моменту вынесения названных постановлений и на момент заключения договора аренды земельного участка в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что в нарушение ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации на момент вынесения администрацией постановлений от 08.10.2007 N 614, 615, 618 о предоставлении земельных участков для строительства линии связи акт выбора земельного участка окончательно не согласован и не утвержден в порядке, установленном земельном законодательством, и земельные участки предоставлены обществу "ЕС Телеком" под строительство в отсутствие решения администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Таким образом, суды, руководствуясь ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", признали, что постановление администрации от 12.08.2008 N 615 об отмене постановлений администрации от 08.10.2007 N 614, 615, 618 о предоставлении земельных участков для строительства линии связи не противоречит действующему законодательству.
Делая вывод о том, что оснований для признания распоряжения администрации от 13.08.2008 N 242р об отмене разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеется, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Согласно п. 3 названной статьи к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.
Как установлено судом, строительство линии связи закончено 26.03.2007, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 26.03.2007, актом приемки законченного строительством объекта от 20.05.2007 N 022.
Поскольку разрешение на строительство выдано 09.10.2007, т.е. после окончания строительства, суды пришли к выводу о том, что при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в нарушение п. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не была проведена проверка наличия и правильности оформления документов, указанных в п. 3 данной статьи.
Кроме того, суды указали на то, что в соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи ввод в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для предоставления услуг связи, осуществляется приемочной комиссией, в состав которой, кроме лиц, включенных заказчиком, входят представители оператора, который будет эксплуатировать (эксплуатирует) сооружение связи, и органа госсвязьнадзора.
Согласно п. 3.5, 3.7 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Как следует из материалов дела, заявитель обращался в Управление Россвязьнадзора по Республики Башкортостан письмом от 11.12.2007 N 610 о выдаче разрешения на эксплуатацию реконструированного объекта. В письме от 25.12.2007 N 2695-05-09 Управлением Россвязьохранкультуры по Республике Башкортостан обществу "ЕС Телеком" указано, что в соответствии с абз. 3 п. 3.1 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи при вводе в эксплуатацию сооружений связи должно соблюдаться обязательное условие - сооружением связи в целом или его частью возможно оказание услуг связи. Представленные же документы на пусковой комплекс N 1 г. Уфа муфта N 10 - г. Стерлитамак муфта N 27 свидетельствуют о невозможности оказания услуг связи объектом, и выдача разрешения на эксплуатацию данного сооружения связи не предусмотрена. Указанная волоконно-оптическая линия связи является технологически незавершенным сооружением связи и согласно представленным документам оказание услуг связи по данной линии невозможно.
С учетом изложенного суды отказали в удовлетворении требований общества "ЕС Телеком" о признании недействительными постановления и распоряжения администрации от 12.08.2008 N 615 и от 13.08.2008 N 242р.
Ссылка заявителя на то, что в силу ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение акта выбора земельного участка не требуется при наличии предварительного согласования единственного варианта выбора земельного участка, основана на неверном толковании закона.
Обстоятельства дела исследованы судами, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2009 по делу N А07-14733/2008-А-СРН и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Единые Системы Телекоммуникаций" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, заявитель обращался в Управление Россвязьнадзора по Республики Башкортостан письмом от 11.12.2007 N 610 о выдаче разрешения на эксплуатацию реконструированного объекта. В письме от 25.12.2007 N 2695-05-09 Управлением Россвязьохранкультуры по Республике Башкортостан обществу "ЕС Телеком" указано, что в соответствии с абз. 3 п. 3.1 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи при вводе в эксплуатацию сооружений связи должно соблюдаться обязательное условие - сооружением связи в целом или его частью возможно оказание услуг связи. Представленные же документы на пусковой комплекс N 1 г. Уфа муфта N 10 - г. Стерлитамак муфта N 27 свидетельствуют о невозможности оказания услуг связи объектом, и выдача разрешения на эксплуатацию данного сооружения связи не предусмотрена. Указанная волоконно-оптическая линия связи является технологически незавершенным сооружением связи и согласно представленным документам оказание услуг связи по данной линии невозможно.
...
Ссылка заявителя на то, что в силу ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение акта выбора земельного участка не требуется при наличии предварительного согласования единственного варианта выбора земельного участка, основана на неверном толковании закона.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2009 по делу N А07-14733/2008-А-СРН и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Единые Системы Телекоммуникаций" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2009 г. N Ф09-4299/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника