Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 июля 2009 г. N Ф09-4667/09-С6
Дело N А07-12575/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. N 12572/09 возвращено заявление о пересмотре настоящего постановления в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Купреенкова В.А., Маликова Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее -Министерство земельных и имущественных отношений) и открытого акционерного общества "Башинформсвязь" (далее - общество "Башинформсвязь") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2009 по делу N А07-12575/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации и времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Башинформсвязь" - Цепляева И.В. (доверенность от 10.04.2009 N 70); Муллагалеева P.P. (доверенность от 10.04.2009 N 67);
Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие "РТРС") - Якупов Т.М. (доверенность от 05.11.2008 N ДТ-08/262), Красильников Б.В. (от 01.11.2008 N ДТ-08/297).
Предприятие "РТРС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство земельных и имущественных отношений) от 20.06.2008 N 992 по утверждению изменений и дополнений в план приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ", утвержденный решением Госкомимущества Республики Башкортостан от 28.12.1992 N 59 (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений от 24.09.2003 N 1028) в части включения в изменения и дополнения в план приватизации телевизионной башни, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, д. 9 (с учетом уточнения заявленных требований, сделанных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее территориальное управление) и общество "Башинформсвязь".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2009 (резолютивная часть от 17.02.2009; судья Хайдаров И.М.) с учетом определения суда от 19.03.2009 об исправлении опечатки заявленные требования удовлетворены, приказ Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 признан недействительным в части включения в изменения и дополнения в план приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Башкортостан телевизионной башни, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, д. 9.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство имущественных отношений и общество "Башинформсвязь" просят решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 4, 11, 49, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявители кассационных жалоб считают, что суды вышли за пределы заявленных требований и в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрели спор о праве, который подлежал рассмотрению в порядке искового производства. Кроме того, заявители полагают, что оспариваемый приказ не затрагивает прав и законных интересов предприятия "РТРС", поскольку носит учетный характер и не является ненормативным актом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Как установлено судами, в результате приватизации имущества государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" (далее -предприятие "Россвязьинформ") Республики Башкортостан образовано общество "Башинформсвязь". План приватизации утвержден решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом от 28.12.1992 N 59 (т. 1,л.д. 119-133).
Приложение N 1 к Плану приватизации содержит перечень предприятий (дочерних, малых) и структурных единиц, утвержденных приватизируемым предприятием, включая радиотелевизионный передающий центр в г. Уфе и Уфимский радиоцентр. При этом План приватизации не содержит перечня приватизируемого имущества указанных предприятий и структурных единиц предприятия "Россвязьинформ".
Общество "Башинформсвязь" 19.02.2008 обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о внесении изменений в план приватизации. Указанное заявление мотивировано необходимостью государственной регистрации сделок с объектами недвижимости, которые в результате приватизации предприятия "Россвязьинформ" являются собственностью общества "Башинформсвязь", а также отсутствием соответствующих прямых указаний об этом в Плане приватизации. К заявлению общества "Башинформсвязь" приложен Акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992.
Письмом от 25.03.2008 общество "Башинформсвязь" дополнительно представило в Министерство земельных и имущественных отношений уточненный акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992.
По итогам рассмотрения заявления общества "Башинформсвязь" постоянно действующей комиссией Министерства земельных и имущественных отношений по внесению изменений в планы приватизации или условия приватизации государственных унитарных предприятий принято решение внести изменения в приложение N 1 к Плану приватизации предприятия "Россвязьинформ", дополнив его расшифровкой перечня сооружений (телевизионные башни, мачты, опоры и антенны в количестве 39 объектов, включая телевизионную башню, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. М. Гафури, 9 (т. 1, л.д. 12-16).
Названные изменения и дополнения в план приватизации предприятия "Россвязьинформ" утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 (т. 1, л.д. 11).
Предприятие "РТРС", полагая, что названный приказ Министерства земельных и имущественных отношений в части включения в него телевизионной башни высотой 180 м, расположенной в г. Уфе по ул. Гафури, 9, является незаконным и нарушает его права как владельца указанного имущества, на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением. В обоснование своих требований предприятие "РТРС" указало на то, что объекты телевизионного и радиовещательного назначения, к которым относится спорный объект, в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности. Кроме того, заявитель ссылался на то, что телевизионная башня, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, 9, внесена в реестр федерального имущества и на основании распоряжения территориального управления от 22.11.2005 N 405 закреплена за ним на праве хозяйственного ведения, которое зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 6 раздела VI приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекта государственной собственности" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) телевизионные и радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.
Согласно п. 2.1.13 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, приватизация телевизионных и радиопередающих центров запрещена.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что обжалуемый приказ Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992 содержит перечень сооружений радиотелевизионного передающего центра г. Уфы и Уфимского радиоцентра, которые включены в уставный капитал общества "Башинформсвязь" на основании Плана приватизации предприятия "Россвязинформ", утвержденного 28.12.1992.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-16114/2002, в рамках которого рассматривался иск предприятия "РТРС" к обществу "Башинформсвязь" о применении последствий недействительной сделки приватизации, при участии в качестве третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений и Министерства имущественных отношений Российской Федерации (т. 1, л.д. 121-124), сделка приватизации в части включения в уставный капитал общества "Башинформсвязь" имущества радиотелевизионного передающего центра является недействительной, поскольку совершена с нарушением постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора по данному делу обоснованно исходили из незаконности сделки приватизации в части спорного имущества, указанного в обжалуемом приказе Министерства земельных и имущественных отношений.
Учитывая то обстоятельство, что изменения в план приватизации, утвержденные оспариваемым приказом Министерства земельных и имущественных отношений от 20.06.2008 N 992, являются неотъемлемой частью плана приватизации, суды пришли к правильному выводу о том, что указанный приказ в части включения в него телевизионной башни по ул. Гафури, 9, противоречит закону.
Судами также обоснованно принято во внимание, что телевизионная башня, расположенная в г. Уфе по ул. Гафури, 9, которая также указана в обжалуемом приказе, включена в реестр федерального имущества. Материалами дела также подтверждается, что указанный объект распоряжением территориального управления от 22.11.2005 N 405 передан предприятию "РТРС" на праве хозяйственного ведения, которое 09.06.2006 зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации серии 04АА N 486734).
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемый приказ Министерства земельных и имущественных отношений в части включения в него телевизионной башни по ул. Гафури, 9, противоречит закону и нарушает права и законные интересы предприятия "РТРС".
Довод Министерства земельных и имущественных отношений и общества "Башинформсвязь" о выходе судов за пределы заявленных требований был предметом рассмотрения и получил надлежащую правовую оценку. Судом апелляционной инстанции правильно указано на то, что оценка правового характера сделки приватизации в части рассматриваемых объектов недвижимости является необходимым условием надлежащего рассмотрения спора о признании оспоренного ненормативного правового акта недействительным, поскольку направлена на установление обязательного для рассмотрения настоящего спора обстоятельства - наличие нарушенных оспоренным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2009 по делу N А07-12575/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-16114/2002, в рамках которого рассматривался иск предприятия "РТРС" к обществу "Башинформсвязь" о применении последствий недействительной сделки приватизации, при участии в качестве третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений и Министерства имущественных отношений Российской Федерации (т. 1, л.д. 121-124), сделка приватизации в части включения в уставный капитал общества "Башинформсвязь" имущества радиотелевизионного передающего центра является недействительной, поскольку совершена с нарушением постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2009 по делу N А07-12575/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2009 г. N Ф09-4667/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника