Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 июля 2009 г. N Ф09-4798/09-С1
Дело N А47-70/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Поротниковой Е.А., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2009 по делу N А47-70/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Управлением и обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость" (далее - общество) заявлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Заявленные ходатайства подлежат удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 25.12.2008 N 04-08/414 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.02.2009 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 15.12.2008 по 17.12.2008 межрегиональным управлением была проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В ходе проверки управлением выявлено, что общество, осуществляющее деятельность по оказанию посреднических услуг в области недвижимости (риэлтерская деятельность), в нарушение требований п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ не назначило специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в период с 31.08.2004 по 11.05.2008, то есть допустило нарушение порядка организации внутреннего контроля.
По результатам проверки управлением составлены акт от 17.12.2008 N 209, протокол об административном правонарушении от 17.12.2008, на основании которого вынесено постановление от 25.12.2008 N 04-08/414 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 50000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако пришли к выводу об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Статьей 15.27 Кодекса установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ст. 5 Закона N 115-ФЗ дополнена абзацем, согласно которому к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Свидетельством о государственной регистрации серии А N 278101 подтверждается, что общество зарегистрировано 10.01.2002, следовательно на момент вступления Закона N 115-ФЗ в силу осуществляло свою уставную деятельность.
Из Устава общества следует, что оно осуществляет посредническую деятельность, оказывает физическим и юридическим лицам услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом.
Следовательно, обоснованным является вывод судов о том, что общество обязано было назначить ответственное за соблюдением данных правил должностное лицо не позднее 08.10.2004 года.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию соответствующих программ в обществе не назначено.
Правила внутреннего контроля в обществе разработаны и утверждены руководителем общества 12.05.2008 и в тот же день назначено соответствующее специальное должностное лицо.
Таким образом, нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения являются правильными.
Вместе с тем, правильно применив положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса, а также с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу об истечении на момент вынесения управлением постановления от 25.12.2008 N 04-08/414 срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для изменения или отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2009, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу N А47-70/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила внутреннего контроля в обществе разработаны и утверждены руководителем общества 12.05.2008 и в тот же день назначено соответствующее специальное должностное лицо.
Таким образом, нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения являются правильными.
Вместе с тем, правильно применив положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса, а также с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу об истечении на момент вынесения управлением постановления от 25.12.2008 N 04-08/414 срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2009 г. N Ф09-4798/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника