Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июля 2009 г. N Ф09-5058/09-С6
Дело N А71-10713/2008-Г11
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Мындря Д.И., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пуск" (далее - общество "Пуск") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2009 по делу N А71-10713/2008-Г11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Пуск" - Варанкин Н.П., директор (решение учредителя от 05.01.2007 N 1).
От муниципального унитарного предприятия "Город" (далее - предприятие "Город") в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Пуск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к предприятию "Город", Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике (далее - Управление) о признании недействительными результатов межевания земельного участка индивидуального предпринимателя Фефилова Владимира Савватеевича и самого межевания, изложенных в акте выноса в натуру и передачи границ земельного участка, регистрационный номер 10986, от 02.03.2004 и плана земельного участка, утвержденного 03.02.2004 с координатами поворотных точек, и отраженных в описании от 08.12.2003, в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Глазова, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Глазова, предприниматель Фефилов B.C.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2009 (судья Волкова О.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 (судьи Глотова Г.И., Карпова Т.Е., Скромова Ю.В.) решение суда отменено. Производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Пуск" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение положений п. 2 ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает, что в нарушение указанных норм права общество "Пуск" не было извещено о проведении межевания, в связи с чем утверждение его результатов привело к нарушению его прав и законных интересов. По мнению заявителя, действия Управления по утверждению плана границ земельного участка, регистрационный номер 10986, с координатами поворотных точек, утвержденных 03.02.2004, при наличии противоречий в размере и форме участка являются незаконными.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением главы администрации г. Глазова от 28.12.1998 N 336/49 обществу "Пуск" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Кирова, д. 72, с кадастровым номером 7782.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра кадастровый номер указанного земельного участка 18:28:000028:0002.
Постановлением главы администрации г. Глазова от 18.03.2004 N 74/7 предпринимателю Фефилову B.C. предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,0272 га с кадастровым номером 18:28:000028:0008, который в дальнейшем на основании договора купли-продажи от 04.02.2008 N 13 был приобретен им в собственность, переход права собственности зарегистрирован, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.04.2008.
Земельный участок с кадастровым номером 18:28:000028:0008 является смежным с земельным участком с кадастровым номером 18:28:000028:0002, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу "Пуск".
Общество "Пуск", полагая, что при проведении землеустроительных работ земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008 были нарушены его права и законные интересы как смежного землепользователя, в результате чего произошло наложение части земельного участка предпринимателя Фефилова B.C. на часть земельного участка истца, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления, и отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя результатами межевания земельного участка предпринимателя Фефилова B.C.
Отменяя решение суда и прекращая производство по настоящему делу, суд апелляционной инстанции указал на неправильное применение судом норм процессуального права и наличие оснований для прекращения производства по делу согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу указанной нормы права необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, межевание объектов землеустройства проводится:
1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства;
2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности;
3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства.
На основании п. 3, 4 приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", действовавшего на момент составления оспариваемых актов, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков, оформляются в виде описаний земельных участков. Описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, пришел к выводу о том, что межевание является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности. Апелляционный суд также сделал правильный вывод о том, что акт выноса в натуру и передачи границ земельного участка от 02.03.2004, план земельного участка от 03.02.2004, а также описание земельного участка от 02.03.2004, выполненные муниципальным унитарным предприятием "Город" в результате проведенного межевания, не обладают признаками ненормативного правового акта, не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы истца.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период проведения работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008, государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
В соответствии с п. 3 ст. 20 названного Закона в проведении государственного учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившим в действие с 01.03.2008, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, юридически значимыми являются действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, поскольку в их результате земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
В рамках дела N А71-3120/2008-Г10 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению общества "Пуск" к администрации г. Глазова, предприятию "Город", Глазовскому филиалу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата"), предпринимателю Фефилову B.C. осуществлена проверка законности внесения в государственный земельный кадастр изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008. Решением по данному делу, оставленным без изменения Семнадцатым арбитражным апелляционным судом и Федеральным арбитражным судом Уральского округа, действия учреждения "Земельная кадастровая палата" по внесению изменений в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:28:000028:0008 признаны незаконными. При этом судами было установлено, что в результате внесения в октябре 2007 года изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008 произошло наложение этого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 18:28:000028:0002. Межевание земельного участка, с кадастровым номером 18:28:000028:0008 осуществлено с нарушением действующего законодательства.
Таким образом, нарушенные при межевании земельного участка с кадастровым номером 18:28:000028:0008 права общества "Пуск" восстановлены в рамках ранее рассмотренного дела N А71-3120/2008-Г10 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Довод заявителя о том, что им оспариваются действия Управления по утверждению плана границ земельного участка, регистрационный номер 10986, отклоняется, поскольку данное требование не заявлено. Кроме того, в рамках дела N А71-3120/2008-Г10 Арбитражного суда Удмуртской Республики установлено, что межевое дело Управлением не утверждалось.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А71-10713/2008-Г11 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пуск" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 20 названного Закона в проведении государственного учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившим в действие с 01.03.2008, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А71-10713/2008-Г11 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пуск" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2009 г. N Ф09-5058/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника