Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министра здравоохранения
Свердловской области
от 16 июня 2009 г. N 608-п
Порядок
проведения мониторинга беременных женщин групп риска в Свердловской области
Целью мониторинга беременных женщин групп риска в Свердловской области является повышение качества диспансерного наблюдения беременных женщин, предупреждение материнских и перинатальных потерь, осуществления контроля своевременности оказания медицинской помощи.
Задачи внедрения мониторинга беременных женщин групп риска в Свердловской области
1. Сбор и оперативный анализ информации о состоянии здоровья беременных женщин, исходах беременности и родов, течении послеродового периода, состоянии новорожденных детей.
2. Раннее выявление беременных женщин групп риска и определение тактики их диспансерного наблюдения в скрининговые сроки.
3. Консультирование врача женской консультации по принятию решения об оказании консультативной и/или стационарной помощи беременным групп риска, выбору медицинского учреждения для направления пациенток.
4. Текущий контроль качества диспансерного наблюдения и обеспечение этапности оказания помощи беременным женщинам групп риска.
Порядок работы
Мониторинг беременных женщин на территории Свердловской области осуществляется посредством Интернет-системы. Медицинскими учреждениями, участвующими в мониторинге беременных женщин, являются женские консультации (приемы), межрайонные перинатальные центры: МУЗ "Центральная городская больница N 1" города Первоуральск, МУЗ "Городская больница N 7" города Каменск-Уральский, ММУ "Демидовская центральная городская больница N 2" города Нижний Тагил, учреждения здравоохранения: МУЗ "Краснотурьинский родильный дом", МУЗ "Ирбитская городская больница им. Шестовских Л.Г.", МУЗ "Городская больница г. Асбеста", ГОУ "Свердловский областной центр планирования семьи и репродукции" и ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий".
Мониторинг осуществляется по трехуровневому принципу:
1-й уровень: женские консультации (амбулаторно-поликлинические приемы);
2-й уровень: межрайонные перинатальные центры, женские консультации и родильные дома учреждений здравоохранения: МУЗ "Краснотурьинский родильный дом", МУЗ "Ирбитская городская больница им. Шестовских Л.Г.", МУЗ "Городская больница г. Асбеста";
3-й уровень: ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий", Министерство здравоохранения Свердловской области.
Порядок сбора данных для работы в Интернет-системе
Женские консультации
Задачей врача женской консультации (приема) является предоставление информации для ввода в Интернет-систему, анализ своевременности и качества оказания медицинской помощи беременным женщинам. Сбор данных о беременной женщине осуществляется посредством заполнения бумажной формы (приложение N 3) и переноса полученной информации в электронную форму. Срок заполнения и введения данных в систему составляет не более трех дней со дня постановки на диспансерный учет или явки в скрининговые сроки. Ответственным за внедрение и работу Интернет-системы является заведующая женской консультации согласно приказу руководителя медицинского учреждения.
Контроль внедрения и работы Интернет-системы осуществляет главный врач медицинского учреждения.
Бумажная форма заполняется врачом женской консультации, в которой беременная состоит на диспансерном учете, в одном экземпляре в установленные мониторингом скрининговые сроки:
- при постановке на диспансерный учет;
- в срок 20-24 недель;
- в срок 30-34 недель;
- по законченному случаю плановой или экстренной госпитализации в медицинские учреждения;
- при свершившемся исходе беременности;
- в случае материнской смерти (в течение 42 суток после завершения беременности).
При заполнении бумажной формы в строку "номер обменной карты" вносится номер индивидуальной (обменной) карты беременной и родильницы (учетная форма 111/у). Бумажная форма после заполнения врачом акушером-гинекологом передается оператору для заполнения электронной формы. Врач акушер-гинеколог, наблюдающий беременную женщину, отвечает за заполнение бумажной формы, ее передачу оператору и хранение в индивидуальной карте беременной и родильницы (учетная форма 111/у) после возвращения ее от оператора.
Электронная форма заполняется оператором на основании бумажной формы с помощью компьютера непосредственно в Интернет-системе в течение трех дней после посещения беременной женщиной женской консультации в установленные мониторингом скрининговые сроки. Вход в Интернет-систему осуществляется только по логину и паролю, которые присваивает медицинскому учреждению ОГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" по приказу министра здравоохранения Свердловской области. После заполнения электронной формы оператор возвращает бумажную форму врачу женской консультации для хранения в индивидуальной карте беременной и родильницы (учетная форма 111/у).
Правила заполнения бумажной формы
Полнота и разборчивость заполнения бумажной формы является главным требованием для правильной и своевременной отправки ее в Интернет. Бумажная форма имеет четыре раздела:
1. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
2. АНКЕТА
3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАПРАВЛЕНИЙ
4. ИСХОД
Все разделы содержат пункты следующих типов:
- дата (при этом необходимо указать дату);
- число (при этом необходимо указать число);
- выбор нескольких из многих, состоящих из логических полей: Да/Нет в виде прямоугольника. Наличие признака отмечается галочкой. При этом можно отметить галочкой одновременно несколько предложенных вариантов;
- выбор одного из многих, состоящих из столбика вариантов. При этом необходимо подчеркнуть только один из предложенных вариантов;
- произвольный текст.
Все пункты бумажной формы, кроме диагнозов, являются обязательными для заполнения.
Раздел "ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ"
Этот раздел в обязательном порядке заполняется однократно, только при постановке беременной женщины на диспансерный учет, так как содержит практически неизменяющуюся в течение беременности информацию. Все пункты этого раздела являются обязательными для заполнения, кроме пункта "Место работы". Пункт "Место работы" не заполняется. При необходимости некоторые пункты этого раздела можно изменять и при последующих посещениях беременной женщины. В случае отсутствия данных по последней менструации вносится дата, наиболее близкая к сроку беременности, определенная по результатам клинико-инструментального обследования.
Раздел "АНКЕТА"
Раздел содержит наиболее важную информацию о динамике беременности и заполняется в обязательном порядке только при посещении беременной женской консультации в определенные мониторингом скрининговые сроки:
- при постановке на диспансерный учет;
- в срок 20-24 недель;
- в срок 30-34 недель;
- по законченному случаю плановой и экстренной госпитализации в любые
медицинские учреждения;
- при свершившемся исходе беременности.
Первый экземпляр "АНКЕТЫ" заполняется одновременно с экземпляром раздела "ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ".
Раздел "РЕЗУЛЬТАТЫ НАПРАВЛЕНИЙ"
Раздел заполняется в обязательном порядке одновременно с разделом "АНКЕТА" по результату направления беременной в другие медицинские учреждения с целью консультации, обследования или госпитализации. Результат каждого направления оформляется отдельной формой.
Раздел "ИСХОД"
Раздел заполняется в обязательном порядке в случаях:
- при свершившемся исходе беременности. В случае многоплодной беременности некоторые пункты раздела "ИСХОД" заполняются отдельно на каждого новорожденного;
- при материнской смерти, произошедшей в течение 42 суток после завершения беременности, указывается только факт материнской смерти и ее дата;
- в случае смерти новорожденного ребенка, произошедшей в течение 42 суток после исхода, необходимо указать только период, в течение которого произошла смерть новорожденного: раннем неонатальном, неонатальном, младенческом.
Таким образом, по завершении всего периода беременности, отслеживаемого Интернет-системой, т.е. с момента взятия на учет и до 42 суток после исхода беременности, на каждую беременную заполняется комплект бумажных форм, состоящий из одного экземпляра по разделам "ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ" и "ИСХОД" и нескольких экземпляров по разделам "АНКЕТА" и "РЕЗУЛЬТАТЫ НАПРАВЛЕНИИ". Этот комплект хранится в индивидуальной карте беременной и родильницы (форма 111/у).
Правила заполнения электронной формы
Электронная форма заполняется оператором на основании бумажной формы на сервере Интернет-системы. ОГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" выдает представителю медицинского учреждения адрес сервера, логин и пароль для входа на сервер. В случае потери пароля или утрате доверия к его закрытости, оператору следует обратиться в ОГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" с соответствующим запросом на его получение или изменение. Логин и пароль являются уникальными для каждой женской консультации. Если оператором выступает учреждение родовспоможения (межрайонный перинатальный центр, родильный дом), то оператору необходимо входить на сервер под паролем той консультации, чьи формы он заполняет.
После входа на сервер выдается запрос на поиск беременной женщины в базе данных по номеру обменной (индивидуальной) карты, году ее открытия, наименованию женской консультации, заполнившей ее предыдущую анкету. В случае, если в базе отсутствуют данные о беременной, т.е. она обратилась впервые в женскую консультацию по поводу данной беременности, то предлагается оформить ее как новую беременную. Если есть основания считать, что беременная уже существует в базе данных, то можно выполнить расширенный поиск по дополнительным условиям отбора и выбрать беременную из списка при положительном результате такого поиска. Для оценки правильности выбора беременной открываются "СВОДНЫЕ ДАННЫЕ", описывающие наиболее важные данные о течении беременности и позволяющие наиболее точно идентифицировать беременную в базе данных в случае добавления новых или изменения существующих форм. Все пункты раздела "АНКЕТА" могут редактироваться в течение 7 дней после их внесения. По истечении 45 суток от даты исхода беременности доступ к редактированнию всех разделов закрывается. В исключительных случаях для внесения изменений после указанных сроков необходимо обратиться с соответствующим запросом в ОГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр".
Электронная форма представляет обычную интернет-страницу со ссылками на соответствующую бумажную форму. После заполнения всех полей каждого из разделов, необходимо нажать кнопку "ОТПРАВИТЬ", расположенную в конце каждого раздела. Форма будет считаться отправленной, если в результате этого появится сообщение о сохранении изменений.
Кроме того, электронная форма, содержит ссылки на журналы каждого из разделов, представляющие собой перечни уже внесенных форм по разделам "АНКЕТА" и "РЕЗУЛЬТАТЫ НАПРАВЛЕНИЙ".
Важным разделом электронной формы является смена женской консультации, позволяющим передать права на заполнение и редактирование электронной формы другой женской консультации для сохранения преемственности. Этот раздел заполняется оператором женской консультации, наблюдавшей до этого беременную, с указанием наименования новой женской консультации. После этого оператор новой женской консультации получит право на продолжение заполнения всех разделов электронной формы по данной беременной.
Раздел "ОТЧЕТЫ"
Раздел позволяет сформировать запросы к базе данных и получить отчетные формы с последующим их сохранением в электронном или печатном виде штатными средствами используемого оператором Интернет-браузера. Процедура формирования отчетов осуществляется вычислительными средствами Интернет-сервера. Каждый оператор может получить отчеты только по подведомственным учреждениям.
Для решения возникающих вопросов по работе с Интернет-системой имеется раздел "СПРАВКА". Постоянная техническая поддержка оказывается по электронной почте из ОГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр", за новостями можно следить на его сайте http://www.miacso.ru.
При пользовании Интернет-системой необходимо пользоваться только кнопками управления и ссылками, расположенными только на самих страницах, а не встроенными в Internet-браузер кнопками навигации, иначе Вам придется повторно заполнять текущую форму. Также в связи с этим для перехода по полям необходимо использовать клавишу TAB или мышь, а не клавишу ENTER.
После заполнения электронной формы Интернет-система относит беременную к группе риска и передает рекомендации для врача женской консультации в зависимости от принадлежности к группе риска: низкой, умеренной, высокой.
Межрайонные перинатальные центры,
ГОУ "Свердловский областной центр планирования семьи и репродукции",
ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий"
Для работы в Интернет-системе руководитель межрайонного перинатального центра (родильного дома, выполняющего функции перинатального центра), ГОУ "Свердловский областной центр планирования семьи и репродукции", ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий" назначает приказом по учреждению врача акушера-гинеколога для проведения анализа, экспертной работы и оперативной связи в рамках Интернет-системы с прикрепленными женскими консультациями, осуществления контроля своевременности направления беременных женщин групп риска в перинатальный центр и другие профильные медицинские учреждения.
Для обеспечения обратной связи между межрайонными перинатальными центрами (родильными домами, выполняющими функции перинатального центра) и прикрепленными женскими консультациями служит раздел "РЕКОМЕНДАЦИИ", существующий только в электронной форме, и соответствующий ему "ЖУРНАЛ РЕКОМЕНДАЦИЙ". Заполнение формы по разделу "РЕКОМЕНДАЦИИ" осуществляют межрайонные перинатальные центры: МУЗ "Центральная городская больница N 1" города Первоуральск, МУЗ "Городская больница N 7" города Каменск-Уральский, ММУ "Демидовская центральная городская больница" города Нижний Тагил, а также женские консультации МУЗ "Краснотурьинский родильный дом", МУЗ "Ирбитская ЦГБ им. Шестовских Л.Г.", МУЗ "Городская больница N 1 г. Асбеста", Муниципальная городская больница N 1 Серовского городского округа, ГОУ "Свердловский областной центр планирования семьи и репродукции", ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий", что позволяет оказывать консультативную помощь врачам женских консультаций при наблюдении за беременной. Периодичность заполнения и наблюдения за разделом "РЕКОМЕНДАЦИИ" для каждой беременной определяется самими участниками мониторинга на основании технических возможностей и степени риска текущей беременности. Оператор перинатального центра, ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий" заполняет также раздел "ИСХОДЫ" в случае родоразрешения беременной в перинатальном центре на основе бумажной формы. Бумажную форму заполняет врач послеродового отделения. Ввод информации в Интернет-систему проводится в течение трех дней от даты родов или завершения беременности.
ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий"
ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий" выполняет функции областного перинатального центра и в ежедневном режиме
1) осуществляет контроль:
- количественных показателей Интернет-системы по области в целом, по каждому округу согласно графику на основе анализа раздела "ОТЧЕТЫ", обращая особое внимание на женщин групп риска;
- рекомендаций межрайонного перинатального центра по тактике диспансерного наблюдения беременных групп, используя электронную форму "РЕКОМЕНДАЦИИ" и "ЖУРНАЛ РЕКОМЕНДАЦИЙ";
- своевременности и качества оказания медицинской помощи беременным женщинам групп риска, выполнения рекомендаций врачами женских консультаций;
2) при необходимости дополняет и/или корректирует рекомендации учреждений здравоохранения 2-го уровня, осуществляет оперативную связь;
3) обеспечивает взаимосвязь с главным акушером-гинекологом Министерства здравоохранения Свердловской области по анализу своевременности и качества диспансерного наблюдения беременных женщин в Свердловской области;
4) в оперативном режиме по факсу или электронной почте (еженедельно) предоставляет главному акушеру-гинекологу Министерства здравоохранения Свердловской области аналитическую справку о результатах мониторинга в целом по области и в разрезе округов, по дефектам диспансерного наблюдения беременных женщин, готовит предложения для управленческих решений.
Министерство здравоохранения Свердловской области
Главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения:
осуществляет методическое руководство и контроль за организацией и внедрением мониторинга беременных женщин в рамках Интернет-системы в медицинских учреждениях муниципальных образований, а также контроль основных показателей работы учреждений родовспоможения: число женщин групп риска, материнская, перинатальная смертность (мертворождаемость, ранняя неонатальная смертность), частоту рождения детей с врожденными пороками развития по округам, в целом по области;
проводит анализ информации, подготовленной ФГУ "НИИ ОММ Росмедтехнологий, в ежемесячном режиме;
готовит управленческие решения.
Технические требования для внедрения Интернет-системы
Эксплуатация Интернет-системы начинается в медицинских учреждениях одновременно после предварительного обучения специалистов и подготовки учреждений к работе. Рабочее место оператора для работы в Интернет-системе должно соответствовать следующим техническим требованиям:
Минимальные системные требования:
1. Компьютер класса Pentium-1 166 МГЦ с 32 МБ оперативной памяти и модемом.
2. Операционная система семейства Windows с установленным Интернет-браузером.
3. Модемный доступ в Интернет.
4. Мышь
Рекомендумые системные требования:
1. Компьютер класса Pentium-3 1 ГГЦ с 128 МБ оперативной памяти и сетевой картой (или ADSL-модемом).
2. Операционная система Windows XP с установленным Internet Explorer (или Opera).
3. Высокоскоростной доступ в Интернет по кабельной линии (или через ADSL-модем).
4. Мышь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.