В целях достижения основных параметров показателей Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года в машиностроительном комплексе, одобренных постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274), в соответствии с поручением Губернатора Свердловской области, данным на совещании 16 апреля 2009 года по вопросу "О развитии станкостроения на предприятиях, расположенных на территории Свердловской области", и распоряжением Правительства Свердловской области от 20.05.2009 г. N 464-РП "Об утверждении состава рабочей группы по вопросам модернизации, техническому перевооружению производств предприятий машиностроения и развитию станкостроения на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Программу технического перевооружения, модернизации машиностроительного комплекса и развития станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству промышленности и науки Свердловской области (Гредин А.Л.), Министерству экономики и труда Свердловской области (Максимов М.И.), Министерству международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (Харлов А.В.) совместно с другими исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными ответственными исполнителями Программы, обеспечить ее выполнение в установленные сроки.
3. Министерству промышленности и науки Свердловской области (Гредин А.Л.) совместно с рабочей группой по вопросам модернизации, техническому перевооружению производств предприятий машиностроения и развитию станкостроения на территории Свердловской области осуществлять:
1) методическое обеспечение реализации Программы;
2) мониторинг хода реализации Программы.
4. Рекомендовать Союзу машиностроительных предприятий Свердловской области (Молотков A.M.), Союзу предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области (Малых Н.А.) принять участие в реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства, министра промышленности и науки Свердловской области Гредина А.Л.
Председатель Правительства |
В.А. Кокшаров |
г. Екатеринбург
31 июля 2009 года
N 882-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 31 июля 2009 г. N 882-ПП
Программа
технического перевооружения, модернизации машиностроительного комплекса и развития станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года
Раздел 1. Паспорт Программы технического перевооружения, модернизации машиностроительного комплекса и развития станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года
Наименование Программы |
Программа технического перевооружения, модернизации машиностроительного комплекса и развития станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
поручение Губернатора Свердловской области, данное на совещании 16 апреля 2009 года по вопросу "О развитии станкостроения на предприятиях Свердловской области"; распоряжение Правительства Свердловской области от 20.05.2009 г. N 464-РП "Об утверждении состава рабочей группы по вопросам модернизации, техническому перевооружению производств предприятий машиностроения и развитию станкостроения на территории Свердловской области"; распоряжение Правительства Свердловской области от 08.06.2009 г. N 553-РП "О Плане мероприятий по содействию развитию кооперации на территории Свердловской области на 2009-2011 годы" |
Разработчики Программы |
Министерство промышленности и науки Свердловской области, Союз машиностроительных предприятий Свердловской области, Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, предприятия машиностроительного комплекса |
Срок реализации Программы |
2009-2015 годы |
Цель Программы |
ускорение процессов модернизации и технического перевооружения в машиностроительном комплексе Свердловской области в целях его устойчивого развития, повышения эффективности производства и увеличения объема выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции |
Основные задачи Программы |
1) техническое и технологическое перевооружение организаций машиностроительного комплекса Свердловской области; 2) формирование условий для создания современных станкостроительных производств на территории Свердловской области; 3) привлечение инвестиций в сферу промышленного производства; 4) повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) обновление производственной базы машиностроительного комплекса Свердловской области; 2) формирование условий для освоения производства современного станочного оборудования организациями, расположенными на территории Свердловской области; 3) снижение технологической зависимости предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области от поставок станкостроительной продукции зарубежного производства; 4) освоение производства не менее 110 видов новых изделий, увеличение объема выпуска новой продукции на предприятиях на 1,5-2 млрд. рублей в год; 5) развитие региональных кооперационных связей через создание 2 специализированных технологических центров по ремонту и модернизации металлообрабатывающего оборудования |
Объем и источники финансирования Программы |
затраты на реализацию Программы организаций, расположенных на территории Свердловской области, за счет собственных и привлеченных средств в 2009-2015 годах составят 57823 млн. рублей |
Исполнители Программы |
предприятия машиностроительного комплекса Свердловской области, научные и учебные заведения, исполнительные органы государственной власти Свердловской области. В реализации Программы участвуют 94 организации машиностроительного комплекса и 2 научных заведения |
Раздел 2. Обеспечение технического и технологического перевооружения машиностроительного комплекса
Глава 1. Введение
Конкурентное и динамичное развитие экономики Свердловской области в значительной степени определяется уровнем научно-технического и производственного потенциала регионального машиностроительного комплекса. Машиностроение оказывает значительное влияние на развитие других отраслей промышленности области, являясь крупнейшим потребителем металла, энергетических ресурсов, услуг транспорта и связи.
Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года машиностроительный комплекс отнесен к высокотехнологичному сектору экономики, темпы роста производства которого по инновационному сценарию развития должны увеличиться не менее чем в 6 раз.
Значительное увеличение объемов производства возможно только на основе проведения коренного технологического перевооружения отрасли, формирования в машиностроении секторов "новой экономики", развития станкостроительной промышленности.
Глава 2. Состояние основных фондов машиностроительного комплекса Свердловской области
Среднегодовая стоимость основных фондов предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области в 2007 году составила более 37 млрд. рублей, что составляет 12 процентов от стоимости фондов в промышленном комплексе (таблица 1).
Таблица 1
Среднегодовая стоимость основных фондов в машиностроительном комплексе Свердловской области в 2006-2007 годах, млн. рублей
Вид экономической деятельности |
2006 год |
2007 год |
Темп роста 2007 год/2006 год (процентов) |
Производство машин и оборудования |
17870 |
19023 |
106,5 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
5306 |
11207 |
рост в 2 раза |
Производство транспортных средств и оборудования |
4699 |
7043 |
149,9 |
В целом по промышленности |
251708 |
291744 |
115,9 |
Темп роста основных фондов в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования и производстве транспортных средств и оборудования в 2007 году по отношению к 2006 году превысил уровень роста, чем в целом по промышленности, и составил 200 и 149,9 процента соответственно.
Вместе с тем активное комплексное техническое перевооружение осуществляется на отдельных предприятиях:
в производстве машин и оборудования объем инвестиций увеличили только 42 процента организаций;
в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования 88 процентов инвестиций приходится на долю открытого акционерного общества "Свердловский завод трансформаторов тока" и филиала компании Энергомаш (ЮК) в городе Екатеринбурге;
в производстве транспортных средств и оборудования 55 процентов общей суммы инвестиций приходится на долю 2 организаций;
в оборонно-промышленном комплексе 80 процентов всех инвестиций осуществили открытое акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат" и открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского".
Недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли и ограниченность собственных финансовых ресурсов не дают возможности для проведения на предприятиях машиностроения системной, комплексной модернизации производства, что подтверждается сравнением объемов прибыли, получаемой в машиностроительном и металлургическом комплексе Свердловской области (рисунок 1).
Обновление основных фондов в 2000-2007 годах в машиностроительном комплексе несколько улучшилось (коэффициент обновления в среднем составил около 7 процентов), вместе с тем не превысил уровня в целом по обрабатывающим производствам (таблица 2).
Низкие темпы обновления оборудования обуславливают износ производственной базы машиностроительных организаций.
Таблица 2
Коэффициент обновления основных фондов в видах экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности |
2006 год |
2007 год |
Производство машин и оборудования |
5,4 |
9,5 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
8,8 |
6,6 |
Производство транспортных средств и оборудования |
2,7 |
3,7 |
В целом по обрабатывающим производствам |
12,9 |
9,9 |
В результате средний возраст основных фондов на начало 2008 года в машиностроительном комплексе Свердловской области составил от 11,1 до 15,7 года (таблица 3).
Таблица 3
Средний возраст основных фондов на начало 2008 года
Вид экономической деятельности |
Средний возраст, лет |
Производство машин и оборудования |
14,4 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
15,7 |
Производство транспортных средств и оборудования |
11,1 |
В целом по обрабатывающим производствам |
13,1 |
В производстве машин и оборудования и производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования средний возраст оборудования превышает возраст оборудования в целом по обрабатывающим производствам Свердловской области.
Данные об износе имеющихся производственных мощностей предприятий машиностроительного комплекса (рисунок 2) свидетельствуют о необходимости системного технологического перевооружения основных фондов.
Глава 3. Потребность машиностроительного комплекса России и Свердловской области в проведении коренной модернизации, техническом перевооружении производства
По оценкам экспертов, для качественного обновления станочной базы предприятий машиностроения России требуется 14 млрд. долларов ежегодных вложений в течение 10 лет.
Для обеспечения устойчивого роста машиностроения до 2015 года на предприятия необходимо поставить до 200 тыс. единиц нового механообрабатывающего оборудования. В 2008 году минимальная потребность промышленности была покрыта только на 30 процентов.
На сегодня спрос на металлообрабатывающее оборудование удовлетворяется, как правило, за счет импортных поставок, в том числе зарубежного оборудования, бывшего в эксплуатации.
За период с 2006 года импорт металлообрабатывающего оборудования в Свердловской области увеличился более чем в 6 раз. В 2008 году в Свердловскую область импортировано около 1200 единиц металлообрабатывающего оборудования на сумму, превышающую 170 млн. долларов США, в том числе:
1) станков обдирочно-шлифовальных - 672 единицы, из них 425 станков (63 процента) китайского производства;
2) станков металлорежущих для растачивания и фрезерования - 277 единиц, из них 227 станков (82 процента) китайского производства;
3) станков продольно и поперечно-строгальных и долбежных - 95 единиц, из них около 30 процентов оборудования итальянского производства;
4) центров обрабатывающих и станков для обработки металла - 76 единиц, из них около 27 процентов оборудования японского производства;
5) станков токарных металлорежущих - 69 единиц, из них около 26 процентов оборудования японского производства.
Сильные позиции иностранных фирм на российском рынке металлообрабатывающего оборудования обеспечены не только высоким качеством и техническим уровнем их продукции, но и налаженной системой сбыта, сервисного и технического обслуживания, а также удобными финансовыми схемами.
Глава 4. Реализация предприятиями машиностроительного комплекса Свердловской области инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению производства
Затраты на реализацию проектов по модернизации и техническому перевооружению производства предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области за счет собственных и привлеченных средств в 2009-2015 годах составят более 57823 млн. рублей (таблица 4). Предполагается реализация 172 инвестиционных проектов на 94 предприятиях.
Таблица 4
Инвестиции предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Свердловской области в реализацию проектов по техническому перевооружению и модернизации производства до 2015 года
Вид деятельности |
Предполагаемый объем инвестиций, млн. рублей |
|||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2009-2015 годы |
|
Производство машин и оборудования (34 организации) |
1 967 |
2 462 |
1 815 |
1 728 |
1 780 |
1 864 |
1 907 |
13 523 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (21 организация) |
2 271 |
2 549 |
2 862 |
3 161 |
3 484 |
3 862 |
4 264 |
22 453 |
Производство готовых металлических изделий (12 организаций) |
355 |
317 |
406 |
417 |
478 |
490 |
552 |
3 015 |
Производство транспортных средств и оборудования (8 организаций) |
284 |
184 |
171 |
136 |
138 |
140 |
142 |
1 195 |
Предприятия оборонно-промышленного комплекса (19 организаций) |
1 957 |
2410 |
2 447 |
3 535 |
2 480 |
2 348 |
2 460 |
17 637 |
Всего |
6 834 |
7 922 |
7 701 |
8 977 |
8 360 |
8 704 |
9 325 |
57 823 |
Объемы финансирования проектов по техническому перевооружению и модернизации производства ежегодно уточняются с учетом возможностей организаций, инвесторов, ситуации на финансовом рынке.
Раздел 3. Развитие станкостроения в организациях, расположенных на территории Свердловской области
Глава 1. Станкостроение в России и Свердловской области
Станкостроение - локомотив развития машиностроения и его технологическая составляющая.
Отрасль станкостроения в СССР изначально специализировалась на производстве универсального оборудования с невысокими точностными характеристиками, которое в свое время полностью обеспечивало соответствующие потребности машиностроительного комплекса.
В 90-е годы XX века отставание станкостроения России усугубилось отсутствием у предприятий финансовых возможностей для проведения комплексного технического и технологического перевооружения производства.
На сегодня технологическое отставание станкостроительной отрасли оценивается в 30 лет.
Доля станкоинструментальной промышленности в валовом внутреннем продукте по России в целом в 2008 году составила менее 0,05 процента, в технологически развитых странах этот показатель превышает 3 процента.
Крайне низкими в России остаются объемы производства станочного оборудования. Если производство металлообрабатывающего оборудования в мире по результатам 2008 года составило более 51 млрд. евро, то в России произведено станков и оборудования на сумму около 160 млн. евро, а в Свердловской области - менее 4 млн. евро. В натуральном выражении в России в 2008 году выпущено 7,6 тыс. единиц металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, в Свердловской области - 260 единиц (таблица 5).
Таблица 5
Выпуск металлообрабатывающего оборудования в странах мира, млрд. евро
Страна |
2008 год |
2003 год |
Япония |
9821 |
5362 |
Германия |
8653 |
5261 |
Китай |
6861 |
2026 |
Италия |
4945 |
2824 |
Корея |
3094 |
1419 |
Тайвань |
2977 |
1435 |
США |
2433 |
1546 |
Швейцария |
2260 |
1277 |
Великобритания |
464 |
451 |
Индия |
328 |
99 |
Россия |
160 |
106 |
Аргентина |
26 |
10 |
Итого |
51734 |
25012 |
Мировыми лидерами по производству станочного оборудования остаются Япония, Германия, Италия. В последние годы значительно усилились в станкостроении позиции Китая. В период с 2003 по 2008 год рост выпуска станков в данной стране составил 238 процентов.
Исторически сложилось, что Свердловская область никогда не являлась регионом, специализирующимся на станкостроении. В Свердловской области производство станков и оборудования ведется на четырех предприятиях.
Общество с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод" специализируется на производстве токарно-револьверных, токарно-винторезных станков, станков общего и специального назначения, станков для производства железнодорожных вагонов.
За период с 1990 года годовой объем производства металлорежущих станков на предприятии уменьшился более чем в 12 раз - с 1422 единиц в 1990 году до 115 станков в 2008 году (рисунок 3). В настоящее время предприятие специализируется на производстве нестандартного оборудования.
В обществе с ограниченной ответственностью "НПО экспериментальный завод" ведется производство станков для добычи и обработки природного камня.
Общество с ограниченной ответственностью "Саранинский завод кузнечно-прессового оборудования" с 1965 года специализируется на производстве прессов усилием от 10 до 100 тонно-сил, в том числе для военной промышленности, станков для резки металла, трубогибов.
За период с 1990 года годовой объем производства кузнечно-прессового оборудования на предприятии уменьшился более чем в 4 раза - с 608 единиц в 1990 году до 145 машин в 2008 году (рисунок 4).
Общество с ограниченной ответственностью "Промлогика" в 2008 году освоило производство станков лазерной резки листовых материалов "Вега" с мощностью лазера до 6000 Вт.
Инженерно-конструкторским подразделением общества с ограниченной ответственностью "Промлогика" была разработана конструкция станка, деталей и узлов механической части, механизма смены рабочих столов и устройств безопасности, проведено проектирование схем электрооборудования и электроавтоматики станка, вентиляционного оборудования и схемы пылеудаления из зоны резки, пневматических и гидравлических схем, схем газоснабжения, реализованы работы по проектированию оптического тракта, разработаны алгоритмы работы лазерного станка, осуществлено программирование логической части числового программного управления, подготовлены сервисные программы для быстрой настройки оборудования, модуль подготовки управляющих программ для инженерно-технических работников.
Станок лазерной резки, производимый обществом с ограниченной ответственностью "Промлогика", обладает высокими техническими характеристиками, соответствует потребностям современного машиностроительного производства и не уступает лучшим зарубежным аналогам.
Глава 2. Образование региональных специализированных технологических центров
На первом этапе реализации Программы (2009-2010 годы) предполагается оказание содействия действующим специализированным центрам - поставщикам станочного оборудования ведущих мировых производителей.
Данные центры обеспечивают не только сервисное обслуживание поставляемого оборудования, но и осуществляют подготовку операторов, наладчиков, программистов для работы на станках.
На втором этапе реализации Программы (2010-2013 годы) предполагается оказание содействия в создании новых региональных специализированных центров по организации ремонта и модернизации станочного парка:
1) по ремонту и модернизации крупного металлорежущего оборудования;
2) оказанию сервисного обслуживания приводной техники промышленного оборудования и модернизации универсального металлорежущего оборудования.
Глава 3. Создание станкостроительных производств
В Свердловской области имеется потенциал в сфере станкостроения:
1) производство лазерного, кузнечно-прессового, токарного, камнерезного оборудования ведут 4 специализированных предприятия (общество с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод", общество с ограниченной ответственностью "НПО экспериментальный завод", общество с ограниченной ответственностью "Саранинский завод кузнечно-прессового оборудования", общество с ограниченной ответственностью "Промлогика");
2) осуществляется реализация проектов по организации ремонта и модернизации станочного парка машиностроительных предприятий;
3) в Свердловской области расположены специализированные технологические институты и научные учреждения, занимающиеся разработкой комплексных подходов технического перевооружения производства машиностроительных предприятий;
4) накоплен большой опыт работы специализированных центров по комплексному обеспечению технического перевооружения предприятий машиностроения на основе поставок станочного оборудования ведущих мировых производителей;
5) действуют специализированные организации по подготовке и сопровождению программного обеспечения для станков;
6) имеется развитый приборостроительный комплекс, способный обеспечить производство систем управления для станочного оборудования;
7) накоплен конструкторский потенциал в малом и среднем бизнесе. Имеющийся потенциал может быть использован при организации на территории Свердловской области совместных специализированных станкостроительных производств с иностранными инвесторами.
Создание совместного станкостроительного производства возможно через:
1) вклад в создаваемое предприятие технологий иностранной компании. Преимуществом данной схемы является возможность в кратчайшие сроки ликвидировать технологическое отставание отрасли, сократив его на 10-15 лет;
2) организацию "отверточной", модульной или узловой сборки станочного оборудования. На первом этапе допустимо, что станки будут собираться полностью из поставляемых из-за рубежа машинокомплектов, но через 3-5 лет уровень локализации комплектующих может быть доведен до 60-75 процентов.
Раздел 4. Меры государственной поддержки реализации Программы
Меры государственной поддержки предоставляются предприятиям по результатам отбора на конкурсной основе.
Планируемые объемы финансирования и государственной поддержки устанавливаются в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, постановлении Правительства Свердловской области от 29.06.2007 г. N 620-ПП "О государственной поддержке технического перевооружения и модернизации машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Свердловской области в 2007-2011 годах" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, N 6-4, ст. 837) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 17.12.2008 г. N 1325-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-3, ст. 2124).
Раздел 5. Итоговые показатели реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать решению комплекса актуальных задач и формированию активной государственной промышленной политики по ускорению развития областного машиностроительного комплекса, в том числе:
1) увеличению объема отгруженной продукции к 2015 году до 260 млрд. рублей;
2) освоению производства более 110 видов новых изделий, увеличению выпуска новой продукции на предприятиях на 1,5-2 млрд. рублей в год;
3) модернизации производственных мощностей и технологий организаций машиностроительного комплекса Свердловской области, введению в эксплуатацию 33 новых комплексов оборудования и технологий;
4) обеспечению реализации крупных инвестиционных проектов, таких как:
освоение производства современного станочного оборудования;
развитие производства грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС6;
5) сохранению суммарной численности занятых на уровне 170 тыс. человек;
6) повышению инвестиционной привлекательности отрасли на основе эффективного рыночного позиционирования и развитию интеграционных процессов в машиностроительном комплексе Свердловской области;
7) развитию региональных кооперационных связей через создание новых специализированных технологических центров, в том числе по ремонту и модернизации металлообрабатывающего оборудования;
8) развитию системы непрерывной, профессиональной подготовки кадров для машиностроения и профессиональной ориентации молодежи.
План мероприятий по техническому перевооружению, модернизации машиностроительного комплекса и развитию станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года приведен в приложении к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях ускорения процессов модернизации и технического перевооружения в машиностроительном комплексе Свердловской области в целях его устойчивого развития, повышения эффективности производства и увеличения объема выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции разработана соответствующая программа на период до 2015 года.
Затраты на реализацию программы как за счет собственных средств организаций, так и за счет привлеченных в 2009-2015 годах составят 57823 млн. рублей.
Постановление Правительства Свердловской области от 31 июля 2009 г. N 882-ПП "О Программе технического перевооружения, модернизации машиностроительного комплекса и развития станкостроения на территории Свердловской области на период до 2015 года"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 18 августа 2009 г., N 7-1 (2009), ст. 974