Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 19 декабря 2007 года с целью определения путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.
Учитывая необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию региона, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить:
1) Стратегию социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (основные положения) (далее - Стратегия);
2) основные цели, задачи и приоритетные направления социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (прилагаются);
3) динамику основных параметров макроэкономических показателей Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (прилагается);
4) прогнозную структуру экономики Свердловской области (прилагается).
2. Утвердить план по разработке новых и изменению действующих стратегических документов Свердловской области (далее - План) (прилагается).
3. Министерству экономики и труда Свердловской области (Максимов М.И.) совместно с исполнительными органами государственной власти Свердловской области в срок до 1 декабря 2008 года подготовить предложения по механизмам реализации Стратегии:
1) разработке предложений по принятию новых и внесению изменений в действующие нормативные правовые акты Свердловской области, включая формирование системы государственной поддержки для инвесторов, деятельность которых направлена на реализацию Стратегии;
2) выработке инвестиционной стратегии Свердловской области, содержащей меры, обеспечивающие достижение целевых параметров Стратегии;
3) формированию на территории Свердловской области:
особых экономических зон регионального уровня;
территориально-производственных кластеров;
технопарков;
территорий инновационного развития;
зон опережающего развития;
открытого акционерного общества "Корпорация развития Среднего Урала";
Инвестиционного фонда Свердловской области.
4. Министерству экономики и труда Свердловской области (Максимов М.И.):
1) подготовить предложения по формированию Совета по реализации Стратегии в срок до 1 октября 2008 года;
2) обеспечить методическое руководство разработкой стратегических документов в Свердловской области;
3) в течение 2009 года разработать перспективный баланс трудовых ресурсов Свердловской области;
4) обеспечить мониторинг реализации Стратегии и представление его результатов на заседаниях президиума Правительства Свердловской области.
5. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области:
1) руководствоваться Стратегией при разработке:
отраслевых стратегических документов;
проектов среднесрочных программ социально-экономического развития Свердловской области;
проектов областных государственных целевых программ;
прогнозов социально-экономического развития области;
ведомственных целевых программ;
прогнозов развития соответствующих отраслей экономики в Свердловской области;
контрольных параметров экономических и социальных показателей развития в Свердловской области;
2) организовать приведение отраслевых стратегических документов в соответствие со Стратегией по Плану, утвержденному настоящим постановлением:
обеспечить вовлечение в процесс разработки и реализации стратегий широкого круга политических и общественных организаций, представителей бизнеса и иных структур гражданского общества;
осуществлять разработку предложений по созданию новых видов производств, внедрению перспективных технологий, выбор объектов для их размещения с широким привлечением научно-общественного экспертного сообщества с использованием метода технологического прогнозирования "Форсайт";
3) руководствоваться Стратегией при формировании направлений предоставления мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
4) организовать информационное обеспечение хода реализации Стратегии на выставках, презентациях, представлении Свердловской области на крупных российских и международных форумах, в сети Интернет, средствах массовой информации.
6. Министерству финансов Свердловской области (Серова М.А.) предусмотреть в проекте бюджета Свердловской области на 2009 год и плановый период средства на разработку стратегических документов развития Свердловской области.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Стратегией при разработке основных стратегических показателей развития муниципальных образований.
8. Рекомендовать руководителям организаций всех видов деятельности экономики Свердловской области руководствоваться Стратегией при разработке проектов развития.
9. Предложить Федерации профсоюзов Свердловской области (Ветлужских А.Л.), Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.) при разработке, заключении и выполнении региональных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров руководствоваться заложенными в Стратегии параметрами и индикаторами социально-экономического развития.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Максимова М.И.
Председатель Правительства |
В.А. Кокшаров |
г. Екатеринбург
27 августа 2008 года
N 873-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 27 августа 2008 г. N 873-ПП
Основные цели, задачи и приоритетные направления
социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года
Миссия Свердловской области видится в сохранении роли региона в качестве "локомотива" развития России, преобразовании в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.
Главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
Образ Свердловской области в 2020 году:
регион-"локомотив" развития России;
сформированный устойчивый средний класс;
пространство новой экономики;
один из важнейших инфраструктурных центров Евразии;
эффективное местное самоуправление.
Сценарии долгосрочного социально-экономического развития
Применительно к долгосрочному развитию Свердловской области на период до 2020 года выделены три целевых сценария.
Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития в основном соответствует Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Следуя ему, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран 2007 года.
В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей социально-экономического развития. Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое обновление традиционного сектора экономики. Однако это приведет к консервации структуры экономики и сохранению доли высокотехнологичного сектора на уровне 19 процентов.
Такая экономика, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой политики, не позволит Свердловской области сформировать бюджет, обеспечивающий создание социальной инфраструктуры, соответствующей требованиям завтрашнего дня. Средняя заработная плата к 2020 году не превысит 42,3 тыс. рублей.
При таких условиях доля среднего класса в численности населения области составит не более 50-55 процентов.
Инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран "Большой семерки" уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной способности).
Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40-50 процентов, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25-35 процентов.
Это позволит сформировать бюджет, грамотно используя который могут быть решены следующие задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующей минимальным стандартам:
1) достижение нормативных показателей обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;
2) строительство необходимого количества детских садов для обеспечения местами всех детей дошкольного возраста;
3) обеспечение односменного обучения в пределах транспортной доступности всех детей в общеобразовательных школах, оснащенных современной техникой и учебными пособиями;
4) газификация всех населенных пунктов Свердловской области.
Средняя заработная плата увеличится до 54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное существование работнику и его семье. При этих условиях в 2020 году 65-70 процентов населения Свердловской области можно будет отнести к среднему классу.
Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития региона предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран "Большой семерки" также по минимальному варианту, но по обменному курсу валют. Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 году может составить 24 процента.
Такой вариант развития обеспечит формирование регионального бюджета, позволяющего выйти на мировые показатели обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой.
В результате в регионе сложится новая инновационная экономика, обеспечивающая формирование устойчивого среднего класса на уровне 70 процентов численности населения.
Главной задачей исполнительных органов государственной власти Свердловской области является реализация инновационного сценария развития с достижением основных целевых ориентиров.
Приоритетные направления развития Свердловской области
Развитие человеческого потенциала
Преодоление сложившихся негативных демографических тенденций.
Повышение размера реальной заработной платы во всех видах деятельности экономики, в организациях всех форм собственности, особенно в социальных отраслях, превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье, рост инвестиционного потенциала населения.
Обеспечение доступности жилья для граждан с различными доходами, соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения. Содействие созданию и развитию различных институтов жилищного кредитования населения: системы ипотечного жилищного кредитования граждан коммерческими банками, в том числе кредитования граждан, участвующих в долевом строительстве; жилищно-накопительных кооперативов; корпоративных фондов жилищного строительства, привлекающих средства бюджетов и предприятий на строительство жилья для населения в рассрочку.
Создание комфортной среды проживания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства.
Повышение качества и доступности медицинской помощи на основе глубокой структурной и технологической модернизации, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, рост средней продолжительности жизни населения и снижение смертности. Создание условий для своевременной профилактики заболеваний, возможности и стремления поддержания здоровья людей путем занятия физической культурой и спортом.
Ориентация образования на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, создание условий для самореализации личности.
Создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы услуг.
Создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации всех членов общества, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий.
Обеспечение единого культурного пространства, доступности услуг учреждений культуры для социально уязвимых групп населения, поддержка многообразия культурной жизни и культурных инноваций.
Улучшение качества окружающей среды.
Снижение уровня преступности.
Устойчивое развитие сельских территорий, сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории области с помощью мер социальной и региональной политики.
От старого к новому - сохранение традиционных отраслей
Завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом:
опережающее развитие минерально-сырьевой базы;
в металлургическом производстве - освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;
в лесном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;
в строительной индустрии (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - обеспечение выпуска современных качественных и конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;
в химическом комплексе - ввод в действие современного производства по глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений в переработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа), что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов и обеспечить диверсификацию российского сырьевого экспорта; на базе развития фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию высокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видов лекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.
Развитие потребительского сектора экономики с целью максимально полного удовлетворения растущих потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих мировым стандартам качества:
в сельскохозяйственном производстве - обеспечение выпуска экологически чистой, полезной для здоровья продукции с учетом природно-климатических условий и территориальных особенностей проживания;
в производстве пищевых продуктов - рост объема производства продуктов питания, сбалансированных по составу и содержанию белков, жиров и углеводов, обогащенных витаминами, минеральными веществами, микроэлементами.
Многократный рост производительности труда.
Экологизация промышленного производства, внедрение экологически чистых (безотходных) технологий, применение современных высокоэффективных систем очистки воды и воздуха, утилизации отходов производства.
Реализация эффекта межотраслевого взаимодействия, выстраивание стабильных диверсифицированных связей, обеспечивающих устойчивость региональной экономики.
Новая экономика
Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
Формирование сектора "новой экономики" в машиностроительном комплексе и обеспечение его приоритетного развития.
Создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам.
Выход на среднемировой уровень по производительности труда.
Глубокая переработка ресурсов Свердловской области, энергосберегающие технологии, информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, применение новых материалов и химических технологий.
Рациональное природопользование.
Интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.
Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого и среднего бизнеса, создание комфортных условий для реализации предпринимательских инициатив, участие значительной части населения в предпринимательской деятельности.
Инфраструктурный комплекс
Развитие Свердловской области в качестве транспортно-логистического центра, связывающего и распределяющего грузопассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования, участие в формировании интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития.
Формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала территории области.
Укрепление и дальнейшее развитие устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций (самостоятельные банки области, филиалы и представительства банков других регионов) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах, обеспечивающих развитие инновационной социально-ориентированной региональной экономики.
Достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства, необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха, повышение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям.
Реализация проектов комплексного развития сферы потребительского рынка с ориентацией на общемировые тенденции формирования инфраструктуры торгового обслуживания населения и инновационные технологии.
Опора на традиционные духовные ценности, воспитание патриотического самосознания
Формирование гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности как основы поступательного развития общества.
Консолидация усилий властных и общественных структур в целях повышения эффективности управления социальными процессами.
Развитие потенциала молодых граждан, создание условий для социализации и участия молодежи в социально-экономическом развитии Свердловской области, обеспечение максимального использования потенциала социально активных, талантливых молодых граждан.
Развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 27 августа 2008 г. N 873-ПП
Динамика основных параметров макроэкономических
показателей Стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на период до 2020 года
стоимостные показатели в сопоставимых ценах 2007 года
Наименование показателя |
Сценарии долгосрочного развития |
|||||||
Инерционный |
Инновационный |
|||||||
2008-2010 годы |
2011-2015 годы |
2016-2020 годы |
2008-2020 годы |
2008-2010 годы |
2011-2015 годы |
2016-2020 годы |
2008-2020 годы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец периода, в млрд. рублей |
980,4-1004,4 |
1476,5-1508,6 |
2321,7-2400,1 |
2218,2-2400,1 |
1022,1-1041,3 |
1639,0-1688,3 |
3109,9-3235,5 |
2963,8-3235,5 |
темп роста, в процентах |
122,5-125,5 |
147,0-150,2 |
153,9-159,1 |
277,1-299,8 |
127,7-130,1 |
157,4-162,1 |
184,2-191,6 |
370,2-404,1 |
Валовой региональный продукт на душу населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец периода, в тыс. рублей |
223,8-229,3 |
337,8-345,1 |
531,7-549,6 |
508,0-549,6 |
233,1-237,5 |
372,7-383,9 |
704,3-732,8 |
671,3-732,8 |
Валовой региональный продукт на одного занятого в экономике, на конец периода, в тыс. рублей |
470,9-482,4 |
714,9-730,4 |
1133,4-1171,6 |
1082,8-1171,6 |
485,1-494,2 |
768,7-791,7 |
1447,8-1500,0 |
1374,0-1500,0 |
Индекс промышленного производства, среднегодовой, в процентах |
106,0-106,5 |
107,7-108,3 |
109,0-109,7 |
107,8-108,4 |
106,8-107,3 |
109,4-110,0 |
112,6-113,3 |
110,0-110,6 |
Снижение энергоемкости валового регионального продукта, среднегодовой темп, в процентах |
4,2 |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
4,4 |
3,8 |
3,5 |
3,8 |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции на конец периода, в процентах |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
15,0 |
20,0 |
25,0 |
25,0 |
Инвестиции в основной капитал (накопленные за период) |
|
|
|
|
|
|
|
|
млрд. рублей |
630,5-689,1 |
1764,3-1822,5 |
3075,1-3158,5 |
5479,8-5670,1 |
672,3-724,5 |
2093,1-2177,7 |
4399,5-4464,9 |
7182,0-7367,1 |
темп роста, в процентах |
133,1- 135,3 |
172,4-179,4 |
164,7-170,0 |
377,9-412,7 |
143,9-145,4 |
203,8-210,9 |
195,1-202,0 |
572,2-619,8 |
Внешнеторговый оборот на конец периода, в млрд. долл. США |
13,5-14,1 |
19,0-20,6 |
29,5-31,7 |
29,5-31,7 |
13,9-14,3 |
21,0-22,8 |
36,0-37,5 |
36,0-37,5 |
Оборот розничной торговли, в млрд. рублей |
136,8-139,0 |
152,5-155,3 |
140,9-146,9 |
293,9-317,1 |
138,6-139,0 |
158,9-161,1 |
156,0-158,9 |
343,6-355,8 |
Обеспеченность жильем, на конец периода, в кв.м общей площади на человека |
23,1 |
26,6 |
31,1 |
31,1 |
23,2 |
27,0 |
33,7 |
33,7 |
Численность занятых в экономике на конец периода, в тыс. человек |
2081,9 |
2065,3 |
2048,5 |
2048,5 |
2107,0 |
2132,3 |
2157,0 |
2157,0 |
Численность населения к концу периода, в тыс. человек |
4380,1 |
4371,3 |
4366,9 |
4366,9 |
4384,5 |
4397,7 |
4415,3 |
4415,3 |
Среднемесячная заработная плата одного работника на конец периода, в тыс. рублей |
17,2-17,4 |
25,2-26,4 |
38,8-42,3 |
38,8-42,3 |
17,6-17,9 |
27,1-28,6 |
49,8-54,2 |
49,8-54,2 |
Реальный темп роста заработной платы, в процентах |
122,5-124,5 |
146,9-151,7 |
153,8-160,2 |
290,0-302,3 |
126,0-127,5 |
153,9-159,8 |
183,4-189,5 |
355,7-387,1 |
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 27 августа 2008 г. N 873-ПП
Прогнозная структура экономики Свердловской области
(инновационный вариант)
Наименование сектора |
Доля в добавленной стоимости, в процентах |
|||
2006 год |
2010 год |
2015 год |
2020 год |
|
Потребительский сектор |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
6,0 |
Высокотехнологичный сектор |
17,0 |
18,1 |
19,8 |
22,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
машиностроение |
7,4 |
7,6 |
8,0 |
9,6 |
новые секторы |
0,0 |
0,2 |
1,1 |
3,0 |
Традиционный сектор экономики |
32,8 |
31,1 |
28,2 |
27,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
металлургия |
20,7 |
20,6 |
20,4 |
14,0 |
Инфраструктурный сектор |
42,6 |
43,4 |
44,8 |
45,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
транспорт |
7,5 |
8,7 |
9,0 |
9,7 |
электроэнергетика |
3,8 |
3,6 |
3,5 |
3,2 |
торговля |
23,6 |
24,0 |
24,6 |
24,8 |
Итого валовой региональный продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
План по разработке новых и изменению
действующих стратегических документов Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 27 августа 2008 г. N 873-ПП)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 30 октября 2008 г., N 8-1 (2008), ст. 1274
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 марта 2016 г. N 180-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2010 г. N 1910-ПП
Постановление Правительства Свердловской области от 14 августа 2009 г. N 926-ПП