Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 августа 2009 г. N Ф09-5957/09-С1
Дело N А60-36986/2008-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Финансового управления в муниципальном образовании "Город Алапаевск" (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2009 по делу N А60-36986/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Путилов Е.А. (доверенность от 01.01.2008 б/н);
муниципального образования "Город Алапаевск" (далее - муниципальное образование) -Мурлыкин Д.С. (доверенность от 13.01.2009).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Пионер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными бездействия управления, выразившегося в неисполнении в трехмесячный срок исполнительного листа от 18.12.2006 N 178704, выданного Арбитражным судом Свердловской области, бездействия начальника управления Коноваловой Раисы Васильевны по невключению в бюджет г. Алапаевска на 2009 г. бюджетных ассигнований на исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2008 по делу N А60-29632/2007-С3, обязании начальника управления изменить показатели сводной бюджетной росписи для исполнения вышеуказанного решения суда без внесения изменений в решение представительного органа г. Алапаевска о бюджете г. Алапаевска на 2008 г. в пределах объема бюджетных ассигнований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование, Министерство финансов Свердловской области.
Решением суда от 04.02.2009 (судья Киселев Ю.К.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 (судьи Риб Л.Х., Нилогова Т.С., Мещерякова Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2008 по делу N А60-29632/2007 с муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя Валеева И.Р. за счет средств казны в порядке субсидиарной ответственности взыскан основной долг в сумме 1705107 руб. 74 коп.
На основании указанного решения 12.03.2008 арбитражным судом выдан исполнительный лист N 002253.
Определениями о процессуальном правопреемстве от 06.06.2008 арбитражным судом произведена замена взыскателя на его правопреемника Жулимова И.А., а затем последнего - на общество.
Исполнительный лист и копии вышеназванных судебных актов с заявлением общества от 20.08.2008, в котором указаны необходимые для исполнения банковские реквизиты, направлены в управление и получены последним 27.08.2008.
В связи с неисполнением вышеуказанного исполнительного листа в установленный срок общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности бездействия управления.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов, с указанием сумм, подлежащих взысканию, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
В соответствии с п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В случае взыскания с муниципальных образований денежных сумм в возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, исполнительный документ направляется в финансовый орган муниципального образования.
При этом, согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что исполнительный лист на взыскание за счет казны муниципального образования обоснованно предъявлен в финансовый орган муниципального образования, которым является управление.
В силу п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что исполнительный лист от 12.03.2008 N 002253 получен управлением 27.08.2008.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности бездействия управления, выразившегося в непринятии в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительного документа (27.08.2008) мер по выполнению требований названного исполнительного листа.
Доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного акта, либо наличия уважительных причин невозможности его исполнения в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета муниципального образования является прерогативой исполнительного органа муниципального образования, непосредственное составление проекта бюджета осуществляется финансовым органом муниципального образования.
Из материалов дела видно, что общество, представив исполнительный документ на взыскание денежных средств для исполнения в управление, предложило включить соответствующие ассигнования в проект бюджета муниципального образования на 2009 г., однако каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта в рамках имеющихся полномочий, ответчиками по настоящему делу предпринято не было.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь названными положениями бюджетного законодательства и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, обоснованно признали обжалуемые обществом бездействия управления и его руководителя незаконными, обязав ответчиков совершить действия, направленные на исполнение исполнительного листа общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2009 по делу N А60-36986/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления в муниципальном образовании "Город Алапаевск" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что общество, представив исполнительный документ на взыскание денежных средств для исполнения в управление, предложило включить соответствующие ассигнования в проект бюджета муниципального образования на 2009 г., однако каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта в рамках имеющихся полномочий, ответчиками по настоящему делу предпринято не было.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь названными положениями бюджетного законодательства и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, обоснованно признали обжалуемые обществом бездействия управления и его руководителя незаконными, обязав ответчиков совершить действия, направленные на исполнение исполнительного листа общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2009 по делу N А60-36986/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления в муниципальном образовании "Город Алапаевск" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2009 г. N Ф09-5957/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника