Определение Уставного Суда Свердловской области
от 28 ноября 2006 г.
"По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 и пункта 1 статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года N 1/18"
Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, В.И. Задиоры, Н.Д. Мершиной и Д.Н. Разина, с участием заявителя Качанова Р.Е., представителя Екатеринбургской городской Думы Ситника А.В., представителя Главы города Екатеринбурга Кожевникова О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 и пункта 1 статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года N 1/18.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Задиоры В.И., выступления заявителя, представителей Екатеринбургской городской Думы и Главы города Екатеринбурга, мнение Деменевой А.В. - представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Гражданин Качанов Р.Е. обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 и пункта 1 статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года N 1/18.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения нарушают его конституционное право на обращение в органы местного самоуправления, противоречат общим принципам организации местного самоуправления и не соответствуют Уставу Свердловской области, его статьям 2, 19 (часть 5), 20 (пункт "а" части 1), 89 (часть 2), 90 и 94 (часть 1).
2. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления закреплено статьей 33 Конституции Российской Федерации. Это право, как и все другие конституционные права и свободы человека и гражданина, непосредственно действует, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления (статья 18 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации, статьей 24 (пункт "б" части 1) Устава Свердловской области регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации; защита прав и свобод человека и гражданина отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" был принят 2 мая 2006 года и вступил в силу 2 ноября 2006 года. Согласно статье 3 данного Федерального закона, правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, производится Конституцией Российской Федерации и федеральными законодательными актами; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе дополняющие гарантии, установленные на федеральном уровне. Возможности регулирования правоотношений в этой сфере муниципальными правовыми актами данный Федеральный закон не предусматривает.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит регулирование указанных правоотношений к вопросам местного значения. Вместе с тем согласно его статье 32 (пункт 3), представительные органы муниципальных образований могут принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и сроки обращения граждан в органы местного самоуправления.
Анализ вышеприведенных положений названных федеральных законов в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что в рамках действующего федерального регулирования в системе муниципальных правовых актов могут иметься нормативные правовые акты их представительных органов, касающиеся вопросов порядка и сроков обращения граждан в органы местного самоуправления. При этом такие муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и областному законодательству и могут регулировать, в частности, процедурные вопросы, связанные с организацией приема граждан, принятием обращений, их регистрацией, хранением, учетом, подготовкой и направлением, в установленные законом сроки и порядке, ответов на обращения граждан.
3. В период рассмотрения дела решением Екатеринбургской городской Думы от 14 ноября 2006 года N 79/31 (опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" 22 ноября 2006 года) решение Думы от 24 января 2006 года N 1/18 изменено. В частности, статья 7 изложена в новой редакции, в которой не содержатся оспариваемые заявителем положения о том, что "органы местного самоуправления оставляют без рассмотрения обращения, на которые не распространяется действие Положения, а также обращения с просьбой дать толкование различных правовых актов". В пункте 1 статьи 8 Положения, согласно которому должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений в органы местного самоуправления в течение одного месяца со дня регистрации обращения, слова "один месяц" заменены словами "30 дней". В этой редакции оспариваемое заявителем положение о начале исчисления срока ответа на обращение не со дня поступления обращения в орган местного самоуправления, а с даты его регистрации воспроизводит норму пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По мнению заявителя, данная редакция не вступила в силу в связи с тем, что опубликована не в официальном печатном издании - "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", а публикация в газете "Вечерний Екатеринбург" не может считаться опубликованием в официальном печатном издании.
В силу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьи 47 (пункты 2 и 3) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними всех граждан.
Устав муниципального образования "Город Екатеринбург" (пункт 7 статьи 52) предусматривает возможность опубликования решения городской Думы в ином, кроме "Вестника Екатеринбургской городской Думы", официальном печатном издании, установленном городской Думой. Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 сентября 1998 года N 45/3 "О публикации решений и постановлений Екатеринбургской городской Думы в официальном издании и СМИ города Екатеринбурга" (пункт 3) также предусматривает, что официальным опубликованием решения Екатеринбургской городской Думы считается первая публикация его текста не только в официальном издании "Вестник Екатеринбургской городской Думы", но и в иных средствах массовой информации. В самом решении от 14 ноября 2006 года N 79/31 (пункт 3) предусмотрено, что оно подлежит опубликованию и в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", и в газете "Вечерний Екатеринбург".
В соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области (Постановление от 13 мая 2003 года), официальное опубликование органами местного самоуправления их правовых актов для всеобщего сведения должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить возможность получения каждым без всяких препятствий информации о принятых нормативных актах, а при желании - их полного и точного текста. Опубликование решения Екатеринбургской городской Думы в газете "Вечерний Екатеринбург" отвечает указанным требованиям и не нарушает принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления.
Следовательно, на момент вынесения решения Уставного Суда Положение "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" действует в новой редакции, в соответствии с которой подпункты 2 и 3 статьи 7, легитимность которых оспаривалась заявителем, утратили силу. Производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".
Оспариваемое заявителем положение пункта 1 статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", согласно которому исчисление срока для ответа на обращение начинается со дня его регистрации в органе местного самоуправления, утратило самостоятельное нормативное содержание. Согласно правовой позиции Уставного Суда Свердловской области, выраженной в Постановлении от 23 мая 2000 года, в муниципальных правовых актах могут воспроизводиться нормы федерального законодательства, в том числе касающиеся права граждан на обращение. Такое воспроизведение не является нормативным регулированием, а имеет информационный характер. Следовательно, производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 2), 70, 76, 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производство по делу о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 и пункта 1 статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года N 1/18.
2. Настоящее Определение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и газете "Вечерний Екатеринбург".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 28 ноября 2006 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 и пункта I статьи 8 Положения "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года N 1/18"
Настоящее определение вступает в силу после провозглашения
Текст определения опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 1 февраля 2007 г., N 11-1 (2006), ст. 1382, в "Областной газете" от 1 декабря 2006 г. N 403 стр. 6