Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2009 г. N Ф09-6422/09 по делу N А60-538/2009
Дело N А60-538/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беликова М.Б.,
судей Меньшиковой Н.Л., Юртаевой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Щеголева И.Ф. (доверенность от 25.02.2009 N 6);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество, налогоплательщик) - Корчуганов А.А. (доверенность от 30.12.2008 66Б N 73339).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом частичного отказа от требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) налоговых платежей от 29.09.2008 N 11-13, и возложении на налоговый орган обязанности возвратить из бюджета излишне уплаченные пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) с начисленными на данную сумму процентами по п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в (далее -Кодекс).
Решением суда от 26.03.2009 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд указал на наличие у налогоплательщика переплаты по пеням в соответствующей сумме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 (Сафонова С.Н., Грибиниченко О.Г., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанныехудебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений п. 7 ст. 78 Кодекса и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению налогового органа, с заявлением о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей налогоплательщик обратился за пределами трехлетнего срока, установленного для совершения данной операции.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21, подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Согласно п. 3 ст. 78 Кодекса в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 7 ст. 78 Кодекса предусмотрено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа явились неточности в декларациях по ЕСН, обнаруженные в ходе камеральных проверок, между тем решения по данным проверкам, свидетельствующие о наличии недоимки, препятствующей возврату спорных платежей налоговым органом не приняты. Истечение трехлетнего срока на возврат налоговых платежей в оспариваемом решении инспекции в качестве причины отказа не указывалось. Этот довод приведен налоговым органом лишь при рассмотрении дела судом. Между тем, судами не установлен пропуск налогоплательщиком указанного срока.
При этом суды пришли к выводу о наличии переплаты по пеням по ЕСН в сумме 1585385 руб. 25 коп., что подтверждается балансом расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.05.2008, справкой инспекции от 14.020.2008 N 38712/12593 о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также сверкой расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за периоды с 01.01.2008 по 30.12.2008, с 01.01.2009 по 12.03.2009 (акты совместной сверки от 12.01.09 N 7493, от 16.03.09 N 8681). Документов, свидетельствующих о том, что сведения, содержащиеся в акте совместной сверки расчетов, не соответствуют действительности, налоговым органом не представлено. Расчет процентов соответствует положениям п. 10 ст. 78 Кодекса и п. 3.2.7 Методических рекомендациям по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446. Уважительных причин, объективно препятствующих осуществлению возврата переплаты суммы пени по ЕСН, налоговым органом не приведено.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286 , ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Б. Беликов |
Судьи |
Н.Л. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа явились неточности в декларациях по ЕСН, обнаруженные в ходе камеральных проверок, между тем решения по данным проверкам, свидетельствующие о наличии недоимки, препятствующей возврату спорных платежей налоговым органом не приняты. Истечение трехлетнего срока на возврат налоговых платежей в оспариваемом решении инспекции в качестве причины отказа не указывалось. Этот довод приведен налоговым органом лишь при рассмотрении дела судом. Между тем, судами не установлен пропуск налогоплательщиком указанного срока.
При этом суды пришли к выводу о наличии переплаты по пеням по ЕСН в сумме 1585385 руб. 25 коп., что подтверждается балансом расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.05.2008, справкой инспекции от 14.020.2008 N 38712/12593 о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также сверкой расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за периоды с 01.01.2008 по 30.12.2008, с 01.01.2009 по 12.03.2009 (акты совместной сверки от 12.01.09 N 7493, от 16.03.09 N 8681). Документов, свидетельствующих о том, что сведения, содержащиеся в акте совместной сверки расчетов, не соответствуют действительности, налоговым органом не представлено. Расчет процентов соответствует положениям п. 10 ст. 78 Кодекса и п. 3.2.7 Методических рекомендациям по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы России от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446. Уважительных причин, объективно препятствующих осуществлению возврата переплаты суммы пени по ЕСН, налоговым органом не приведено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2009 г. N Ф09-6422/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6422/09