Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 сентября 2009 г. N Ф09-7278/09-С3
Дело N А76-10337/2009-35-122
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гавриленко О.Л., судей Жаворонкова Д.В., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2009 по делу N А76-10337/2009-35-122.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Челябинская областная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение, налогоплательщик) недоимки по транспортному налогу в сумме 3332 руб. и пеней в сумме 201 руб. 37 коп.
Решением суда от 10.07.2009 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены частично, с учреждения в доход бюджета взыскана недоимка по транспортному налогу за 6 месяцев 2008 года в сумме 556 руб. и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 6 месяцев 2008 года, а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 50 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению, а именно: ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 09.07.1999 N 154-ФЗ (далее - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ), недействующей на момент выставления требования об уплате налога, пени и штрафов от 29.10.2008 N 36745. В этот период с 01.01.2007 действовала редакция Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ), согласно которой требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Налоговый орган считает, что поскольку недоимка выявлена 29.10.2008 и в этот же день выставлено требование об уплате налога, то положения ст. 46, 70 Кодекса им не нарушены.
Отзыв на кассационную жалобу налогоплательщиком не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждением представлены в инспекцию налоговые декларации по транспортному налогу за 2007 год, I квартал 2008 года, 6 месяцев 2008 года. Согласно данным декларациям налог к уплате исчислен в сумме 3332 руб.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога, отраженного в указанных декларациях, в установленный законодательством о налогах и сборах срок налогоплательщиком не исполнена, инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.10.2008 N 36745 с предложением уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 3332 руб. и пени в сумме 201 руб. 37 коп. в срок до 21.11.2008, неисполнение которого в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2007 год и 1 полугодие 2008 года, суд пришел к выводу о нарушении инспекцией срока направления требования и пропуске шестимесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса, для обращения в суд с заявлением о взыскании указанных недоимок.
При этом суд руководствовался положениями ст. 70 Кодекса в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, согласно которым требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, однако к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения ст. 70 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Вместе с тем указанное нарушение не привело к принятию неправильного решения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Кодекса.
На основании п. 3 ст. 46 Кодекса заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2007 год с установленным сроком уплаты 03.03.2008, расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу за 1 квартал 2008 года со сроком уплаты 30.04.2008, за 6 месяцев 2008 года со сроком уплаты 31.07.2008.
Между тем сумма налога и авансовых платежей, продекларированных налогоплательщиком, в установленный законодателем срок уплачена не была, что явилось основанием для направления в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пени.
Согласно п. 1 ст. 70 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 названной статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговым кодексом не установлен срок выявления недоимки. При этом законодатель установил различные сроки направления требования применительно к выявлению недоимки в ходе мероприятий налогового контроля, по результатам которых составление акта не предусмотрено и результатам проверки с принятием соответствующего решения.
Требование об уплате налога, пени выставлено налоговым органом 29.10.2008 за N 36745, в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки, пени инспекция обратилась 19.05.2009.
В данном случае на основании имеющихся в материалах дела документов, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, момент выявления недоимки следует соотносить со сроком уплаты спорных сумм налога и авансовых платежей, учитывая при этом, что формальное толкование понятия "выявление недоимки" не должно искусственно увеличивать срок для направления требования. При этом, как и прежде, нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание налога и пеней (см. п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71). То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя. В данном случае срок для выставления требования об уплате транспортного налога за 2007 год, авансовых платежей за 1 квартал 2008 года, 6 месяцев 2008 года, и как следствие для обращения в суд, следует исчислять с 03.03.2008, 30.04.2008, 31.07.2008 соответственно.
Представленный налоговым органом в суд кассационной инстанции в подтверждение факта выявления недоимки акт о выявлении недоимки от 29.10.2008 N 136042, не может быть принят судом кассационной инстанции с учетом вышеизложенного, а также в связи с тем, что указанный документ не был представлен в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе оценивать и исследовать доказательства, не представленные стороной по делу в суд первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2009 по делу N А76-10337/2009-35-122 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование об уплате налога, пени выставлено налоговым органом 29.10.2008 за N 36745, в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки, пени инспекция обратилась 19.05.2009.
В данном случае на основании имеющихся в материалах дела документов, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, момент выявления недоимки следует соотносить со сроком уплаты спорных сумм налога и авансовых платежей, учитывая при этом, что формальное толкование понятия "выявление недоимки" не должно искусственно увеличивать срок для направления требования. При этом, как и прежде, нарушение срока выставления требования на уплату налога не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание налога и пеней (см. п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71). То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя. В данном случае срок для выставления требования об уплате транспортного налога за 2007 год, авансовых платежей за 1 квартал 2008 года, 6 месяцев 2008 года, и как следствие для обращения в суд, следует исчислять с 03.03.2008, 30.04.2008, 31.07.2008 соответственно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2009 г. N Ф09-7278/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника