Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 октября 2009 г. N Ф09-7704/09-С1
Дело N А76-6818/2009-50-126
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Потребительского гаражно-строительного кооператива N 121, Потребительского гаражного кооператива N 143, Потребительского гаражного кооператива N 96, Потребительского гаражного кооператива N 95, Потребительского гаражного кооператива N 92 (далее - ПГСК N 121, ПГК N 143, 96, 95, 92, кооперативы, заявители) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 по делу N А76-6818/2009-50-126.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ПГСК N 121 - Изотова Л.Г. (доверенность от 30.03.2009 N 1);
ПГК N 143, 96, 95, 92 - Изотова Л.Г. (4 доверенности от 30.03.2009 б/н);
Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган) - Перевышко П.И. (доверенность от 22.06.2009 N 05/1572).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кооперативы обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующими п. 1.2 и 1.3 приложения N 1 к постановлению комитета от 25.12.2008 N 43/65 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Уральская теплосетевая компания" потребителям Озерского городского округа" (далее - постановление N 43/65).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" в лице филиала Челябинский сбыт тепловой энергии - служба сбыта г. Озерска и Федеральная служба по тарифам России.
Решением суда от 28.07.2009 (судьи Ваганова В.В., Забутырина Л.В., Тиунова Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействующим п. 1.2 приложения N 1 к постановлению N 43/65 как не соответствующий ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе кооперативы просят решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявители указывают на то, что судом не указано, какой именно части ст. 2 Закона N 41-ФЗ противоречит п. 1.2 приложения N 1 к постановлению N 43/65 и почему п. 1.3 приложения N 1 к постановлению N 43/65 соответствует данному пункту Закона N 41-ФЗ.
В судебном заседании комитетом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с тем, что имеется решение Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, которое может повлиять на законность судебного акта, а также в связи с подачей комитетом кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 по делу N А76-6818/2009-50-126. Указанное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено на основании ст. 65, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия указанного решения Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, а также зарегистрированной в Федеральном арбитражном суде Уральского округа кассационной жалобы.
Кроме того, представителем кооперативов - Изотовой Л.Г. заявлено письменное ходатайство об отказе заявителей от кассационной жалобы, которое было рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено в связи с тем, что представленное заявление об отказе от кассационной жалобы лишь подписано председателями кооперативов, их подписи не заверены надлежащим образом, а сам представитель кооперативов не наделен правом заявлять отказ от кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что комитетом было вынесено постановление N 43/65, которым утверждены и введены в действие с 01.01.2009 по 31.12.2009 тарифы на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Уральская теплосетевая компания" потребителям Озерского городского округа. Согласно приложению N 1 к постановлению N 43/65 тарифным органом выделены три группы потребителей, для которых установлены различные одноставочные тарифы на тепловую энергию: "бюджетные" - 588,00 руб./Гкал (п. 1.1 приложения N 1), "иные потребители" - 894,19 руб./Гкал (п. 1.2 приложения N 1), "исполнители коммунальных услуг - для последующей передачи населению" - 424,30 руб./Гкал. (п. 1.3 приложения N 1).
Считая, что п. 1.2 и 1.3 приложения N 1 к постановлению N 43/65 нарушают права и интересы заявителей, кооперативы обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части суд исходил из того, что п. 1.3 приложения N 1 к постановлению N 43/65 соответствует положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, так как не устанавливает пониженный тариф для организаций -исполнителей коммунальных услуг, а определен для расчетов указанными организациями за тепловую энергию, приобретаемую для передачи населению.
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 7.1 Закона N 41-ФЗ требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (абз. 1). Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном названным Законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (абз. 3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (абз. 4).
В соответствии со ст. 5 Закона N 41-ФЗ в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов: устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке; утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию; устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам; устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти, в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальны и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В силу п. 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), указанные в подп. 1-3 п. 54 Основ ценообразования.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.08.2008 N 136-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (в том числе предельные уровни тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2009 г. в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для организаций по состоянию на 31.12.2008.
В силу п. 59 приложения к указанному Приказу по Челябинской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию установлена в размере 118,5%.
Согласно п. 7 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477, в функции данного органа входит, в том числе, установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с п. 15 названного Положения постановления комитета публикуются в информационном бюллетене ЕТО или (и) в официальных средствах массовой информации.
Судом на основании материалов дела установлено, что постановление комитета N 43/65 опубликовано в официальном средстве массовой информации -газете "Южноуральская панорама".
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги определяются Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с п. 53 Основ ценообразования, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, одобренного Правительством Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам устанавливает до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные минимальные и (или) максимальные уровни регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе предельные минимальные и (или) максимальные уровни регулируемых тарифов (цен) для населения.
Указанные предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов устанавливаются (в том числе методом индексации) не менее чем на год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на указанную тепловую энергию (подп. 3 п. 54 Основ ценообразования).
Согласно п. 59 Основ ценообразования, тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.
Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии определены в разделе 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (ред. от 14.12.2004) (далее - Методические указания). При этом тарифные группы (базовые потребители, население, прочие потребители) предусмотрены п. 27 Методических указаний для потребителей электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода, отборный пар давлением от 1,2 до 2,5 кг/кв.см, от 2,5 до 7,0 кг/кв.см, от 7,0 до 13,0 кг/кв.см, свыше 13,0 кг/кв.см, острый и редуцированный пар. В целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.
В силу п. 29.5 Методических указаний по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
Судом на основании материалов дела установлено, что для реализации указанных положений на территории Озерского городского округа утвержден тариф на тепловую энергию для населения.
Между тем, поскольку расчеты за тепловую энергию, отпускаемую населению, с открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" производятся управляющими компаниями - исполнителями коммунальных услуг, в постановлении указан тариф на тепловую энергию для исполнителей коммунальных услуг - для последующей реализации населению.
Таким образом, как правильно указал суд, данный тариф установлен не для оплаты тепловой энергии, потребляемой указанными организациями, а при расчетах за тепловую энергию, приобретаемую для передачи населению.
В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что комитетом не допущено незаконного установления пониженного тарифа на тепловую энергию для организаций - исполнителей коммунальных услуг.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал кооперативам в удовлетворении требования о признании недействующим п. 1.3 приложения N 1 к постановлению N 43/65.
В остальной части решение суда является правомерным и обоснованным и сторонами по делу не оспаривается.
Доводы кооперативов, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом исследования суда и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2009 по делу N А76-6818/2009-50-126 оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского гаражно-строительного кооператива N 121, Потребительского гаражного кооператива N 143, Потребительского гаражного кооператива N 96, Потребительского гаражного кооператива N 95, Потребительского гаражного кооператива N 92 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода, отборный пар давлением от 1,2 до 2,5 кг/кв.см, от 2,5 до 7,0 кг/кв.см, от 7,0 до 13,0 кг/кв.см, свыше 13,0 кг/кв.см, острый и редуцированный пар. В целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.
В силу п. 29.5 Методических указаний по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
...
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал кооперативам в удовлетворении требования о признании недействующим п. 1.3 приложения N 1 к постановлению N 43/65."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2009 г. N Ф09-7704/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника