Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 октября 2009 г. N Ф09-7764/09-С2
Дело N А50-14508/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Артемьевой Н.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.05.2009 по делу N А50-14508/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Фонда - Решетникова Г.С.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Пермского отделения Свердловской железной дороги (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 30.06.2008 N 740 о непринятии к зачету расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, в сумме 105 759 руб. 51 коп.
Решением суда от 14.05.2009 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены в части. Признано недействительным оспариваемое решение в части непринятия к зачету расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, в сумме 88 247 руб. 17 коп. , в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 (судьи Нилогова Т.С., Риб Л.Х., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит оспариваемые судебные акты в части удовлетворения требований общества отменить, полагая, что выводы судов необоснованны и сделаны с нарушением требований Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994 N 101, Инструкции о порядке учета и расходования средств Фонда социального страхования от 09.03.2004 N 22. Фонд полагает, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке и надлежащим образом оформленный листок нетрудоспособности только на момент его проверки контролирующим органом, а не судом. Кроме того, Фонд полагает, что поскольку обществом спорные расходы производились с нарушением Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 (далее - Инструкции N 206), то внесение исправлений в листки нетрудоспособности после их оплаты и выявления данного обстоятельства при проверке с бесспорностью свидетельствует о расходовании обществом средств обязательного социального страхования с нарушением законодательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена документальная выездная проверка по вопросу правильности осуществления расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.10.2006 по 31.12.2007, по результатам проверки принято решение от 30.06.2008 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Основанием для принятия решения послужили выводы проверяющих о том, что общество начисляло и выплачивало пособия по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением положений Инструкции N 206 и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее - постановление N 21).
Полагая, что данное решение Фонда нарушает его права, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, незаконным.
Суды, частично удовлетворяя требования общества, пришли к выводам о том, что совокупность надлежащих доказательств подтверждает не только факт утраты трудоспособности работников общества, но и то, что нарушения в оформлении данных листков носили устранимый характер, а также о недоказанности Фондом нарушений законодательства при принятии обществом к зачету расходов на цели обязательного социального страхования.
Выводы судов правильные и обоснованные.
В соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обеспечения, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу п. 5 ст. 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
Согласно п. 1 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минздравмедпрома России 13.01.1995 N 5, основанием для начисления и выплаты пособия по временной трудоспособности является листок нетрудоспособности.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу п. 10 названного Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и п. 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя.
Инструкция N 206 о порядке выдачи документов, удостоверяющих нетрудоспособность граждан, не содержит запрета на внесение исправлений в выданные больничные листы, в том числе после проведения проверки соответствующим органом. Пунктом 3 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минздравмедпрома России 13.01.1995 N 5, также не установлен период, в течение которого в дефектные листки нетрудоспособности могут вноситься исправления.
Признавая незаконным отказ Фонда в принятии к зачету расходов общества в сумме 483 руб. 33 коп. (за один день - 16.06.2006) в связи с выводом Фонда о нарушении обществом срока выплаты пособия по нетрудоспособности (оплата пособия завершена в день регистрации направления на медико-социальную экспертную комиссию (далее - МСЭК), суды исходили из наличия страхового случая и отсутствия законных оснований для такого отказа.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечениями пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ ) предусмотрено, что пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу до дня установления инвалидности. Указанный закон вступил в силу с 01.01.2007, а новый Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздравсоцразвития России 01.08.2007 N 514 и вступил в силу 28.11.2007.
Согласно п. 29 данного Порядка при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в медико-социальной экспертной комиссии. Однако нормы Закона N 255 и указанного Порядка к рассматриваемым отношениям применению не подлежали. Доказательств наличия ущерба Фонду в материалах дела не представлено.
Частью 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами установлено, что непринятие к зачету расходов, произведенных обществом на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 52 361 руб. 47 коп. , связано с несущественными и устранимыми нарушениями в оформлении листков нетрудоспособности, факты наступления страховых случаев и утраты трудоспособности работниками общества подтверждаются материалами дела.
Кроме того, судами в соответствии с требованиями п. 3.3 Инструкции N 206, действующей до 27.11.2007, правомерно установлено, что поскольку пособие Филимонову А.Е обществом было оплачено по 16.06.2006 (оплата завершена на дату регистрации направления на МСЭК - 16.06.2006), то в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации общество вправе произвести выплату пособия, включая и день регистрации направления на медико-социальную экспертную комиссию (т.е. за 16.06.2006) в рамках действующего на этот момент законодательства.
Довод заявителя о том, что поскольку фактически инвалидность Филимонову А.Е. установлена не с 16.06.2006, а с 01.06.2006 (том 1, л.д.25), то неправильное установление времени выдачи больничного листа, предшествовавшего установлению инвалидности, привело к ущербу бюджету Фонда, судом кассационной инстанции отклоняется. Это обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в возмещении соответствующих расходов, произведенных страхователем по больничному листу, выдача которого с указанным сроком никем не оспорена и свидетельствует о получении пособия в завышенном размере застрахованным лицом - Филимоновым А.Е., к которому Фонд вправе предъявить соответствующий иск. Кроме того, указанное обстоятельство не являлось самостоятельным основанием для отказа Фонда, изложенного в акте проверки, в возмещении обществом спорных расходов и поэтому судом при рассмотрении дела по существу не исследовалось.
В соответствии с п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, пособие по временной нетрудоспособности не выдается при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем.
Нормативный порядок установления причинно-следственной связи в указанных случаях в связи с признанием недействительным п. 2.10 Инструкции N 206 решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2002 N 02-311 в законодательстве не урегулирован.
Однако п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.1994 N 556а утверждено Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию. В соответствии с п. 3.1 указанного положения комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию вправе принимать участие в выяснении администрацией предприятия обстоятельств несчастных случаев в производстве, в быту, в пути на работу или с работы.
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются, в частности, заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
Судами с учетом ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и совокупности надлежащих доказательств, представленных страхователем в материалы дела (заключение комиссии по социальному страхованию, акт служебного расследования, объяснение,. Трапезникова А.Н., содержание эпикриза) сделан обоснованный вывод о доказанности отсутствия причинно-следственной связи между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением, поскольку причиной травмы являлись соответствующие неблагоприятные погодные условия (гололед).
Иных доказательств (медицинского заключения, данного с соблюдением соответствующей процедуры, актов расследования уполномоченными на это органами) Фондом в нарушение требований ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Вывод суда о наличии надлежащих доказательств, подтверждающих указанную связь, соответствует вышеуказанным требованиям материального и процессуального права. Ходатайств о назначении судом независимой экспертизы или заявлений о фальсификации доказательств протоколы судебных заседаний также не содержат. Судом установлен факт отсутствия злоупотребления страхователем при заявлении спорных расходов к возмещению.
В силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.05.2009 по делу N А50-14508/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, пособие по временной нетрудоспособности не выдается при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением, а также вследствие злоупотребления алкоголем.
Нормативный порядок установления причинно-следственной связи в указанных случаях в связи с признанием недействительным п. 2.10 Инструкции N 206 решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2002 N 02-311 в законодательстве не урегулирован.
Однако п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.1994 N 556а утверждено Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию. В соответствии с п. 3.1 указанного положения комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию вправе принимать участие в выяснении администрацией предприятия обстоятельств несчастных случаев в производстве, в быту, в пути на работу или с работы.
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются, в частности, заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2009 г. N Ф09-7764/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника