Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 октября 2009 г. N Ф09-7831/09-С1
Дело N А60-19430/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижнетагильский торгово-экономический колледж" (далее - колледж) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2009 по делу N А60-19430/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
колледжа - Татаринова Л.А. (доверенность от 15.12.2008 N 1442), Ждановских В.Б. (доверенность от 30.07.2009 N 54);
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - управление) - Насретдинова А.Ф. (доверенность от 13.05.2009 N 62-07-30/18).
Колледж обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления управления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.04.2009 N 62-12-11/784.
Определением суда от 23.06.2009 (судья Плюснина СВ.) производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 (судьи Грибиниченко О.Г., Гулякова Г.Н., Богданова Р.А.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе колледж просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, поскольку носит властно-распорядительный характер и напрямую затрагивает права и законные интересы колледжа в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде в силу ч. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; а также на неправомерность отказа апелляционного суда в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Управление в отзыве на кассационную жалобу колледжа указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности колледжа за период с 2006 по 2008 гг.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности колледжа от 03.04.2009, на основании которого управлением 24.04.2009 в отношении колледжа вынесено представление N 62-12-11/784 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Не согласившись с данным представлением, колледж обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его недействительным.
Прекращая производство по делу, суды исходили из того, что оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно-распорядительный характер и не нарушает прав и законных интересов учреждения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, установлено, что управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
Согласно п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы, а также норм гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для аего правовые последствия.
Исследовав обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обжалуемое представление носит информационный характер, поскольку предлагает колледжу лишь рассмотреть его и принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; из оспариваемого представления не усматривается каких-либо властных предписаний. Из этого судами сделан вывод о том, что представление не нарушает права и законные интересы колледжа, в связи с чем не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в судебном порядке.
Данный вывод судов подтверждается материалами дела. Доказательств того, что в связи с изданием оспариваемого представления наступили какие-либо неблагоприятные для него последствия, колледжем в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно прекратили производство по делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2009 по делу N А60-19430/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Нижнетагильский торгово-экономический колледж" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, установлено, что управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
Согласно п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2009 г. N Ф09-7831/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника