Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 октября 2009 г. N Ф09-8030/09-С3
Дело N А71-3895/2009А31
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Первухина В.М., судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А71-3895/2009А31 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кирпикова Е.С. (доверенность от 01.01.2009 N 334-28/50);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция) - Шишкин С.С. (доверенность от 18.12.2008 N 04-33/21028).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.01.2009 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 03.06.2009 (резолютивная часть от 01.06.2009; судья Коковихина Т.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 (судьи Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное толкование судом апелляционной инстанции подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете). По мнению заявителя кассационной жалобы, действующим законодательством не установлена обязанность налогоплательщика представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе, считает его законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, обществом 31.10.2008 в инспекцию представлены бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008.
По факту обнаружения несвоевременного представления обществом указанных документов инспекцией составлен акт от 26.12.2008 N 158 и принято решение от 27.01.2009 N 1. Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 100 руб.
Общество обратилось с жалобой на решение инспекции от 27.01.2009 N 1 в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике. Решением названного Управления от 12.03.2009 N 11-3-03/02772 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что принятое инспекцией решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, поскольку подп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности, как это было предусмотрено подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).
Отменяя решение суд первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что обязанность налогоплательщика представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган установлена подп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса и п. 12 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 1-2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных статистического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Согласно п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).
Согласно п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что организации в отличие от индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, обязаны без запроса представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность по месту их нахождения.
За непредставление в срок документов, предусмотренных Кодексом, п. 1 ст. 126 данного Кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый документ.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что согласно письму отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Ижевске от 01.12.2008 г. N 553 общество направило пакет с бухгалтерским отчетом и отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008 г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 31.10.2008 при установленном сроке до 30.10.2008, инспекция правомерно привлекла общество к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса.
Таким образом, доводы общества подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм налогового законодательства.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А71-3895/2009А31 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
...
За непредставление в срок документов, предусмотренных Кодексом, п. 1 ст. 126 данного Кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый документ.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что согласно письму отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Ижевске от 01.12.2008 г. N 553 общество направило пакет с бухгалтерским отчетом и отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2008 г. в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 31.10.2008 при установленном сроке до 30.10.2008, инспекция правомерно привлекла общество к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса.
Таким образом, доводы общества подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2009 г. N Ф09-8030/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8030/09-С3