Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 октября 2009 г. N Ф09-7077/09-С6
Дело N А76-27872/2008-63-37/23
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Смирнова А.Ю., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2009 по делу N А76-27872/2008-63-37/23 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания "ППСК" (далее - общество "Компания "ППСК") - Тетюков К.В. (доверенность от 28.10.2008).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Компания "ППСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Челябинска, выразившееся в оставлении без рассмотрения (не рассмотрении по существу) заявления общества "Компания "ППСК" от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка по ул. Российская в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта, а также о признании недействительным распоряжения первого заместителя главы г. Челябинска от 06.08.2008 N 2937-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 002992-06-2008 и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания с многоуровневой автопарковкой по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "Техпромкомплект" (далее - общество "Техпромкомплект").
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - Управление архитектуры), общество "Техпромкомплект", предприниматель Балакин Георгий Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройком" (далее - общество "СК "Стройком), открытое акционерное общество "ЧЭМК" (далее - общество "ЧЭМК"), Чубур Н.П., Горшкова Н.И., Полукеева Серафима Павловна, Полукеев Юрий Федорович, Зверева Лидия Федоровна, Харченко Татьяна Федоровна, Веретенникова Людмила Федоровна, Лихачева Елена Юрьевна, Драчева Вера Петровна, Гизатуллина Альфия Галимжановна, Калугина Наталья Филипповна, Калугин Юрий Федорович, Мирошниченко Юрий Николаевич, Камзина Валентина Павловна, Лейтер Владимир Евгеньевич, Евтихов Андрей Феликсович, Жильцова Ирина Юрьевна, Батюгин Николай Иванович, Кочнева Раиса Александровна, Бородкина Татьяна Николаевна, Мухаркин Виктор Александрович.
Решением суда от 14.04.2009 (судья Михайлова Е.А.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации г. Челябинска, выразившееся в оставлении без рассмотрения (не рассмотрении по существу) заявления общества "Компания "ППСК" от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта. Распоряжение первого заместителя главы г. Челябинска от 06.08.2008 N 2937-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 002992-06-2008 и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания с многоуровневой автопарковкой по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "Техпромкомплект" признано недействительным. На администрацию г. Челябинска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Компания "ППСК" путем рассмотрения по существу в месячный срок со дня вступления решения в законную силу его заявления от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса по ул. Российская в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 (судьи Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение судами ч. 4 ст. 198, ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, выводы судов о том, что спорный земельный участок должен предоставляться на торгах является неправильным, поскольку ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязательного проведения торгов не предусмотрено, а также указывает на то, что земельный участок не сформирован.
Заявитель считает, что общество "Компания "ППСК" не было лишено права на выражение своей заинтересованности в получении спорного земельного участка, так как сведения о поступившем заявлении общества "Техпромкомплект" и начале работ по выбору спорного земельного участка были опубликованы в газете "Челябинск за неделю". Заявитель полагает, что обществом "Компания "ППСК" не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением. Кроме того, заявитель отмечает, что со стороны администрации г. Челябинска отсутствовало бездействие, поскольку заявление общества "Компания "ППСК" было рассмотрено и на него дан ответ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Компания "ППСК" обратилось в администрацию г. Челябинска с заявлением от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта. Факт получения администрацией г. Челябинска данного заявления подтверждается штампом и отметкой даты принятия - 31.05.2007.
В комитет 09.01.2008 поступило заявление общества "Компания "ППСК" о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта, а также копия заявления общества "Компания "ППСК" от 31.05.2007.
Письмом от 25.01.2008 исх. N 625 комитет направил указанные заявления в адрес Управления архитектуры, которые поступили в адрес последнего 07.02.2008, что подтверждается штампом с отметкой даты поступления - 07.02.2008 и входящим номером 2520.
В администрацию г. Челябинска с заявлением от 13.02.2008 исх. N 09 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-офисного здания с многоуровневой автопарковкой по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска обратилось общество "Техпромкомплект". Согласно штампам с отметками даты принятия данное заявление поступило в администрацию г. Челябинска 14.02.2008, в Управление архитектуры 18.02.2008.
Общество "Компания "ППСК" обратилось к администрации г. Челябинска с письмом от 22.04.2008 исх. N 38, в котором указало, что им не получен какой-либо ответ на заявление от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска с предварительным согласованием места размещения объекта, и просило дать ответ о результатах рассмотрения указанного заявления.
Общество "Компания "ППСК" направило главе г. Челябинска письмо от 02.06.2008 исх. N 55, в котором сообщило о неполучении ответа на заявление от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка и на письмо от 22.04.2008 исх. N 38, и повторно просило дать ответ о результатах рассмотрения своего заявления.
Администрацией г. Челябинска 03.06.2008 в газете "Челябинск за неделю" N 18 (309) опубликованы сведения о поступившем заявлении общества "Техпромкомплект" и начале работ по формированию земельного участка для строительства объекта - торгово-офисного здания с многоуровневой автопарковкой по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска - без проведения торгов.
Письмом от 10.06.2008 N 4849/6к Управление архитектуры сообщило обществу "Компания "ППСК" о том, что администрацией г. Челябинска принято решение о разработке документации по планировке территории в границах ул. Российская - ул. Лобкова - река Миасс, заказчиком которой является Управление архитектуры, которая выполняется в увязке с работой, выполняемой по планировке прибрежной территории р. Миасс в соответствии с распоряжением первого заместителя главы г. Челябинска от 23.04.2008 N 1201-д "О разработке документации по планировке территории поймы р. Миасс и прилегающих к ней территорий от Шершневской плотины до северной границы г. Челябинска в Центральном, Калининском, Курчатовском и Металлургическом районах", и указало, что после разработки и утверждения указанной документации, сформированные участки будут выставлены на торги, в связи с чем предложило обществу "Компания "ППСК" принять участие в торгах на общих основаниях.
Письмом от 23.06.2008 общество "Компания "ППСК" вновь обратилось к главе г. Челябинска, в котором просило сообщить причины отсутствия ответа по заявлению от 31.05.2007, а также причины рассмотрения заявки общества "Техпромкомплект" от 18.02.2008 на предоставление земельного участка в границах земельного участка, испрашиваемого обществом "Компания "ППСК".
Письмом от 31.07.2008 исх. N 033-24/350 администрация г. Челябинска сообщила обществу "Компания "ППСК" о рассмотрении его обращения, изложенного в письме от 23.06.2008, и проведении проверки по заявленным фактам нарушения действующего законодательства, и указала, что о результатах проведенной проверки заявителю будет направлен мотивированный ответ администрации г. Челябинска.
Распоряжением первого заместителя главы г. Челябинска от 06.08.2008 N 2937-д обществу "Техпромкомплект" утвержден акт выбора земельного участка N 002992-06-2008 и предварительно согласовано место размещения торгово-офисного здания с многоуровневой парковкой по ул. Российской в Калининском районе г. Челябинска.
Общество "Компания "ППСК", полагая, что бездействие администрации по не рассмотрению его заявления от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является незаконным, а распоряжение первого заместителя главы г. Челябинска от 06.08.2008 N 2937-д о предоставлении земельного участка обществу "Техпромкомплект" при наличии заявки общества "Компания "ППСК" о предоставлении того же земельного участка недействительным, и указывая, что бездействие администрации и названное распоряжение нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Установив, что заявление общества "Компания "ППСК" от 31.05.2007 о предоставлении земельного участка для строительства администрацией г. Челябинска не рассмотрено и ответ на него не был дан, суды пришли к выводу о том, что администрацией г. Челябинска допущено незаконное бездействие.
При этом судами не принято в качестве доказательства, подтверждающего ответ на заявление общества "Компания "ППСК" от 31.05.2007, письмо Управления архитектуры от 10.06.2008 N 4849/6к, поскольку как следует из названного письма, ответ подготовлен на заявление общества "Компания "ППСК", поступившее в комитет 09.01.2008.
Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на спорный земельный участок претендуют общество "Компания "ППСК" и общество "Техпромкомплект". На момент обращения общества "Техпромкомплект" (13.02.2008) уже имелось заявление общества "Компания "ППСК" о предоставлении спорного земельного участка, которое органом местного управления не рассмотрено и решение по нему не принято.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Между тем одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку общество "Компания "ППСК" и общество "Техпромкомплект" обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, учитывая необходимость обеспечения законных интересов всех лиц, подавших заявки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что предоставление участка должно производиться на торгах, в связи с чем признали оспариваемое распоряжение не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права общество "Компания "ППСК" на получение земельного участка на торгах.
Довод администрации г. Челябинска о том, что ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательное проведение торгов, не принимается, поскольку в данном случае, учитывая принципы земельного законодательства, проведение торгов не противоречит положениям ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что обществом "Компания "ППСК" не доказано нарушение оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов, отклоняется. Обстоятельства дела исследованы судами всесторонне и полно, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов(ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2009 по делу N А76-27872/2008-63-37/23 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Между тем одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
...
Довод администрации г. Челябинска о том, что ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательное проведение торгов, не принимается, поскольку в данном случае, учитывая принципы земельного законодательства, проведение торгов не противоречит положениям ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2009 г. N Ф09-7077/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника