Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Порядок работы
Центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
(утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30 октября 2009 г. N 39-д)
1. Общие положения
1. Настоящий порядок разработан на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" с целью обеспечения нормативных и организационных условий деятельности Центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее - Комиссия).
2. Комиссии создаются в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении (трудностями в социальной адаптации), трудностями в обучении и проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
3. Комиссии создаются и определяются их составы Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (далее - министерство образования).
4. Комиссии создаются в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований Свердловской области.
5. Министерство образования, образовательные учреждения и Комиссии информируют родителей (законных представителей) об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы Комиссий.
6. Контроль качества деятельности Комиссий осуществляется министерством образования.
7. Комиссии в своей деятельности руководствуются международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим федеральным и областным законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей.
2. Порядок создания и основные направления деятельности Центральной комиссии
8. Центральная комиссия создается на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Ресурс" (далее - Центр "Ресурс") и является его структурным подразделением.
Центральная комиссия создается и ликвидируется приказом министерства образования.
9. Центральная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим порядком.
10. Основными направлениями деятельности Центральной комиссии являются:
1) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
4) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
5) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
6) определение по результатам обследования характера коррекционно-развивающей помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
7) оформление коллегиального заключения с рекомендациями по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка;
8) методическое обеспечение диагностического процесса, взаимодействие с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений;
9) формирование предложений по организации условий развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
10) формирование информационной базы о детях с особыми образовательными потребностями с соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.07.2006 г."
11) создание информационной базы данных об образовательных учреждениях, о классах в образовательных учреждениях, реализующих программы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, которые могут быть рекомендованы родителям (законным представителям);
11. Основными направлениями деятельности Центральной комиссии также являются:
1) координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий, в том числе территориальных комиссий, созданных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
2) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
12. Организация деятельности Центральной комиссии осуществляется руководителем Центра "Ресурс". Материально-техническое обеспечение и финансирование Центральной комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных Центру "Ресурс".
13. Центральная комиссия взаимодействует с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами по трудоустройству, общественными организациями по оказанию помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
14. Центральная комиссия имеет свои бланки документов и печать с собственным наименованием.
15. Центральная комиссия формирует предложения:
1) по развитию сети образовательных учреждений с целью обеспечения ее доступности и адаптивности в соответствии с потребностями детей, проживающими в муниципальных образованиях Свердловской области;
2) по улучшению работы территориальных комиссий;
3) по созданию либо ликвидации территориальных комиссий;
4) по работе с территориальными комиссиями, созданными органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
3. Порядок создания и основные направления деятельности территориальных комиссий
16. Территориальные комиссии создаются на базе областных государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Свердловской области (далее - образовательные учреждения) при наличии соответствующих условий и являются их структурными подразделениями.
Территориальные комиссии создаются и ликвидируются приказом министерства образования.
17. Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим порядком.
18. Основными направлениями деятельности территориальной комиссии являются:
1) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
4) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
5) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
6) определение по результатам обследования характера коррекционно-развивающей помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
7) оформление коллегиального заключения с рекомендациями по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка;
8) методическое обеспечение диагностического процесса, взаимодействие с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений;
9) формирование предложений по организации условий развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
10) формирование информационной базы о детях с особыми образовательными потребностями с соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
11) создание информационной базы данных об учреждениях, о классах в образовательных учреждениях, реализующих программы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, которые могут быть рекомендованы родителям (законным представителям).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18. Организация деятельности территориальных комиссий осуществляется руководителями образовательных учреждений, материально-техническое обеспечение и финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных данным образовательным учреждениям.
19. Территориальные комиссии имеют свои бланки документов и печать с собственным наименованием.
4. Организация деятельности Комиссии
20. Обследование детей Комиссией осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), а также по инициативе специалистов образовательных учреждений, органов здравоохранения, других организаций, имеющих право рекомендовать обследование детей.
В случае инициативы обследования ребенка со стороны специалистов образовательных учреждений, органов здравоохранения, других организаций, имеющих право рекомендовать обследование детей, необходимо получение согласия родителей (иных законных представителей), оформленное в письменном виде.
21. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (иных законных представителей). При необходимости прием может быть анонимным (в режиме консультации).
22. Для проведения обследования ребенка на комиссии родители (иные законные представители) предъявляют:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, установленный федеральным законодательством;
2) законные представители ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывающегося в семье опекуна (попечителя) или в приемной семье, дополнительно представляют акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) или договор о передаче ребенка в приемную семью, заключенный в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
3) документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, учреждений системы здравоохранения и другие учреждений, создаваемых в установленном законом порядке, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
4) свидетельство о рождении ребенка;
5) амбулаторную карту ребенка;
6) копию карты обучающегося (если ребенок обучался).
23. Для оформления протокола обследования родители (иные законные представители) передают в комиссию следующие документы:
1) заявление от обоих родителей или одного родителя (при наличии документов, подтверждающих, что он воспитывает ребенка один), иных законных представителей о проведении обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией;
2) заключение психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (при наличии);
3) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врача-педиатра, врача-невролога, врача-офтальмолога, врача-психиатра (при наличии), в случае необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке психолого-медико-педагогическая комиссия с согласия родителей (иных законных представителей) может направить запрос соответствующим медицинским специалистам и перенести обследование ребенка на другое время;
4) педагогическое представление или характеристику;
5) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, отражающие особенности его развития.
24. Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
25. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
26. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для выработки рекомендаций Заключения комиссии.
27. Заключение врача-психиатра в протокол не вносится. Сведения о клиническом психиатрическом диагнозе ребенка предоставляются родителям (законным представителям) с соблюдением требований конфиденциальности.
28. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
29. Коллегиальное заключение содержит рекомендации о направленности образовательной программы, специальных условиях получения образования и индивидуальном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, необходимой дополнительной помощи специалистов.
30. Протокол и заключение Комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и председателем комиссии (лицом, исполняющим обязанности), заверяется печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением.
31. Комиссию возглавляет руководитель структурного подразделения (председатель), назначаемый на должность руководителем образовательного учреждения.
32. В состав Комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог, врачи (педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр, имеющий специализацию по детский психиатрии).
При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Врачи включаются в состав комиссии по согласованию с Министерством здравоохранения Свердловской области или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
33. Комиссией ведется следующая документация:
1) журнал предварительной записи детей на обследование (хранится не менее 5 лет после окончания ведения);
2) журнал учета детей, прошедших обследование (хранится не менее 5 лет после окончания ведения);
3) карта ребенка, прошедшего обследование (хранится не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет);
4) протокол обследования ребенка (далее - протокол) (хранится не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет);
34. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.
35. Для реализации настоящего Порядка руководителем образовательного учреждения утверждаются должностные обязанности председателя, специалистов, которые являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого между руководителем образовательного учреждения и специалистами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.